Zahav.МненияZahav.ru

Понедельник
Тель Авив
+18+11

Мнения

А
А

Вернутся ли "русские евреи" на авансцену Истории?

Американское еврейство остро нуждается в переоценке ценностей, переосмыслении своего пути.

12.04.2014
israel usa flag
Фото: Getty Images

Русскоязычная еврейская община Северной Америки не может и не должна оставаться в стороне от жизни диаспоры в момент, когда та утрачивает национальные ориентиры и связь с сионизмом, убежден Авигдор Либерман

Слова Авигдора Либермана на встрече с русскоязычными евреями Нью-Йорка в начале недели о том, что представителям русскоязычной общины по силам занять наивысшие посты в израильской политической иерархии, немедленно превратились в "главный скуп" отечественных СМИ и дали небывалый простор фантазиям. Одни комментаторы заявили, что тем самым Либерман обозначил свои претензии на пост главы правительства. Другие со всей серьезностью принялись обсуждать, что это "первый выстрел" в борьбе за лидерство в "Ликуде". Третьи истолковали его слова, как желание НДИ "расстаться" с "Ликудом" и начать подготовку к выборам.

Мало того, что слова были искажены и вырваны из контекста. Глава МИДа не сказал "возможно, скоро в Израиле будет русскоязычный глава правительства", как ему приписывают. Он сказал следующее: "Я уверен, что интеграция русскоязычной общины Израиля на всех уровнях проходит весьма успешно, и ее достижения впечатляют. Это свидетельствует об открытости государства, его готовности предоставлять равные возможности всем гражданам, дать шанс проявить себя. Поэтому, я не исключаю, что в скором времени и президент, и премьер-министр Израиля будут представителями русскоязычной общины". Так, незначительной на первый взгляд подменой и игрой словами был изменен смысл выступления, а шутливое предположение превращено в чуть ли не официальное заявление.

Но дело не в этом. То, что в погоне за сомнительными сенсациями национальные СМИ демонстрируют чудеса лингвистического жонглирования, - давно уже ни для кого не секрет.

Был упущен (преднамеренно или случайно) куда более важный посыл, содержащийся в его выступлении: а именно, призыв к русскоязычным евреям Америки перестать быть пассивными наблюдателями и вернуть влияние в ключевых еврейских организациях, заложенных в свое время "русскими" евреями, как, например, Всемирный Сионистский Конгресс. И дело, конечно, не в происхождении и не стране исхода. Дело – в идеологии, в мировоззрении, в базисных принципах, на которых строится жизнь общины и ее приоритеты во всех сферах: от гражданской позиции до отношения к сионизму и Израилю. Еврейская диаспора США стоит перед вызовами, с которыми давно уже не сталкивалась, и вынуждена задавать себе вопросы, которые еще недавно не подвергались сомнению, такие, как приверженность сионистскому проекту и выживанию еврейского государства. И именно от "русских" евреев во многом зависит сегодня, как будет выглядеть еврейская община в США и каким будет ее отношение к Израилю.

"Борьба за будущее еврейского государства продолжается, причем не только внутри Государства Израиль, но и во всем мире. Исход этого поединка снова, как и более ста лет назад, определят общины русскоязычных евреев. Именно они стояли у истоков Государства Израиль. Именно они на рубеже 19-го и 20-го столетий создали в Америке крупнейшую и самую влиятельную еврейскую общину. В отличие от многих американских евреев, русскоязычные евреи, проживающие в США, продолжают последовательно и гордо поддерживать Израиль", - вот стержень выступления Либермана, который умудрились не заметить отечественные комментаторы.

Надо сказать, он не в первый раз озвучивает обеспокоенность по поводу будущего еврейской диаспоры в Северной Америке – крупнейшей и наиболее влиятельной в мире. На съезде Конференции президентов ведущих американских организаций в Иерусалиме в феврале этого года Либерман акцентировал внимание на пугающие темпы ассимиляции американских евреев и упадок еврейской системы образования. Сегодня смешанные браки составляют 58% для всей общины, и 71% с вычетом ультраортодоксов. В 70-х годах число их равнялось всего 17%. Очевидно, что если дело и дальше пойдет таким образом, еврейская диаспора в Америке попросту перестанет существовать, а останется только изолированная ультраортодоксальная община.

Либерман сослался также на результаты опросов, согласно которым 42% американских евреев безразличны к традиции или считают приверженность ей чем-то вторичным и несущественным. Почти треть (31%) сказали, что их мало волнует будущее Израиля, а 39% дали ответ "постольку-поскольку". Те же, что чувствуют свою духовную связь с еврейским государством, - в основном, люди старшего поколения. Среди молодежи интерес к Израилю, беспокойство за его будущее и сионизм в целом на одном из последних мест в системе приоритетов: только 32% опрошенных моложе 30 лет заявили, что им важна их еврейская идентификация и, соответственно, само существование Израиля.

Это – сухие цифры, и они не позволяют полностью понять и ощутить метаморфозу американского еврейства. А между тем, речь идет о глубинных тектонических процессах, которые отразятся не только на общинах США и Канады, но и на самом Израиле, связанном пуповиной с диаспорой.

Прошли, увы, те времена, когда в США действовало сильное сионистское лобби, на которое мог всегда рассчитывать Израиль. Сегодня – это часть истории, все больше обретающей в ретроспективе мифические черты. Еврейское лобби в США никогда не было ни всесильно, ни могущественно, как это утверждали любители конспиративных теорий, но, несомненно, выступало единым фронтом в поддержку сильного и безопасного Израиля.

