Читайте также
Пока Яир Лапид ведет главную битву своей жизни за сохранение законопроекта о нулевом НДС (целесообразность которого не признает почти никто и который, в лучшем случае, касается 4-7 тысяч квартир), происходит следующее: государство утвердило «эвакуацию» тысяч бедуинов из района Иерусалима и Иорданской долины. Иными словами, будут изгнаны те, кого уже изгоняли в 1948 году. Все это для того, чтобы освободить землю для расширения поселений.
Верховный суд планирует обсуждения четвертой поправки к Закону о нелегальных мигрантах (похожий вариант был единогласно отвергнут судьями год назад). 43 «отказникам» из разведывательного подразделения 8200 (резервистам, которые сочли своим моральным долгом подвергнуть критике методы работы своей военной части) устраивают общественную расправу, в которой участвуют как правые политики, так и представители парламентской оппозиции.
Все перечисленное выше происходит наряду с «рутинными» вещами: гибель палестинцев в Иудее, Самариии и в Восточном Иерусалиме в результате столкновения с силами безопасности (при этом разъяснения армии и полиции не всегда совпадают с результатами вскрытия тел погибших); увольнения и аресты тех, кто подвергает действия властей в Facebook; травля левых и, в общем-то, всех, кто недоволен нынешней властью.
Существует высокая вероятность того что закон Лапида будет похоронен или умрет естественной смертью. А вместе с этим законом будет похоронена и политическая карьера Лапида. Партия Еш атид, по всей вероятности, останется в политической истории государства случайным эпизодом.
Это связано с гораздо более глубокими процессами, чем нынешний бюджетный конфликт между «мистером безопасность» Биньямином Нетаниягу и «защитником среднего класса» Яиром Лапидом. Это не связано с операцией «Нерушимая скала», «исламским халифатом», претензиями главы минфина на премьерство или его статусами в Фейсбуке. Все намного основательнее и глубже.
Задача оказалась не по силам Лапиду и его партии. В стране, где демократия рушится прямо на глазах, а фундаментальный вопрос прав человека является капризом «радикального» меньшинства, не могут существовать ни процветающая экономика, ни социальная справедливость, ни достойно живущий средний класс, ни реформы, ни свободный рынок. В таком месте не растет ничего, кроме страха, невежества, бедности, готовности беспрекословно подчиняться – все это сопровождается насилием (как со стороны государства, так и со стороны населения).
Структурный «баг» партии Еш атид, движения, которое в своей основе не является демократическим, - общий для всего социально-экономического лагеря, который потребовал и получил (вполне справедливо) политический статус с целью продвижения нового экономического устройства. Самым главным упущением представителей этого лагеря является то, что им не хватило мудрости объединиться с другими силами под общим знаменем демократии и прав человека, которые включают в себя и право на достойную оплату труда, достойное экономическое существование.
Все эти силы должны были выступить единым фронтом против Молоха «безопасности», против запугивания населения, против насилия, ксенофобии и оккупации – всего того, что предложило гражданам правительство Нетаниягу.
Потому что речь идет о происходящей в стране войне культур: националистический, изоляционистский иудаизм, который настаивает на продолжении оккупации «из соображений безопасности» - против демократического лагеря, который считает демократию высшей ценностью и стремится стать интегральной частью западного либерализма.
Представители первого лагеря осознают ситуацию и действуют соответственно. Айелет Шакед, Ярив Левин, Ури Ариэль знают, чего они хотят и что для этого делать. Во втором лагере наблюдаются растерянность и раскол. Авода, Еш атид, МЕРЕЦ, несмотря на все свои различия, должны были действовать сообща во имя спасения израильской демократии. Вместо этого Захава Гальон и Став Шафир ведут борьбу на политической обочине, Ципи Ливни пытается маневрировать в правительстве, Шели Яхимович и Ицхак Герцог пытаются выглядеть большими патриотами. Лапид? Он ведет последний и решительный бой за нулевой НДС.
Таким образом, многочисленные силы, которые желают видеть в Израиле секулярную либеральную демократию западного типа растрачивают свою энергию впустую и хоронят себя под обломками карьеры Лапида. Такова нынешняя ситуация светского демократического лагеря.
Равит Гехт, «Гаарец»