Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель Авив
+30+21

Мнения

А
А

Королевство Иордания - арабское палестинское государство

Только национальное размежевание позволит надеяться на создание в будущем дружеских отношений между двумя народами, освобожденными от взаимных подозрений.

pales_jgut_flag_israel
Фото: AP

В Израиле, в отличие от очень многих стран, до сих пор нет Закона о национальной безопасности. Закона, принятого по всем правилам демократической процедуры, определяющего, как и любой Основной закон, деятельность исполнительной власти, правительства и ведомств.

Именно поэтому каждое наше новое правительство может нас удивить, а каждые выборы у нас судьбоносные.

В первую очередь это относится к спору о нашем праве на еврейскую национальную государственность на Земле Израиля. Наша национальная политика - это политика реагирования на сиюминутную ситуацию, а не демократически определенных национальных, в том числе и геополитических, интересов.
 
Комиссия Винограда, расследовавшая итоги Ливанской войны 2006 г., четко и ясно указала отсутствие концепции национальной безопасности, как основную проблему национальной политики. Однако этот главный вывод комиссии наша политическая система постаралась не заметить.
 
Принятие на рассмотрение комиссией  Кнессета законопроекта о признании  Иордании палестинским арабским государством, наверное, первый законопроект, который начинает демократический процесс обсуждения проблемы решения арабо-еврейского конфликта не как реакции на действия того или иного президента США, или того или иного арабского лидера, а как долговременного концептуального решения, юридически и геополитически обоснованного, с учетом реального, а не придуманного прошлого, каким была провалившаяся концепция Осло, принятая и реализованная вне какой то ни было демократической процедуры, начиная с грубого нарушения предвыборных обещаний гражданам–"пропеллерам", и до нагло купленного голосования по ратификации соглашения.
 
Предложенная на обсуждение Кнессета концепция основывается на положениях Мандата на Палестину, выданному Лигой Наций Великобритании в 1922 г.
 
Современная политическая и юридическая  актуальность этого акта Лиги Наций  в урегулировании арабо-еврейского конфликта подтверждена израильско-иорданским мирным договором 1994 г., который прямо и четко определил, что граница двух государств определяется границами, установленными мандатом.
 
В статье 3 параграфе 1 договора сказано: "Международные границы между Израилем и Иорданией определяются со ссылкой на границы, которые были определенны под действием мандата …"
 
При этом Иордания согласилась, "не предопределять будущий юридический статус любых территорий, которые попали под военный контроль правительства Израиля в 1967 г." (параграф 2 статьи 3 договора).
 
О чем собственно идет речь в этих двух параграфах израильско-иорданского  мирного договора?

Само понятия Палестина, как административной единицы, со времен римлян и до Первой мировой войны не существовало. Была Палестина как терминологический эквивалент христианского понятия Святая Земля, или Земля Израиля. Арабы и османы знали Сирию с центром в Дамаске, разделенную на вилайеты, которые охватывали территорию современных Ливана, Сирии, Иордании и Израиля.

Про видение арабами Палестины  не как самостоятельной территориально-национальной единицы, а лишь южной части Сирии лучше всего говорит тот факт, что провозглашенный в 1913 г. в Париже Арабский сирийский конгресс, только в 1923 г. задним числом переименовал себя в Арабский палестинский.
 
Когда страны Антанты в ходе Первой мировой войны приступили к дележу зон влияния на Ближнем и Среднем Востоке, они вели два параллельных переговорных процесса: между собой о разделе зон влияния, и с будущими контрагентами в этих зонах.
 
Раздел зон влияния был оформлен в тройственном тайном соглашении Британии, Франции и России, известном как соглашение 1916 г. Сайкса-Пико–Сазонова, к которому в последний момент присоединилась Италия, и который бы так и остался неизвестным широкой публике, если бы большевистское правительство Ленина, не опубликовало его в декабре 1917 г.
 
Переговоры с будущими контрагентами  в Сирии велся параллельно  со Всемирной сионисткой организацией, представителем арабов шерифом Мекки (то есть прямым потомком пророка Мухаммеда) Хусейном, которого представлял его сын, будущий король Сирии и Ирака, эмир Фейсал, и христианами Ливана.
 
Требования арабов были сформулированы в Дамасском протоколе 1915 г. о создании единого или федеративного арабского государства на всей территории Сирии, Месопотамии и Аравийского полуострова. Переговоры с арабами, представленными шерифом Мекки Хусейном, известны по его переписке с британским комиссаром Египта МакМагоном, и их результаты представлены в письме МакМагона Хуссейну от 4 июля 1915 г., а также декларацией Хоггарта 1918 г. Согласно этой декларации, арабам была обещана государственность восточнее линии Алеппо–Хама –Хомс-Дамаск – без Палестины и Горного Ливана.
 
2 ноября 1917 г. Британия в Декларации Бальфура определила свое признание территории западнее этой линии, за исключением христианского Ливана, как территорию для воссоздания еврейской государственности.
 
По сути, декларации Хогарта и Бальфура определяли раздел Сирии на еврейское и арабское государства. 

Этот раздел был  закреплен договором Фейсала–Вейцмана на Парижской мирной конференции 3 января 1919 г., утвержден Верховным Советом Антанты в 1920 г. в Сан-Ремо, и включен в Сервский договор с Турцией. Арабское государство оказывалось под контролем Франции, еврейское - Великобритании.
 
