Читайте также
В случае если бы выборы состоялись сегодня, несомненными победителями стали бы Авигдор Либерман и Моше Кахлон. Не исключено, что именно им предстоит в скором будущем формировать правительственную коалицию.
В связи с кризисом на переговорах с палестинцами и угрозами "Еврейского дома" выйти из правительства, в воздухе вновь "запахло выборами", и политические обозреватели не скупятся на прогнозы. Действительно, в случае если бы выборы состоялись в ближайшее время, сюрпризов было бы не избежать, и политическая мозаика значительно отличалась от той, что существует сегодня. Последние опросы, проведенные компанией "Маагар Мохот" по заказу 10-го канала ИТВ, и компанией Мины Цемах по заказу газеты "Едиот Ахронот", свидетельствуют об устойчивых тенденциях в настроениях общества.
В принципе, срыв переговоров с палестинцами не слишком повлиял бы на нынешний баланс сил между правым и левыми лагерем, разве что, привел бы к еще большему усилению национально-религиозного сектора. Исчезла бы с политической карты бесхребетная и аморфная "Кадима" во главе с неудачливым Шаулем Мофазом, а "а-Тнуа" во главе с Ципи Ливни или резко сократила свое влияние (4 мандата, согласно опросу Мины Цемах) или вообще прекратила свое существование (согласно опросу "Маагар Мохот"). Это вряд ли можно считать удивительным, учитывая, что Ливни сделала ставку на "мирный процесс", который и до начала переговоров был "ни жив, ни мертв", а теперь, во многом благодаря ее стараниям, впал в полную кому.
"Еш атид" во главе с Яиром Лапидом (главный сюрприз прошлых выборов), сократилась бы практически вдвое – с 19 до 10 мандатов. Это опять-таки, вряд ли можно назвать неожиданностью: одно дело бросать в народ популистские лозунги, типа "я знаю, как надо", другое дело – решать накопившиеся экономические проблемы на фоне бюджетного дефицита, высоких оборонных расходов и снижения уровня экспорта – одной из ведущих статей дохода Израиля.
За счет развала этих движений усиливают свои позиции "Авода", которая во главе с Бужи Герцогом получает 16-18 мандатов (вместо 15), и (причем весьма существенно) МЕРЕЦ, который набирает 10 мандатов вместо 6 имеющихся. Последнее также закономерно: потенциал сторонников левых партий если и уменьшился, то незначительно. Он все еще весьма велик и данный избиратель по-прежнему ищет свою политическую нишу. Кратковременные "увлечения" очередной "восходящей звездой" раз за разом заканчиваются разочарованиями, как это произошло с "Кадимой", движением Ципи Ливни, "Еш атид", не реализовавшем возлагаемых на него надежд, и, отчасти с "Аводой", которая так и не смогла ни четко сформировать свои приоритеты, ни подобрать сильных и последовательных лидеров. В этой ситуации МЕРЕЦ оказывается в несомненном выигрыше, поскольку остается верен своим принципам, сколь бы радикальны они ни были, и эту верность нет нужды ставить под сомнение – находясь в оппозиции, не сложно демонстрировать принципиальность.
Таким образом, в любом случае, будущее правительство будут формировать правые, однако, как говорят американцы, "дьявол прячется в деталях", и именно детали представляют в данном случае наибольший интерес. Говоря в целом, будущее правительство (в случае проведения выборов, разумеется) станет, во-первых, более центристским и умеренным, а во-вторых, более социально ориентированным.
Одиз факторов будущих выборов - появление партии Моше Кахлона, которая, еще даже не успев родиться, уже получает от 10 мандатов (по опросу Мины Цемах) и выше. Кахлон, министр связи в бывшем правительстве Нетаниягу и один из наиболее популярных и успешных политиков "Ликуда", обвиняет свою партию в отходе от принципов Менахема Бегина и пренебрежении социальными вопросами. Правые экстремисты, по его словам, "свернули знамя социальной справедливости в пользу вопросов политики и безопасности". Кахлон критикует экономическую деятельность нынешнего правительства, которое, по его словам, откровенно пренебрегает рядовыми гражданами вообще, и представителями слабых слоев населения, в частности. "За пять лет пребывания "Ликуда" у власти возросла стоимости жизни и увеличилась "утечка мозгов". Цены на продукты и жилье растут, ощущения сегодня очень нехорошие", - говорит он.
Люди доверяют ему. Реформа Кахлона на рынке мобильных телефонов, приведшая к падению цен на звонки по сотовой связи, вселила в них веру в то, что он может осуществить аналогичные успешные реформы в социальной сфере.
Разрыв "Ликуда" и партии "Наш дом Израиль" приведет к усилению НДИ во главе с Авигдором Либерманом. Занимая в основном правые позиции, большая часть общества не слишком доверяет и радикальному крылу в "Ликуде" с его провокационными заявлениями и воинственной демагогией. Здесь полагают, что открытые нападки на США, которые остаются, несмотря на разногласия, стратегическим партнером Израиля, призывы к аннексии поселений и публичному отказу от переговоров только подрывают международные позиции страны. Если прибавить к этому бездействие "Ликуда" в социальной сфере, положение правящей партии, в случае выхода из блока НДИ, выглядит незавидным: она остается с 19-20 мандатами.
НДИ, проводящая умеренный и выверенный курс, при выходе из состава блока "Ликуд-бейтейну", в худшем случае, сохраняет 11 мандатов, которые получила после прошедших в 2013 году выборов, а в лучшем - увеличивает свое присутствие. Во многом, ее популярность и сила – результат стратегического курса Авигдора Либермана. С одной стороны, лидер НДИ, отстаивая базисные принципы национальной безопасности, занял сдержанную и продуманную позицию в вопросе внешней политике, а с другой последовательно продвигал и продвигает социально-политические преобразования: реформа власти и призыв ешиботников на воинскую службу. Репатрианты убедились, что лозунг Либермана "Сказано – сделано" - не пустые слова, а базисный принцип политики. Именно благодаря его усилиям "русская алия" сумел, наконец, "пробить" пресловутый "стеклянный потолок", а русскоязычных граждан Израиля можно сегодня встретить на ведущих постах во всех сферах жизни: в государственных компаниях, где они поднялись до должностей генеральных директоров, на управленческих постах, в посольской и дипломатической службе. Не удивительно, что по данным исследования Института Public Opinion Research of Israel (PORI), 55% выходцев из бывшего Советского Союза назвали лидера НДИ "политиком, способным наилучшим образом продвинуть интересы русскоязычных израильтян", и дали ему наивысшую оценку по 10-балльной шкале - 7,1 балла (Биньямин Нетаниягу остался на втором месте - 6,9 баллов).
Таким образом, в случае проведения выборов вперед выходят два политика, доказавшие не словом, а делом серьезность своих намерений и отражающие мнение большинства избирателей: Кахлон и Либерман, которые представляют реальную угрозу лично Нетаниягу (если Либерман выставит свою кандидатуру на пост главы правительства), и оставляют позади "Ликуд".
В этом случае, по мнению 10 канала израильского ТВ, НДИ и партия Кахлона смогут создать блок и сформировать правительство, что станет "переворотом" в национальной политике. Очевидно, впрочем, что такой "переворот" найдет поддержку массы избирателей, которые устали от пустой риторики, хотят давно назревших, необходимых преобразований в социальной сфере и ответственного, взвешенного курса на внешнеполитической арене. Израильское общество "ждет перемен", выбирая наиболее успешных, твердых и последовательных лидеров.