Читайте также
- Названо имя адвоката, который обманывал русскоязычных пенсионеров
- Герцлия стала самым "качественным" городом Израиля
- 46% взрослого населения планеты - антисемиты
- Израильский паспорт занял 19-е место среди самых надежных паспортов
- Израильтяне, едущие в Великобританию, должны предварительно зарегистрироваться
Израиль остается одной из немногих западных стран, которые отказываются публично критиковать Россию за ее действия в Крыму.
Тем не менее, правительство дало понять, что конфликт между Украиной и Россией может иметь далеко идущие последствия, в том числе и для еврейского государства.
В частности, в Израиле проводят параллели между кризисом в Крыму и будущим разрешением иранской ядерной проблемы, на дипломатическом решении которой настаивают американцы.
"Слабость американской дипломатии заставляет нас кардинально пересмотреть свое видение будущего устранения иранской атомной угрозы, - заявил в понедельник министр обороны Израиля Моше Яалон. – Вялая реакция Белого дома на кризис в Крыму – лучшее тому доказательство".
Выступая в тель-авивском университете, Яалон подчеркнул, что Иран может использовать резкое ухудшение отношений между Западом и Россией для того, чтобы ужесточить свои позиции на переговорах по поводу ядерной программы.
"Когда вы проявляете слабость на внешней арене, рано или поздно враг постучится к вам в двери и вот тогда будет уже поздно", – заявил Яалон.
"Не лезть в эту кашу"
Ранее, о ситуации в Крыму высказался глава МИД Израиля Авигдор Либерман. Выступая на прошлой неделе в программе "Герой дня" на Девятом израильском телеканале, Либерман отметил, что он считает правильным контактировать с обеими сторонами.
"Для нас правильный вывод – не лезть в эту кашу - туда, куда нас не просят. У нас очень хорошие отношения с российской стороной, с американцами и мы также поддерживаем контакты с украинским руководством", – заявил Либерман.
Не изменилась позиция Либермана и после референдума в Крыму 16 марта. В окружении министра настаивают на том, что Израилю следует воздерживаться от какой либо позиции по столь щепетильному вопросу.
Тем не менее, в начале марта, в самый разгар кризиса в Крыму, Либерман отправился в Рим, где провел сразу две рабочие встречи: с госсекретарём США Джоном Керри и российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Одной из тем обсуждений с обоими лидерами была ситуация в Крыму.
"Не думаю, что нам силой надо навязывать кому либо свое посредничество, тем более, что Лавров и Керри хорошо знают друг друга и прекрасно общаются без переводчика", – отметил Либерман.
Однако нейтральная позиция, которую занял Израиль, отнюдь не помешала некоторым российским СМИ причислить Израиль к ярым сторонникам действий президента Путина в отношении Крыма.
Высокопоставленный источник в правительстве Израиля в закрытой беседе отметил, что речь идет о намеренной дезинформации, которая преследует целью придать международную легитимность действиям России в Крыму.
"Мы наблюдаем за умышленными попытками разыграть так называемую еврейскую карту на Украине, когда в различных СМИ появляются сообщения о нападениях на евреев и вандализме в синагогах, - отмечает источник. – Однако детальные проверки ничего подобного не выявили, и уровень антисемитизма на Украине остается на прежнем уровне".
Не существует сегодня также официального предупреждения Национального штаба Израиля по борьбе с террором воздержаться от поездок на Украину. Подобный призыв был в силе в самый разгар кровавых столкновений на Майдане, однако позже был отменен.
Непризнанный суверенитет
Говоря о слабой реакции Запада на действия России в Крыму, ряд израильских аналитиков опасаются возможных последствий санкций.
"Запад все время пугает Россию грозными мерами. Весь вопрос – насколько там готовы поступиться экономическими удобствами и действительно выступить против Москвы единым фронтом? - задается вопросом бригадный генерал запаса Амос Гильбоа, в прошлом высокопоставленный офицер военной разведки Израиля. – Если подобное произойдет, то Израиль может оказаться среди первых стран, кто почувствует ответ России на себе".
Военное сотрудничество с Ираном, договор об уничтожении химического оружия Сирии, поставки современных военных комплексов в арабские страны – это лишь малая часть так называемых "российских рычагов" в регионе. По мнению бывшего военного, на европейские санкции Москва может ответить немедленно и крайне негативно для Израиля.
Наконец, еще один фактор, оказавший влияние на реакцию еврейского государства во время крымского кризиса и о котором в Израиле предпочитают не говорить вслух – это статус оккупированных территорий.
Восточный Иерусалим и Голаны были аннексированы правительством Израиля еще в начале 1980-х годов и, согласно местному законодательству, признаны полноценной территорией страны. Однако в мире израильский суверенитет на эти земли так до сих пор и не признали, что, по мнению израильтян, ожидает в перспективе и полуостров Крым.