Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+20+12
Иерусалим
+16+8

Мнения

А
А

Почему "Железный купол" не спасает Израиль от арабских ракет

Так ли в действительности надежна система ПРО, как хотят показать израильские чиновники?

Илья Носырев
28.07.2014
Источник:Эксперт
מערכת וואלה צילום מסך

Читайте также

"Железный купол" - предмет гордости израильских военных: тактическая система ПРО, предназначенная для перехвата вражеских ракет, по их уверениям, дает примерно 90-процентную защиту от ракетных атак. Уже 3 года батареи системы защищают населенные пункты Израиля от обстрелов со стороны сектора Газа. Более того, ее существование позволяет руководству страны утверждать, что даже в условиях постоянной угрозы со стороны мятежной территории спокойствию Израиля ничто не угрожает.

Так, ссылки на совершенство противоракетной защиты помогли правительству Израиля добиться возобновления рейсов в аэропорт Бен-Гурион. После того, как 22 июля одна из ракет, пущенных из сектора Газа боевиками ХАМАС, взорвалась в окрестностях аэропорта. Это была первая преднамеренная атака ХАМАС на этот крупнейший транспортный узел Израиля. Этот инцидент напугал мировые державы, опасающиеся за жизни своих граждан: США запретили для всех своих авиакомпаний полеты в Тель-Авив, а после того как Европейское агентство авиационной безопасности призвало европейские авиакомпании приостановить рейсы в аэропорт Бен-Гурион, крупнейшие перевозчики Европы (Lufthansa, Air France, Air Berlin, Norwegian Air) последовали примеру авиакомпаний США.

Однако глава Управления гражданской авиации Израиля Гиора Ромм обратился к правительствам стран и авиакомпаниям с письменным разъяснением ситуации с ракетными атаками. "Батареи "Железного купола", прикрывающие в том числе аэропорт Бен-Гурион, используют ряд особых процедур, в детали которых я не могу вдаваться из соображений секретности, - писал Ромм. – Тем не менее, я хотел бы отметить, что из 2250 ракет, запущенных из сектора Газа на территорию Израиля (часть из которых была нацелена на центральную часть страны), ни одна когда-либо не достигла территории аэропорта".

Упоминание о "Железном куполе" сыграло ключевую роль в восстановлении нормальной работы аэропорта. Однако так ли в действительности надежна система ПРО, как хотят показать израильские чиновники?

В этом сомневается специалист по вооружения Ричард Ллойд, опубликовавший исследование, посвященное "Железному куполу". Ллойд утверждает, что бреши в защите видны буквально невооруженным глазом: если обратить внимание на инверсионные следы от ракет-перехватчиков "Тамир".

Если "Железный купол" действительно работает так, как утверждают его создатели – вычисляет траекторию вражеской ракеты и выпускает перехватчик, который атакует ракету под определенным углом, то инверсионные следы должны быть короткими и направленными прямо в небо. В действительности же инверсионный след от перехватчиков часто напоминает сложную петлю – так происходит, когда перехватчик не "знает" заранее точной траектории ракеты и вынужден охотиться за ней, уточняя данные уже в полете.

В результате перехватчик может сбивать ракету не "лоб в лоб", а попадая в нее сбоку или даже сзади. В этом случае подбитая ракета продолжит движение над территорией Израиля и может упасть на жилой квартал. А поскольку боеголовки от попадания перехватчика обычно не детонируют, они могут взорваться, причинив страшные жертвы среди гражданского населения.

Кроме того, не всякое попадание перехватчика "Тамир" в ракету способно ее сбить. Тринитротолуол, который служит взрывчатым веществом в боеголовках ракет ХАМАС, низкоактивно и к тому же заключено в толстую стальную оболочку. "Тамир" работает по следующему принципу: приближаясь к ракете, они взрываются и изрешечивают ракету маленькими железными стержнями. Стержни эти разбрасываются ударной волной хаотично – ситуация, когда большинство из них попросту не попали по ракете, тем вероятнее, чем менее точно определена траектория ракеты.

Другая проблема, согласно вычислениям Ллойда, заключается в том, что "Железный купол" не накрывает все небо над страной – Израилю нужно ввести в строй хотя бы несколько новых батарей, чтобы добиться защиты большинства населенных пунктов.

Правомерен вопрос: но если "Железный купол" неэффективен, почему так мало израильтян гибнет от ракетных атак ХАМАС? Ллойд считает, что дело тут, во-первых, в низкой поражающей способности самих ракет боевиков, а во-вторых – в силе традиционных израильских средств защиты от атак: надежной системе убежищ и раннем оповещении населения о предстоящей атаке. Но оба этих обстоятельства могут оказаться не столь значимыми, если Израиль подвергнется действительно мощной ракетной атаке.

Как говорит сам Ричард Ллойд, его задача не в том, что дискредитировать "Железный купол", а в том, чтобы помочь его разработчикам увеличить эффективность системы. Пока бреши в обороне прикрываются громкими заявлениями чиновников, Израиль не может чувствовать себя в безопасности.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке