Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

У Израиля нет иного выбора

Проблема в том, что палестинская сторона никогда не воспринимала серьезно переговорный процесс. Для нее переговоры были скорее новым средством борьбы.

20.07.2014
Источник:Эксперт
מערכת וואלה! צילום מסך

Читайте также

В ночь с 17 на 18 июля Израиль начал наземную фазу спецоперации в Секторе Газы. После этого число жертв в Секторе резко выросло, однако израильтяне намерены идти до конца

С самого начала бомбежек Газы израильские официальные лица говорили о том, что наземная фаза операции вполне возможна. А эксперты говорили, что она даже необходима, если Израиль хочет всерьез ликвидировать инфраструктуру ХАМАС. Другое дело, что решение об этом должно было быть принято на самом высоком уровне - все понимают, что полномасштабная операция повлечет серьезные потери со стороны израильских военных, и за эти потери израильским политикам придется отвечать перед собственным электоратом. Некоторые ближневосточники, правда, сомневались, что нынешние израильские руководители обладают достаточной политической волей для принятия подобного решение - однако они ошиблись. После 10 дней артобстрелов и авиаударов израильская пехота действительно пересекла границу Сектора.

В Тель-Авиве обставили начало операции таким образом, будто палестинцы просто не оставили Израилю иного выбора, и воспользовались тем, что ХАМАС отказался от посредничества Каира, предлагавшего взаимное прекращение огня и начало полноценных переговоров о судьбе Сектора. «Наземная фаза операции вызвана сложившейся ситуацией: ХАМАС отклонил предложение Египта о прекращении огня, продолжил атаки на израильское мирное население, продолжил попытки организации терактов, – говорит глава парламентской комиссии по иностранным делам и обороне Зеев Элькин. – Все это привело Израиль к пониманию того, что ХАМАС сознательно стремится к эскалации ситуации». «ХАМАС не оставил нам другого выбора, кроме вторжения на территорию Газы, потому что только так можно достичь подземных тоннелей», - поясняет сам премьер-министр Беньямин Нетаньяху.

С точки зрения поставленной премьером задачи действия военных оказались успешными - уже найдено почти дюжина тоннелей, которые вели с территории Сектора в Израиль. Между тем, израильские политики не исключают в ближайшие дни расширения наземной операции - как с точки зрения численности войск, так и в плане углубления операций, перехода к зачистке центральных областей сектора. Нетаньяху говорит, что израильские силы продолжат операцию в Секторе Газы до тех пор, пока «не восстановится спокойствие». В свою очередь, ХАМАС готовится к сопротивлению. Глава политбюро группировки Халед Машаль заявил, что ХАМАС согласится на перемирие только при условии вывода всех израильских войск из Сектора и снятия режима блокады.

По сути у израильтян нет особого выбора кроме как решать палестинский вопрос силовым путем. Проблема в том, что палестинская сторона никогда не воспринимала серьезно переговорный процесс. Для нее переговоры были скорее новым средством борьбы. Когда в конце 80-х - начале 90-х Ясир Арафат и другие палестинские лидеры убедились, что победить Израиль в военном отношении (а тем более без поддержки Советского союза) арабские страны не в состоянии, они активно включились в переговоры, сменили образ террористов на личину миротворцев. И добились на этом поприще весьма серьезных успехов, практически выиграв информационную войну с Израилем в западном мире. При этом сами переговоры ни к чему не приводили - палестинцы фактически не выполняли взятые на себя обязательства (в частности, в обмен на создание Палестинской автономии навести в ней порядок и не допускать террористические атаки на Израиль с ее территории), и требовали от Израиля уступок как от побежденной стороны. Бескомпромиссные требования передать Палестине Восточный Иерусалим и вывести все израильские поселения с Западного берега были бы адекватны, если бы именно Израиль проиграл войну 1973 года и все последующие конфликты. Однако Израиль их выиграл, и хочет вести переговоры с позиции победителя.

Между тем, иностранные лидеры смотрят на израильско-палестинский вопрос с точки зрения «большой игры» на Ближнем Востоке, поэтому прагматизм израильских властей принять не могут. С каждым днем операции международное давление на Израиль возрастает. Во многом это связано со все увеличивающимся числом погибших со стороны палестинцев. «С 18 июля умерли 52 человека, среди которых восемь членов одной семьи. Всего с начала боевых действий - 309 погибших, в том числе 72 ребенка, 24 женщины, 18 пожилых людей. Увечья получили 2 тысячи 270 жителей Газы, из них 657 детей, 408 женщин и 100 пожилых людей», - пояснил представитель палестинского Минздрава Ашраф аль-Кидра. Ряд западных и восточных политиков уже призвали Израиль остановить операцию и начать переговорный процесс. Генсек ООН Пан Ги Мун даже отправился в турне по ближневосточным государствам, министр иностранных дел Франции Лоран Фабьюс отправился в Иерусалим, а госсекретарь США Джон Керри полетел в Каир. Турецкие лидеры выступили с резким осуждением действий израильтян, а тамошнее население решило поддержать слова делом - в Стамбуле состоялись массовые антиизраильские акции протеста, после чего израильские власти решили от греха подальше эвакуировать из Турции членов семей дипломатов и вообще свести численность сотрудников посольства и консульств до минимума.

В этой связи недоумение у руководства Палестинской автономии в частности и арабского мира в целом вызывает позиция Москвы - Россия не выступила с осуждением действий Израиля. Между тем, по мнению экспертов, российские власти поступили весьма прагматично. «Палестинцы до сих пор считают, что Россия как наследница СССР должна в большей степени ориентироваться на Палестину. Однако Москва уже поменяла точку зрения - Путин сам по себе хорошо относится к Израилю, кроме того, значение Израиля для России куда выше, чем ценность Палестины. Палестина разная - там отнюдь не единый ХАМАС, светские националисты, а Израиль останется в любом случае», - говорит эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко. Кроме того, аналитики не исключают, что у России есть на этот счет особые договоренности с лидером ФАТХ Махмудом Аббасом, который побывал некоторое время назад с визитом в российской столице. «Бомбежка Газа выгодна не столько Израилю, сколько ФАТХ - более заинтересованную в операции сторону найти сложно, - говорит арабист Леонид Исаев. - Да, ФАТХ и ХАМАС создали правительство национального единства - однако пошли на этот шаг лишь для того, чтобы иметь возможность заработать политические очки в арабском мире. Открыто выступить против ХАМАС Махмуд Аббас не может - его не поймет сам палестинский народ. Избавление же от недруга руками израильтян его полностью устроит».

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке