Читайте также
События в поселении Ицхар заставили общественность вновь заговорить на чрезвычайно сложную и болезненную тему – о еврейском экстремизме.Напомним, в Ицхаре несколько дней продолжались беспорядки, вызванные намерением армии снести незаконно возведенные постройки. В ходе столкновений получили ранения шестеро полицейских и четверо поселенцев, был атакован армейский пост, повреждено армейское оборудование. Военное командование было вынуждено разместить в йешиве "Од Йосеф Хай" в Ицхаре подразделение пограничной полиции (МАГАВ).За последние 20 лет поселенцы в глазах немалой части израильского общества превратились из героев-первопроходцев в агрессивных радикалов, противопоставляющих себя остальному народу. Причина тут не только в политике территориальных уступок, которой вольно или невольно мешают поселенцы, но и в тех, кто называет себя «молодежью холмов» и проводит партизанские акции «таг мехир». Руководителям поселенческого движения приходится то и дело подчеркивать, что это всего лишь маленькая группа, не выражающая позиции остальных жителей поселений. Но для многих израильтян, живущих внутри «зеленой черты» (не говоря уж о зарубежных миротворцах), все поселенцы ассоциируются с этими воинственными молодыми людьми. Их действия только укрепляют распространенное мнение, что поселения – главное препятствие для мирного процесса.История еврейского экстремизма берет начало с времен подмандатной Палестины, когда еврейские подпольщики боролись с британскими властями. После образования государства Израиль экстремизм стал уделом радикально настроенных религиозных евреев, которые считали, что правительство недостаточно жестко противостоит палестинскому террору. Наиболее громким еврейским актом возмездия называют расстрел Барухом Гольдштейном арабов во время молитвы в Хевроне в 1994 году, хотя подробности этого события так и остались неясны.В 1995 году правый активист Игаль Амир застрелил премьер-министра Ицхака Рабина и на смену радикалам-одиночкам пришли еврейские экстремистские организации.В последующие годы разведка не раз получала информацию о подготовке убийства других руководителей, которые обвинялись экстремистами в предательстве интересов еврейского народа. В 2004 году служба внутренней безопасности раскрыла планы теракта на Храмовой горе, целью которого был срыв мирных переговоров с палестинцами.Противостояние поселенцев и государства обретало массовый характер во время эвакуации поселений в Газе, Иудее и Самарии. При этом трудно было провести грань между гражданским неповиновением людей, не согласных оставлять свои дома, и провокациями радикально настроенных элементов. Пожалуй, именно ликвидация крупных поселений привела многих их жителей в ряды экстремистов.«Левые» активисты упрекают армию и полицию в том, что они недостаточно жестко преследуют нарушителей порядка, чем провоцируют их на новые насильственные акции. Силовики действительно избегают открытых столкновений и слишком суровых наказаний «молодежи холмов», чтобы сохранить возможность диалога и не допустить дальнейшей поляризации израильского общества. В то же время, как отмечают представители разведки, работать с молодыми радикалами сложно, поскольку они крайне недоверчивы и фанатично преданы своей идеологии.Идеология правых радикалов провозглашает еврейское присутствие на всей территории Эрец Исраэль и таким образом оправдывает возведение незаконных форпостов. Их враждебность к арабам тоже можно понять: из года в год поселенцы становились жертвами арабского террора, причем в периоды мирных переговоров правительство старалось не реагировать на инциденты, происходившие за «зеленой чертой». Политика территориальных уступок привела к тому, что поселенцы почувствовали себя преданными своей страной. Многие из них сегодня видят в государстве Израиль противника и воспринимают армию и полицию как враждебные силовые структуры. Очевидно, что по мере продвижения мирного процесса и отдачи территорий эти настроения будут усиливаться.Еврейский экстремизм опасен тем, что играет на руку нашим врагам, подтверждая их тезисы об агрессивной политике Израиля по отношению к арабам. Нападения на солдат и полицейских свидетельствуют о не менее тревожном явлении – молодое поколение поселенцев противопоставляет себя государству и считает себя свободным от соблюдения его законов. Разумеется, необходимо выявлять и карать зачинщиков насилия, но когда дело касается идеологического экстремизма, наказания и преследования мало действенны. С «молодежью холмов» нужно говорить, и делать это должны те, кому она верит – старшее поколение поселенцев и религиозных сионистов.