Читайте также
Приятно сознавать, что в грядущей отмене грабительского теленалога есть и скромная заслуга газеты "Глобус". Нет, пожалуй, ни одного политика, включая Биньямина Нетаниягу, Эхуда Барака, Авигодора Либермана, которые торжественно не обещали нам во время предвыборных баталий его отменить и, естественно, немедленно забывали об этом, придя к власти. Кое-что, правда, сделал лидер НДИ Либерман, защитив от телепобора наших стариков и другие социально слабые слои.
Самое возмутительное, что этот побор шел на содержание прикормленных адвокатских контор, вышибавших долги, и непомерно раздутый штат бюрократов – работников Гостелерадио. Оппозиция и Гистадрут могут кусать себя за собственный хвост, но Кнессет, наконец, утвердил в первом чтении правительственный законопроект о закрытии Государственного управления телерадиовещания и отмене теленалога с 2015 года.
Ни для кого не секрет, что реформа министра связи Гилада Эрдана столкнется с серьезными проблемами. Кто только не выступает против – и МЕРЕЦ, и ШАС, и расколовшаяся на два лагеря по этому вопросу партия Авода. Ее передовой отряд Гистадрут в лице Ави Нисан-Корена заявил, что не позволит правительству выбросить на улицу две тысячи работников. На прошлой неделе все государственные каналы и радио прекратили вещание с 16 до 18.00. Думаю, что телезритель легко пережил двухчасовую разлуку с Первым каналом ИТВ. РЭКИ действительно народу не хватало, но давайте разделим теле- и радионалог. Все автомобилисты не возражают платить в рамках ежегодного сбора на автомобиль этот налог, лишь бы скоротать время в пробках. Что же касается доходов РЭКИ, то она окупает себя с лихвой рекламой, а вот кормить начальство из Гостелерадио вовсе не обязательно.
Из 16 тысяч сотрудников Гостелерадио по итогам реформы работу сохранят лишь где-то 600 человек. Очевидно, "Коль Исраэль" пострадает от увольнения в меньшей степени. На реформу предполагается выделить из госбюджета 770 млн. шекелей, в том числе 90 млн. - в качестве подарка и 240 млн. - ссуды. Из этой суммы 300 млн. должны быть потрачены на технологическое переоснащение. Если бы читатель видел караваны радио РЭКА, построенные в незапамятные времена, допотопное оборудование, он бы ужаснулся, что и происходит с московскими коллегами РЭКИ, приглашенными в эфир. Впрочем, они бы не удивлялись этому кошмару, если бы узнали, какие зарплаты выплачиваются чиновникам-дилетантам, подъедающимся на этой кормушке. Многие независимые журналисты считают Гостелерадио гнездом коррупции, а работники при этом трубят о своей незапятнанной репутации. Так ли это? Сотрудники утверждают, что руководство было избрано на конкурсной основе, но на самом деле это политические назначения, и приходится, как ни верти, выполнять обязательства перед высокопоставленными инстанциями.
В Гостелерадио сегодня все против всех, что приводит к снижению качества вещания, а рейтинг, как в случае с Первым каналом ИТВ, скатывается к нулю. Лишь небольшая часть эфира, вроде еженедельной новостной программы Аяллы Хасон или некоторых спортивных передач, имеют достойную аудиторию. Но и в освещении спортивных событий явно виден непрофессионализм, а ошибки комментаторов нередко становятся поводом для анекдотов. Несмотря не это, именно эти дилетанты в составе раздутой израильской делегации поедут на Мондиаль-2014. Сейчас, к примеру, обсуждается вопиющий случай, когда один из футбольных комментаторов купил десятки билетов на чемпионат мира по сниженным ценам, а затем решил перепродать их задорого на интернет-сайтах. Думаете, этого коммерсанта от футбола собираются увольнять? Почему, собственно, за жирных котов из Гостелерадио и убогих работников Первого канала ИТВ мы должны ежегодно платить более 300 шекелей? А попробуйте не заплатить, как на вас насядут их адвокаты и судебные исполнители, опишут, а потом и конфискуют имущество. Вот кого мне действительно жаль, так это радиожурналистов, на которых могут отыграться в результате реформы, музыкальные редакции ("Коль ха-музыка"), передающие хорошую классическую музыку, 88FM, собирающие преданную джазовую аудиторию, и, естественно, РЭКА, где традиционно вместо трех ушедших на пенсию берут одного.
Премьер-министр Нетаниягу признал, что реформа Эрдана пока несовершенна, но правительство сохранит все лучшее, что было в старом формате и создаст современное новое общественное телерадиовещание. Попытки забастовок и шантаж грядущим Мондиалем напоминают протесты извозчиков против автомобилей. Гистадруту пора бы знать, что сегодня тележурналисту не нужна бригада технической службы, волокущая за ним тяжелое оборудование. Искусственные попытки сохранить штатное расписание 30-летней давности, как бы ни старались профсоюзные деятели, не пройдут.
Это не первая попытка провести реформу, но, похоже, на этот раз удастся избавиться и от дармоедов, и от одиозных фигур, и от грабительского теленалога.
Министр связи, один из самых заметных молодых ликудников Гилад Эрдан, не обремененный многолетними политическими обязательствами, сразу понял, с чего начинать и где безжалостно резать, и в его случае честолюбивые планы сильнее старых коррупционных связей, как у коллег предыдущего поколения. Для него вопрос принципа - провести эту реформу, но он пришел с хирургическим скальпелем, а не с топором, и прежде чем приступить к болезненной операции, образовал авторитетную комиссию Рама Ландеса, которая провела серьезную подготовительную работу. Именно она предложила расформировать Гостелерадио, уволить всех сотрудников с выплатой полагающихся пособий, а затем принять назад действительно лучших ветеранов и пригласить молодых и энергичных новичков.
Понятно, что стоящие у кормушки возмутились, объявили Эрдана врагом и даже изыскали сотни тысяч шекелей на оплату профессионального консультанта-пиарщика.
Параллельно стали давить и шантажировать премьера, правящий кабинет и ряд депутатов Кнессета. Дошло до того, что многие угрожают Эрдану перейти в Ликуд ради того, чтобы его забаллотировать на следующих праймериз. Однако популярность Эрдана как в народе, так и в коалиции только растет, и премьер-министр понимает, что попытки торпедировать реформу нанесут слишком большой удар по его имиджу. Страна требует независимое общественное телевидение, а не послушную власти структуру.
Оказывается, есть министры, которые, подобно Моше Кахалону (помните его борьбу с монополистами сотовой связи?), способны ставить интересы общества выше собственных и рисковать ради реализации идей. Гилад Эрдан не обольщается и понимает, что реформа будет длительной и трудной. Если он добьется успеха, то это даст ему шансы претендовать на лидерство в партии, и не исключаю, что и в стране. Эрдан - давний друг и сторонник русской алии, он прекрасно знает ее потенциал, выдвинувший Израиль в одну из держав хайтека. Не случайно он выбрал Виталия Хайкина, молодого специалиста, обогнавшего старых ликудников на местных выборах в Хайфе, консультанта Моше Кахалона в прошлой каденции, своим стратегическим советником. Очень надеемся, что Виталий понимает важность радио РЭКА для всей общины и сделает все возможное, чтобы радиостанция от реформ не пострадала. Мне бы очень хотелось, чтобы еще и выиграла, и на смену ветеранам туда пришли молодые энергичные журналисты.