В наше время набирающего силу постмодернизма, где ведущую роль играет "еврейская скрипочка", интеллектуальные и духовные лидеры еврейской Америки или безразличны к Израилю, или, что еще хуже, нетерпимы, крайне критичны и даже враждебны ему.

Эти лидеры, а вслед за ними и еврейская молодежь, склонны винить в ближневосточных проблемах и отсутствии мира с палестинцами именно Израиль. По их логике, в том, что Израиль утрачивает поддержку США, виноват, прежде всего, он сам, а значит, нет нужды защищать и отставать его интересы.

Средний американец (более 70%) все еще сочувствует Израилю, считает его надежным союзником США и скептически относится к идее палестинского государства. Этого, увы, не скажешь об американских евреях. Израиль они все больше воспринимают, как "занозу", "кость в горле", мешающую их либеральным, "просвещенным" представлениям о том, как должен быть устроен мир. Многие из них на дух не переносили Джорджа Буша-младшего, который был одним из наиболее последовательных союзников Израиля, и раз за разом голосовали за Барака Обаму, чье отношение к Израилю никогда не отличалось большой теплотой.

Израиль в их системе приоритетов находится где-то на десятом месте после прав гомосексуалистов, социального равенства, проблем экологии, вопроса об абортах и феминизма. Большинство из них – сторонники не просто Демократической партии, но ее крайнего леволиберального крыла. По словам одного из еврейских журналистов, если бы завтра эти люди проснулись и узнали, что Израиль бескровно исчез с карты мира, они испытали огромное облегчение и удовлетворение. Опрос, проведенный несколько лет назад среди евреев США в возрасте моложе 35 лет социологом Стивеном Коэном и Ари Кельманом, показал: 50% респондентов не рассматривают крушение Израиля как свою личную трагедию.

Пацифистская еврейская организация J Street за короткий срок обрела небывалое влияние на американском политическом Олимпе и входит в ближайшее окружение Обамы. Называя себя "сторонниками Израиля", они ведут про-палестинскую кампанию в американских университетах и выступают за "диалог" с Ираном. В одном из их заявлений говорилось о готовности отказаться от поддержки Израиля, поскольку "совмещение про-израильских взглядов для нас несовместимо с приверженностью палестинскому делу". Двое активистов этой организации сравнили жертв Катастрофы с палестинцами.

J Street - не исключение из правил. После победы Обамы в 2008 году организация "Еврейский союз за мир и справедливость" (The Jewish Alliance for Peace and Justice) направила ему подписанный 800 раввинами (!) призыв "сделать все возможное для разрешения израильско-палестинского конфликта, даже если придется оказать серьезное давление на Израиль". Громко заявляют о себе и "Американцы – за мир" (аналог "Шалом – ахшав"). Все они озабочены не столько безопасность Израиля, сколько восстановлением справедливости на Ближнем Востоке, т.е., созданием палестинского государства и прекращением "оккупации". Есть движение "Раввины за Обаму" и движение "Еврейский голос за мир", ратующих за делегитимацию еврейского государства и даже призывающих к бойкоту израильских товаров.

Среди евреев-миротворцев и сторонников "справедливости" множество влиятельных деятелей еврейской общины, таких, как Рам Эммануэль, бывшие послы США в Израиле Дани Курцер и Мартин Индик, ныне спец.посредник на переговорах с палестинцами, который после провала мирного процесса в 2000 году в Кэмп-Дэвиде возложил вину на Израиль. Все они выступают за то, чтобы "завернуть гайки" на переговорах с Израилем и заставить его уйти к границам 1967 года.

В финансовом, академическом, культурном, богемном истеблишменте, к сожалению, слишком много евреев-самоненавистников, как профессор – анархист Ноам Хомски; философ, феминистка и активистка кампании "За академический и культурный бойкот Израиля" Джудит Батлер; печально известный миллиардер Джордж Сорос; потомок беженцев из Германии и "опровергатель Холокоста" Норман Финкельштейн; специальный докладчик ООН по положению на оккупированных территориях профессор Ричард Фальк, называющий действия Израиля "вопиющим преступлением против человечности"; профессор Дженифер Левенштейн, опубликовавшая книгу "Холокост в Газе"; экс-директор Американо-еврейского конгресса Генри Сигман, который характеризует Израиль, как "единственный режим апартеида во всем Западном мире".

Это – даже не верхушка айсберга, а лишь крупица его, настолько широкое распространение получили в американском еврействе самоненавистнические, псевдо-либеральные, ультралевые концепции. Под их влиянием даже ЭЙПАК с его приверженностью Израилю и сионизму теряет почву под ногами и сдает позиции.

Американское еврейство остро нуждается в переоценке ценностей, переосмыслении своего пути, того, что в Израиле называется "хешбон нефеш". В противном случае, оно не только обречет себя на самоуничтожение, но утянет в могилу и Израиль. И разве не закономерен и не естественен в этой ситуации выход на авансцену огромной массы русскоязычного еврейства с его национальными ценностями, приверженностью Израиля и здоровым, не зашоренным позитивистскими догмами, взглядом на мир и на будущее Америки?

Таков был принципиальный посыл Либермана, от которого наши комментаторы оставили лишь одну фразу. И то перевранную…

Источник: zahav.ru

Читайте также