Читайте также
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
- Галь Гадот поделилась фотографией заложницы Лири Альбаг со 108 млн своих подписчиков
Весь мир замер в ожидании: нападет ли Россия на Украину? Не удивительно, что во многих странах внимательно слушали, а потом и анализировали ответы Владимира Путина по "прямой линии".
Добродушный Путин
Четыре часа слушать Путина – нелегкое испытание. Президент России относится к генерации постсоветских политиков, которые в отличие от прежних партийных бонз говорят довольно гладко и без бумажки. Но эта закругленность достигается невыносимо казенной фразеологией, употреблением огромного количества слов-паразитов, придаточных предложений, причастных и деепричастных оборотов. Ничего своего, живого, образного. Так изъясняются Дмитрий Медведев, Сергей Лавров, Сергей Иванов и многие другие. Надо отдать должное Путину: видимо, он чувствует недостаточную экспрессию нового официального стиля, но, поскольку обучался не в пансионах, то добавляет от себя блатные словечки, забористые шуточки.
Впрочем, в данном случае нас интересуют проблемы не литературного, а политического стиля.
После первых неприятных санкций, которыми Запад ответил на аншлюс Крыма, Путин избрал подчеркнуто мягкий тон, долженствовавший снизить уровень тревоги в мире. Но то, что он высказал добродушно и спокойно, никого не успокоило!
Если раньше Путин категорически отрицал присутствие российских войск в Крыму, то теперь без тени смущения признал, что "зеленые человечки" обеспечивали порядок при проведении референдума о присоединении полуострова к России. Он отметил профессионализм и корректность, проявленные военнослужащими.
Возможность вторжения российской армии в восточные области Украины Путин категорически отверг. Но отметил, что располагает санкцией Совета Федерации на применение военной силы на территории Украины.
Путин напомнил, что после завоевания Россией Крыма все пространство от Харькова до Одессы превратилось в Новороссию. Эту территорию, в начале XIX века ставшую Новороссийско-Бессарабским генерал-губернаторством, не надо путать с небольшой Малороссией, которую с большой натяжкой можно считать собственно Украиной.
Вообще, по схеме историка Путина, Украина – достаточно расплывчатое понятие. Например, украинский национализм, по его мнению, родился в... других государствах (Австро-Венгрии, Польше): там православных славян дискриминировали, и они приняли свои обиды за украинское самосознание.
Популярный российский писатель-фантаст Сергей Лукьяненко, возможно, комплексуя из-за фамилии, сообщил Путину, что запретил издавать свои книги в Украине, так как это "прОклятая земля". Президент не осудил оскорбительного выражения и незло возразил: "Это многострадальная земля".
Судя по терминологии Путина и послушных ему СМИ, в границах нынешней Украины проживают нелюди фашистско-"бендеровского" толка и русские, которые могут быть уничтожены этими кровожадными бандами. Украинцы как таковые просто не упоминаются. Видимо, их трудно рассмотреть с тех духовно-нравственных высот, которые Путин отводит русскому народу.
Национальный лидер вернулся к любимой теме: Россия как залог сохранения гуманизма на планете. По Путину, западные ценности – это накопительство, а главный критерий оценки человека - его преуспевание. В России же "сотни лет опирались на свои ценности, и они нас не подводили". Путин горделиво обобщил: "Мы менее прагматичны, чем другие народы, зато пощедрее душой". Пересказывая мысль Достоевского о всемирной отзывчивости русского народа, не слишком изощренный в философии президент туманно объяснил: "Человек русского мира больше обращен вовне". Злопыхатели могут проиллюстрировать эту формулировку захватом Приднестровья и Крыма, войной в Грузии, но пусть будет стыдно тому, кто не видит в этой экспансии душевной щедрости.
Как будет реагировать Запад на назревающую интервенцию России? Оправдывая высокое назначение, журналист Дмитрий Киселев разыграл целый спектакль. Он с надрывом сказал, что постоянно чувствует, как кто-то душит, и изобразил приближающиеся к его истощенной шее зловещие руки. Путин небрежно отмахнулся от угроз НАТО. "Мы сами всех задушим", - по-доброму пошутил президент.