Арабы постоянно пытались пересмотреть возможность воссоздания еврейской  государственности в Палестине  – Земле Израиля. Сначала в меморандуме 29 января 1919 г., направленного эмиром Фейсалом Парижской мирной конференции. В нем оспаривалось историческое право еврейского народа на Палестину, на основании того, что "… арабы владели Палестиной раньше всех и дольше всех… " Затем - в резолюции Всеобщего сирийского конгресса 1919 г., известной как "Дамасская программа ": "Мы выступаем против претензий сионистов на создание еврейского государства в южной части Сирии, известной под названием Палестина, и против сионистского переселения в любую часть нашей страны...". Восьмой параграф документа провозглашал: "Мы требуем, чтобы южная часть Сирии, известная как Палестина, ни в коем случае не отделялась от сирийской страны". Однако претензии арабского национального движения были отвергнуты и британцами, и позднее Лигой Наций.
 
В результате англо-французских противоречий, подавления Францией восстания в Сирии, и изгнания из Дамаска Фейсала, план создания единой арабской страны был провален. Использовав этот факт, как нарушение условий, оговаривающих выполнение соглашения с Вейцманом, Фейсал в дальнейшем заявил о денонсации этого соглашения.

После изгнания Францией уже провозглашенного королем Фейсала из Сирии, Великобритания в 1921 г., заключив 29 марта в Иерусалиме соглашение Черчиль-Абдалла (другой сын шерифа Мекки), выделив в границах мандата область с особым управлением - эмират Трансиордания, управляемый Абдаллой. Причем эмират Трансиордания был создан именно как национальная арабская автономия мандата, с запретом проживания там евреев.
 
Совет Лиги Наций при утверждении  решения конференции в Сан-Ремо добавил в 25 параграфе статус этой особой зоны в составе мандата, определив ее статус и границы – "от реки Иордан до восточной границы мандата".
 
Реализацией параграфа 25 были с лихвой выполнены все условия и декларации Бальфура, и самого мандата о соблюдении прав нееврейских народов на территории мандата.
 
Мандат был выдан до 1948 г., и его условиями было оговорено отсутствие права страны–мандатария на одностороннее изменение статуса и границ территории.

В нарушение мандата, в 1946 г. Великобритания без какого либо решения ООН (правопреемницы Лиги Наций), заключила англо-трансиорданское соглашение, на основе которого Абдалла в том же году провозгласил независимое Хашемитское королевство Иордания. Новое государство было создано как арабское национальное государство на 76% территории бывшего мандата Палестина.
 
Конституция Иордании 1952 г. четко и недвусмысленно определяет: Article 1. The Hashemite Kingdom of Jordan is an Independent sovereign Arab State. It is indivisible and Inalienable and no part of it may be ceded. The people of Jordan form a part of the Arab Nation, and its system of government is parliamentary with a hereditary monarchy.
(Хашимитское Королевство Иордания является независимым и суверенным арабским государством. Территория государства неделима и право арабского народа на нее неоспоримо, и никакая часть ее не может быть отчуждена. Народ Иордании является частью арабской нации его политический режим – парламент с наследственной монархией).
 
Article 2. Islam is the religion of the State and Arabic is its official language. (Ислам является государственной религией и арабский язык официальным языком государства).

Король Абдалла I видел в создании арабского королевства в Трансиордании только этап овладения всей Палестиной. После отказа сионистского руководства ишува на предложение короля о создании еврейской автономии на территории единого палестинского королевства, Иордания приняла активное участие в арабской агрессии против только что провозгласившего свою независимость еврейского государства.

В результате этой агрессии, Иордании удалось оккупировать Иудею и Самарию (Западный берег).
 
В 1950 г. Иордания аннексировала эти территории, признав за всеми палестинцами, исключая евреев, право на иорданское гражданство (по сути, Закон о возвращении) и предоставив им право выбирать и быть избранными в иорданский парламент. Это право и претензии на обладание Западной Палестиной были отменены только в 1988 г.
 
Иорданская аннексия была признана только двумя странами, Британией и Пакистаном. И только в 1955 г. Иордания вошла в ООН, членом которой Израиль был уже с 1949 г.
 
Принимая Иорданию в свои члены, ООН де-факто признала раздел мандата Палестина 1921-1946 г., и также де-факто признала недействительной рекомендацию своей Генеральной ассамблеи 1947 г. о разделе западной Палестины, не учитывающей уже совершенный раздел на арабское палестинское государство Иордания и еврейское палестинское государство Израиля.
 
Последующее решение ООН о границах раздела Палестины было принято  в 1967 г. – резолюция Совета Безопасности 242 заявило новый, по сравнению с резолюцией 181 (1947 г.), критерий определения границ. Если резолюция Генассамблеи определяла границы по районам компактного проживания евреев и арабов, то резолюция Совбеза 242 признавала право суверенного государства на безопасные границы.
 
Минимально безопасными восточными границами еврейского национального  государства являются границы, установленные мирным договором с Иорданией 1994 г. Иордания обязана возобновить свой Закон о гражданстве 1954 г. и предоставить право на возвращение всем арабам Палестины, поддержанное международным фондом абсорбции арабов-репатриантов.
 
Только национальное размежевание позволит надеяться на создание в будущем дружеских отношений между двумя народами, освобожденными от взаимных подозрений.

Источник: LiveJournal

Метки:

Читайте также