Читайте также
"Выставка "Всегда чужие" имеет отношение и к художникам тоже - их желание выделиться, найти свой непохожий ни на кого язык делает их другими". (французский куратор выставки Ами Барак)
Как голодный не может говорить ни о чем, как только и исключительно о еде - так и художник-творец не может не провозглашать на каждом шагу свою исключительность, противопоставляя себя обывателю. Причем, вся окружающая его биомасса мыслится как нечто однородное, серое и безликое, мыслящий тростник, в лучшем случае "белые воротнички", зато художник мнит себя "чужим", "другим", в отличие от всех прочих.
Возьмем к примеру выставку "Везде чужие", открывшуюся в Еврейском музее толерантности. Как же выражается "особость" художника, чем гордится и что отвергает "другой" художник, попавший в мир "обычных"? На выставке представлены работы многих авторов: Франсис Алюс, Марина Абрамович, Яэль Бартана, Брюс Науман, Джозеф Кошут, Клер Фонтейн. Но идея выставки сводится к одному тезису: "Когда ты думаешь об искусстве, ты думаешь о непохожести. (Ами Барак)
Художники всегда и везде готовы подчеркнуть, из кожи вон выпрыгнуть, сделать акцент на своей обособленности и несхожести; готовы костьми лечь только бы утвердить идею избранничества и отчужденности. Пусть даже примут за отклонение от нормы; посчитают за странных, одиноких, эпатажных, безумных и асоциальных типов, склонных к ненормальным эскападам и суицидным выходкам.
Но вот какой парадокс. Чем больше художник тщится показать свою особость - тем меньше это у него получается. А за нелепой кривляющейся маской "чужака" проглядывает всем знакомая, хотя и небритая физиономия.
"Довольно тяжело сохранять свои традиции и религию, когда тебя изгоняют. Но это ни в коем случае не жалоба, это одна из версий того, как можно сохраниться, будучи другим". ( Мария Насимова - участница выставки)
Не думаете же вы, будто бы выбор именно Еврейского центра толерантности, как места проведения выставки, был выбран случайно. Я бы сказал - попадание точное, если не символическое. Ведь евреи, как ни крути, по факту своего рождения и принадлежности к "избранному народу" - исключение из правил, чужеродная и неслиянная часть любого государства, где они проживают.
Теперь следует сравнить поведение этих двух групп изгоев. Если для художников быть чужими - это почетная миссия избранничества, то для евреев - тяжкая обязанность, к тому же и несмываемое клеймо позора.
Но вот другая сторона того же парадокса. Чем с большим напряжением евреи стараются придать своему лицу общее для всех выражение - тем сильнее они отличаются от остальных.
Давайте теперь из области чистой теории перенесемся на почву тернистой практики.
“Это не просто переселение народа на свою историческую родину, а прежде всего и главным образом - бегство из России. Россия - Мать, Россия - Сука, ты ответишь и за это очередное, вскормленное тобою и выброшенное потом на помойку, с позором - дитя!..” (А. Синявский)
Феномен еврея в галуте, в частности пребывание его на нашей бывшей родине, и есть идеальная модель "другого", погруженного в инородную среду. Невозможно объяснить тому, кто не прошел школу выживания в чужом окружении, что чувствует "другой" и как ему живется. Хотя в каждой республике, если не в сказать в каждом отдельно взятом городе, были свои специфические условия. Общим для всех был запашок: начиная с легчайшего дуновения антисемитизма в Узбекистане, до густого и вонючего духа ненависти в Украине.
Общим для всех евреев бывшего Союза было также одно стремление: всеми силами и средствами скрыть свою особенность, раствориться и не выделяться, остаться незамеченным и неопознанным. Встречались, правда, и исключения, то есть те упрямые и несгибаемые личности, кто акцентировал свое еврейство и не собирался менять его ни за какие блага.
Тем не менее, евреи не растворились, не превратились из "чужих" в своих. Но то была не заслуга самих евреев, старающихся сохраниться, а злобная наблюдательность соседей, никогда не забывающих о "хитрых жидах".
Вы думаете сегодня ситуация изменилась? Вот что показывают опросы Левада-Центра: "Число людей, разделяющих в той или иной степени лозунг "Россия для русских" за год выросло с 56% до 66%".
Правду сказать, возросшая ксенофобия, расистские выходки и вспышка нацистских настроений объясняется ненавистью к выходцам из Средней Азии и Кавказа, однако и угроза евреям остается. Как отметила в своей статье Вера Альперович "Ксенофобия бьет новые рекорды": "Помимо выходцев из ближнего зарубежья от нападений под ксенофобными лозунгами пострадали в прошедшем году и темнокожие, и евреи, и китайцы, и цыгане".
Не хочется даже думать, каким опасностям подвергают себя и своих детей евреи, остающиеся в Украине. Так, в январе зафиксированы три нападения на прихожан на Подоле в Киеве. В феврале синагога в Запорожье была заброшена "коктейлями Молотова", а на дверях синагоги в Симферополе появились антисемитские граффити. В марте произошло нападения на Гилеля Коэна, возглавляющего организацию по медицинскому сопровождению.
Остается только молиться, чтобы занятые глобальными делами молодчики из "Правого сектора" не вспомнили вдруг о том, что среди них на их земле проживают "чужие", которым можно предъявить счет за многие упущения, прегрешения и преступления прежнего режима.
"Как ни странно, за последнее время увеличилось число антирусских высказываний, которые позволяют себе представители так называемых либеральных кругов".
Та же ситуация, но перевернутая и зеркально отраженная оказалась здесь, в Израиле. Снова масса евреев из бывшего Союза оказалась в окружении аборигенов, не признающих в них "своих". "Другие" вновь повели себя так, как привыкли: изо всех сил пытались заметать за собой следы, выбрасывать за борт старые привычки, адаптироваться к новой обстановке, меняться и скрывать свое происхождение. И вновь титанические усилия натолкнулись на противодействие местных - нас в очередной раз не признали за своих.
Накануне 21 марта, международного Дня борьбы с расизмом, газета "Израиль сегодня" провела опрос общественного мнения. Результаты нельзя назвать сенсационными, скорее они подтверждают давно известные факты.
95% опрошенных считают, что в стране существуют расизм, жертвами которого стали и арабы, и эфиопы, и выходцы из России, и религиозные евреи. "Согласно опросу, 79% респондентов считают, что от расизма страдают выходцы из Эфиопии, 68% - что израильские арабы, 41,8% - ультра ортодоксы, 34,8% - репатрианты из бывшего СССР, 34,1% - выходцы из стран Ближнего Востока и Северной Африки".
Будем уповать на будущее. Если нашу чужеродность на русской земле не смогли стереть несколько поколений, то в Эрец Исраэль уже второе поколение почувствует себя не "другим", а своим среди своих.