Перед лицом столь великих перспектив было неуместно погружаться в мелочевку внутренних проблем. На жалобы нескольких россиян о бытовых проблемах Большой Брат ответил, что все знает и позаботится. И здесь он не выпал из контекста и подчеркнул, что забота государства о двух с половиной миллионах крымчан ничуть не отразится на благополучии прочих граждан России.
Ирина Прохорова, издатель, лидер партии "Гражданская платформа", высказала обеспокоенность из-за усиливающегося давления идеологии на российскую культуру. Путин выразил искреннее недоумение: сейчас деятелей искусства не сажают и не расстреливают, как в 1937-м – чем же они недовольны! А те, кто считают себя демократами, должны понять, что несогласные находятся в меньшинстве и потому их возможности самовыражения ограничены.
Картина в багровых тонах
Главное в четырехчасовом выступлении президента можно изложить в нескольких предложениях. Картина складывается такая.
"Нас хотят расчленить, как Югославию", - заявил Путин. Вроде бы никто не собирается аннексировать Татарстан, Урал, Якутию. Но национальный лидер сказал, что враг не дремлет, - значит, надо быть начеку!
Вводить войска в Харьков, Донецк, Луганск Путин пока не собирается, но право имеет. Ирина Хакамада (которая, как многие российские либералы, избавилась от наносной оппозиционности и даже назвала Путина "победителем") спросила, смогут ли Россия и США договориться о будущем Украины. Путин назидательно сказал, что нужен диалог не между третьими лицами, а между украинскими политическими силами. В переводе на язык стратегии это означает, что России ни к чему форсировать присоединение дотационных областей Украины, содержания которых российская экономика не выдержит. Достаточно эффективно поддержание смуты на Юго-Востоке Украины, неподчинение его киевской власти. Путин категорически заявил, что сначала в этих регионах надо провести референдумы об их будущем, а только после этого возможны выборы президента Украины.
Как же страна может без власти планировать будущее? Путин полагается на "местные силы самообороны": как и в Крыму, они действуют "профессионально и корректно", прекрасно экипированы и вооружены, уверенно захватывают объекты украинских силовиков.
"Заброшены" ли они из-за границы после бегства Януковича? Убедительней выглядит утверждение умных комментаторов о том, что во все украинские госструктуры уже очень давно внедрены российские агенты, - в стране с сохранившимся русским языком сделать это было несложно. Такая версия позволяет объяснить и "тайну" снайперов на Майдане, и легкость перехода украинских подразделений на сторону противника.
Если украинская армия начнет наводить порядок в мятежных областях, возможно провозглашение их независимости, но нельзя исключить и вариант с российской интервенцией.
Можно ли вмешаться в конфликт, которого нет?
В Израиле постоянно слышатся крики о том, что евреям не надо вмешиваться в конфликт между Россией и Украиной. Это мнение высказывают обыватели, сохранившие реликтовый страх перед российским режимом. Но легко просматривается и хорошо организованная группа путинских подголосков: их рассуждения о "защите Россией своих интересов" удивительно совпадают и известно кем подогреваются.
Никакого конфликта между Россией и Украиной нет! Есть агрессия России против соседней страны. У России нет интересов в Украине. Ее интерес - создавать нормальную экономику, не зависящую от торговли энергоносителями, спасать от развала науку и образование, заботиться о своих гражданах.
Дело даже не в том, что Израилю необходимы морально обоснованная внешняя политика и четкое отношение к Украине, которая всегда относилась к еврейскому государству лучше России, поддерживающей ВСЕ антиизраильские резолюции ООН. Важнее другое: может ли Израиль равнодушно взирать на фашизацию России и надеяться, что этот процесс не будет иметь для него никаких последствий?
Ближе к финишу, чем к старту
То, что делает со своей страной Путин, - прямой путь к фашизму. На выбранной дистанции президент ближе к финишу, чем к стартовой линии.
Отличительные черты фашизма известны. Это восхваление своей нации в ущерб другим народам (с подачи Кремля орава невежественных "историков" пренебрежительно отзывается об украинцах, доказывая, что нет такого народа, - хотя украинский этнос давно существовал, когда Иван Грозный истреблял новгородцев и брал Казань). Это культ армии и превращение военных побед в главную "духовную скрепу" страны. Соответственно создается образ внешнего врага, для защиты от которого требуются военная мощь и гигантские расходы на нее (ближайший враги – "бендеровцы" и прибалтийские "защитники нацистов", а глобальный враг – растленная, русофобская Америка).
