Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель Авив
+19+12

Мнения

А
А

Зачем государству нужны иешивы религиозных сионистов?

Эти иешивы были созданы 50 лет назад и произвели подлинную революцию в сфере образования, в общественной жизни.

ortodox_tora
Фото: Getty Images

В эти дни, когда комиссия Шакед, завершает свою работу, вновь подвергаются агрессивным нападкам иешивы религиозно-сионистского сектора («иешивот-эсдер»), деятельность которых в свое время была удостоена главной государственной награды – Премии Израиля.

Эти иешивы были созданы 50 лет назад и произвели подлинную революцию в сфере образования, в общественной жизни. Суть этих учебных заведений состоит в служении народу и государству. Каждый, кому это важно, обязан поддержать их существование – во имя еврейского народа, еврейского государства и Торы. Во имя будущих поколений.
 
Эти иешивы были созданы потому, что ощущалась необходимость в формировании духовных лидеров народа Израиля, которые были бы знатоками Торы, «талмидим хахамим». Не просто «талмидим хахамии», а сионистами – руководителями иешив, даянами, знатоками Галахи. Всего этого не было в те годы. Я имел честь участвовать в создании этого важного проекта, сопровождать его с момента появления первой иешивы и до сегодняшнего дня.
 
Мы могли поступить так же, как поступают другие иешивы -  оставлять учеников в стенах заведения («Торатам оманутам», Тора – их главное предназначение, их путь служения народу). Но мы верили, что служба в армии является религиозным долгом. Религиозным и моральным долгом является участие в защите государства. Этот замечательный принцип впитывали с юности будущие раввины, даяны, главы иешив – поскольку они служили в Армии обороны Израиля.
 
Именно мы предложили сочетание изучения Торы и службы в армии. Никто не заставлял нас поступать таким образом. В свое время существовала отсрочка для всех учащихся иешив.
 
С годами важная идея необходимости сочетать изучение Торы и службы в армии стала настолько успешной, что сегодня подобное сочетание выглядит чем-то само собой разумеющимся. Но появились те, кто решил, что можно отказаться от этой идеи и нарушить хрупкий баланс. Благодаря иешивот-эсдер в среде религиозных сионистов, а также в израильском обществе в целом, утвердилось понимание того, что армейскую службу можно сочетать с изучением Торы. Это кажется настолько понятным, что многие забывают, откуда пришла эта идея.
 
Сегодня среди выпускников иешивот-эсдер есть раввины, которые одновременно являются командирами ЦАХАЛа. Но для того, чтобы подобная реальность существовала, необходимо соблюдать баланс между интересами государства и мира Торы. Период изучения Торы и срок армейской службы должны гармонично дополнять друг друга. Этот баланс является критическим, с нашей точки зрения.
 
Можно выдвигать разные идеи, но, опираясь на опыт десятилетий воспитания новых поколений, я убежден, что лишь верный баланс между учебой и службой позволяет достигать поставленных целей.
 
Если этот баланс будет нарушен, то в считанные годы проект иешивот-эсдер будет разрушен. Возможно, это обрадует некоторых. Но вклад иешивот-эсдер в укрепление израильского общества не исчерпывается одной лишь службой в ЦАХАЛе. Этот вклад намного более существенен.
 
Хаим Друкман, «Маарив»

Источник: Курсор

Метки:

Читайте также