Читайте также
Неделя истории
В недельной главе "Бе-ар" предписывается отсчет семилетних периодов, который, благодаря введению дополнительного юбилейного года, приводится к десятеричной системе отсчета: "И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семи лет, и выйдет у тебя времени семи этих субботних лет сорок девять лет. И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее; юбилей да будет это у вас; и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей возвратитесь. Юбилеем да будет у вас этот пятидесятый год: не сейте и не жните того, что само вырастет на земле, и не снимайте винограда с охранявшихся (вами) лоз. Ибо это юбилей; священным да будет он для вас; с поля ешьте плоды его. В сей год юбилейный возвратитесь каждый во владение свое". (25:8-13)
Итак, счет лет в еврейской хронологии подчиняется той же периодичности, что и счет дней. Время в своей привязке к еврейской истории на всех уровнях обнаруживает цикличность, связанную с числом семь.
Между тем, предлагаемый в приведенных пасуках счет не просто "недельный". Интересно и важно в нем то, что он приводит в соответствие семилетний цикл с отсчетом времени веками (во всяком случае "юбилеями" соответствующими полувеку), а через них и с тысячелетиями, которые в свою очередь опять же возвращаются к субботней цикличности.
В самом деле, согласно древнему каббалистическому учению ("торат ашмитот"), каждый из шести дней творения мира включает в себя 7 тысячелетий. Таким образом у мира имеется "предыстория", которая составляет 42 тысячи лет.
Относительно же "текущей" (семитысячелетней) недели в Талмуде сказано: "Учили в доме учения (пророка) Элияу: шесть тысяч лет просуществует мир. Две тысячи лет - хаос, две тысячи лет - Тора, две тысячи лет - время Машиаха" (Авода зара 9а). То есть два тысячелетия - от сотворения мира до рождения Авраама, два тысячелетия от Авраама до разрушения Храма, и два последних тысячелетия под знаком Машиаха.
"Сотворение мира", или точнее, сотворение Адама, согласно той же пророческой традиции, произошло в 3761 году до н.э., соответственно завершение истории определяется 2240 годом, после которого наступает субботнее тысячелетие.
Но при этом весьма значимой оказывается именно вводимая в главе "Бе-ар" пятидесятилетняя мера. Действительно, если срок человеческой истории ограничен шестью тысячелетиями, а возраст человека - 120 годами, то приведя их в соответствие, нетрудно заметить, что юбилей является годом жизни мира (50 * 120 = 6000), который также судится в Йом Кипур, как сказано: "воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца; в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год".
И это положение дополнительным образом подчеркивает особую связь человека с человечеством. Как все человечество нацело представлено в каждом человеке, так и его история: история всех - это история каждого, и история каждого - это история всех.
Паровоз времени
С человеком вроде бы все понятно - он смертен, но каким образом история может быть ограничена каким-то сроком? Каким образом она может завершиться? Или после 2240 года солнце и луна перестанут почему-то восходить над нашей планетой? Чего по-настоящему "финального" в ближайшие столетия можно ожидать? Что может случиться с человеческим родом? С какой стороны вообще может прийти его "кончина"?
Мне уже приходилось упоминать, что исторические сроки, о которых учили в йешиве пророка Элияу, неплохо коррелируют с вычислениями футурологов; что прогнозируемая учеными точка "технологической сингулярности", когда человечество должно пережить какую-то трансформацию, не за горами.
Речь идет не о домыслах досужих фантастов, а об относительно трезвых расчетах. На основании ведущихся в настоящее время научных разработок не так трудно составить достаточно реалистические прогнозы. А согласно этим прогнозам, уже в ближайшие десятилетия произойдут решительные технологические прорывы в nano, bio, info и cogno технологиях. Ожидается также и мощный эффект от их взаимодействия (NBIC-конвергенция), в результате которого в кратчайшие сроки человечество не узнает само себя.
В книге Ури Шахара "Мессианский квадрат" предлагается модель логарифмического ускорения прогресса биологический эволюции, плавно переходящей в прогресс технологический. Судя по тем тенденциям (ускорения прогресса), которые отмечаются на протяжении последних четырех миллиардов лет, именно в ближайшие столетия, если не десятилетия произойдет что-то небывалое, знаменующее собой "конец истории".
Как правило, великим прорывам предшествуют какие-то провозвестники. Например, за десятилетия до появления фотографии стиль живописи приблизился к фотографической, причем все чаще художниками стала использоваться камера обскура, на основании которой впоследствии и был сделан фотоаппарат. А возникновение железных дорог разом предопределило весь характер надвигающейся технократической цивилизации. Паровоз в одночасье сломал неторопливый веками установленный ритм жизни. Но в тот момент, когда он появился, он все еще оставался инороден всем прочим жизненным реалиям. Опередивший фотографию и телеграф всего на пару десятилетий, паровоз как будто бы примчался из будущего, он выглядел посланцем грядущего века, по облику которого уже можно было уловить и предугадать весь характер надвигающейся цивилизации.
Иногда будущее просматривается в проблемах, кажущихся неразрешимыми. Так в конце ХIХ века количество лошадиного навоза в макрополисах сделало улицы едва проходимыми. Катастрофическую ситуацию дезавуировал неожиданно появившийся автомобиль.
Нечто похожее наблюдается и в наши дни: сегодня в обилии изданий с трудом ориентируются даже специалисты, а учебные программы устаревают в ходе обучения. Мы едва справляемся с потоками информации, и как-то видно, что персональные компьютеры и интернет - лишь провозвестники той глобальной межмозговой сети, базирующейся на машинно-человеческом интерфейсе, которую вслед за героем "Мессианского квадрата", хочется назвать "брейннет".
Некоторые пугают нас, что электронные самоусложняющиеся монстры овладеют миром и уничтожат людей, в которых будут видеть лишь опасных неуправляемых хакеров. Один из сторонников этой теории Вернор Виндж (введший в 1993 году понятие "технологическая сингулярность") пишет: "Мы на грани великих перемен. Все, на что, как считалось, нужны "тысячи веков", случится в ближайшие сто лет. И несмотря на весь свой оптимизм, мне было бы комфортнее, если бы от этих сверхъестественных событий нас отделяли тысяча лет, а не двадцать".
Однако даже признавая оправданность общего пессимистического прогноза, все же очень трудно ждать подвоха со стороны машин. Главная угроза человечеству, как всегда, будет исходить преимущественно от него же самого. Однако возрождение пророчества в условиях новых средств коммуникации может действительно породить совершенно новую действительность, знаменующую собой "конец истории".