Фашизм - это культ вождя, преследование оппозиции, уничтожение свободных выборов и свободных СМИ. Это контроль власти над сферой культуры. Это подмена истории шовинистской мифологией. (То, что у других стран называлось позорной колониальной политикой, нынешние российские идеологи превозносят как благо для державы и для покоренных, униженных ею народов).
Фашизм – это отказ от логики и подмена ее иррациональной мутью, истерическими припадками. Российское телевидение отравляет сознание людей ежедневными (!) кретинскими передачами о чудесах, магии, сверхъестественных явлениях (в эпоху господства идеологии диалектического материализма создателями и участниками этих программ заполнили бы несколько лагерей).
Путин и попугайствующий Лавров наверняка сами верят, что оглашаемая ими на весь цивилизованный мир брехня не требует в подтверждение никакой логики. В четырехчасовом выступлении президента не сходились концы с концами.
Киевская власть незаконна – твердил Путин. Но кандидатов Майдана все-таки утвердила законно избранная Рада, хоть и без сторонников Януковича. В Крыму Путин считает легитимным премьер-министра Аксенова, выборов которого местным парламентом, наглухо закрытым "зелеными человечками", никто не видел.
Беспределом незаконной власти Путин назвал назначение губернаторов без выборов. И у кого же Турчинов и Яценюк позаимствовали такую "вертикаль власти"?
Путин гневно осудил применение Киевом военной силы против жителей русскоязычных областей: "Совсем сбрендили! Танки и самолеты – против народа!" Но пока никого танками не давят. А кого бомбила российская авиация в Бендерах и Поти – не народ? А в Грозном, стертом с лица земли российскими танками и ракетами, проживала община марсиан или часть народа Российской Федерации?
Нас это не касается?
Израилю не надо включаться в дискуссии о том, "кто лучше" - Россия или Украина. Пока никто не знает, каким будет новый облик Украины, смогут ли новые лидеры подавить экстремистов всех мастей и не сводить национальные идеалы к восхвалению Бандеры и Шухевича. Но движение России по путинскому пути уже пугает мир, успокоившийся было после холодной войны, и должно тревожить Израиль.
"Русская культура", которая важна русскоязычным израильтянам, задыхается в ежовых рукавицах чекистского режима. Где российское искусство – литература, театр, кино? То, что мы любили, осталось в XIX веке, в лучшем случае – в эпохе развитого социализма.
К кому относится "мы всех задушим"? Одно из уточнений внес Константин Косачев, глава "Россотрудничества" (есть уже такая организация, создающая за рубежом "центры российской науки и культуры", – хотя лучшие ученые сами давно сбежали за границу). Он заявил: "Если в странах Балтии русских начнут убивать, Россия не будет молчать". Фашисты всегда начинают подготовку к войне с подстрекательства. Тот, кто бывал в Вильнюсе, Риге, Таллинне, не заметил ничего предвещающего антирусские погромы. Но и в Крыму никто физически не мог обидеть русских, если 97% голосовали за присоединение к России! В Харькове, Донецке только руководителям российских телеканалов мерещится смертельная угроза русскому населению. Но уже наглеют человечки, закрывающие зеленые лица.
У сотен тысяч израильтян есть родные, друзья не только в Украине, но и Прибалтике, Молдове, Казахстане, где Путин собирается "защитить" русских. Даже если не вспоминать о близких, то пора подумать о своем еврейском государстве.
Кто-то додумался до призывов к вступлению Израиля в путинский Таможенный союз. Это сообщество - взаимные подпорки для технологически отсталых постсоветских государств, которые вынужденно торгуют друг с другом. Израилю в этой компании нечего делать.Сторонники интенсификации сотрудничества с Россией (многие из которых делают там хорошие деньги) говорят: "Пора забыть, что Москва когда-то натравливала арабов на Израиль. Это была другая страна – фанатичная, агрессивная". Но советские лидеры хоть прикидывались интернационалистами. Не успела Россия аннексировать Крым, как Аксенов назвал крымских татар, отвергающих аншлюс, экстремистами и пригрозил им депортацией.
Мы видим возрождение именно "той страны". Израилю не стоит питать иллюзий.