Совет учителю, который невзлюбил ЦАХАЛ
Фото: Getty Images
Совет учителю, который невзлюбил ЦАХАЛ

В эти дни в Израиле каждый учитель – работающий или бывший – задается вопросом: а что бы сделал он сам на месте Адама Варетты, неожиданно ставшего самым известным педагогом в стране?

Будем исходить из предположения, что преподаватель обществоведения Варетта не говорил в своем классе в Кирьят-Тивоне, что ЦАХАЛ – армия, лишенная нравственных принципов. Он, по его же словам, только сказал, что ЦАХАЛ совершает безнравственные действия – и привел примеры в доказательство. Причем, он не просто взял и заявил это, а сказал в ответ на утверждение одной из учениц, что ЦАХАЛ, якобы, самая нравственная армия в мире. Короче, она его спровоцировала своим заведомо ложным заявлением.

Даже если эти именно так, учитель Варетта совершил сразу два греха. Во-первых, он не стал оспаривать утверждения ученицы, что ЦАХАЛ – самая нравственная армия в мире, поскольку тогда он должен был провести сравнение, привести данные и либо показать ученикам, что не ЦАХАЛ – самая нравственная армия в мире, есть другие армии, более нравственные, либо – согласиться с утверждением ученицы, что да, ЦАХАЛ может служить образцом для других армий. Вместо корректного (в юридическом смысле этого слова) обсуждения учитель Варетте (глубоко убежденный, что израильская армия, понятное дело, безнравственная), привел несколько примеров действий, которые не свидетельствуют о высокой нравственности. Но его ученица и не утверждала, что ни один человек в форме ЦАХАЛа никогда не совершает поступков, не выдерживающих оценки с точки зрения общечеловеческой совести.

Во вторых – Варетта не только ушел в сторону от темы (что является ошибкой методологической), но и внушил ученикам, что ЦАХАЛ – армия безнравственная, и при этом не показал им картину во всей полноте, скрыл очень важные вещи.

Чтобы меня поняли и те, кто легко путается в темах, приведу наглядный пример. Некто заявит, что евреи – самая мерзкая на свете нация. На резонный вопрос, почему он так решил, человек станет приводить примеры неблаговидного поведения евреев – одиночек и групп. Причем – факты достоверные, задокументированные. Банкир-еврей обобрал своих наивных клиентов. Завод, которым владеет еврей, загрязняет окружающую среду. Он перечислит имена евреев-убийц, евреев-насильников, евреев, бравших или дававших взятки.

Молодой неопытный учитель, каким и является Адам Варетта, покорно склонит голову и признает: да, евреи – самая ужасная в мире нация. "Вот поэтому нас и не любят…" Когда он приходит в класс, то старается раскрыть своим подопечным глаза на то, какими в действительности являются евреи как нация.

Но каждый, у кого есть капля здравого смысла, станет задавать вопросы тому обличителю евреев: а как обстоят дела у других наций и народов? Не было ли случая, когда банкир-нееврей облапошил своих клиентов? "Бритиш петролуем", который виновен в самом масштабном за всю историю человечества загрязнении окружающей среды в Мексиканском заливе, принадлежит еврею? Джек Потрошитель был обрезанный? А Чикатило – не было ли у него дедушки-еврея? И что там говорит статистика – каков процент насильников среди других народов? Действительно ли евреи держат мировой рекорд по этому показателю?

Учитель в классе обязан ответить на минимум вопросов прежде, чем он приходит к выводу о том, является ЦАХАЛ армией безупречной или безнравственной. И не следует сравнивать его с армией стран, живущих в окружении дружественных им народов, не противостоящих ежедневным попыткам совершить теракт. А сравнивать с армией стран, находящихся в сходном с нами положении. Не забывать при этом, что по причинам, которые не зависят от нас, в Израиле все еще действуют несколько законов чрезвычайного времени. И непременно учесть, что не ЦАХАЛ виноват, когда во время антитеррористических акций погибают дети и женщины, среди которых прячутся убийцы, стреляющие по израильтянам.

И главное: ответить на вопрос, расследуют ли в Израиле подозрения в незаконных поступках военнослужащих ЦАХАЛа? Получают ли нарушители наказание, если их вина доказана в суде? При таком корректном обсуждении мы придем к заключению, что ЦАХАЛ - армия безнравственная только в том случае, если все остальные армии, действующие в сходных условиях, показывают чудеса добродетели и безупречности, или же там не ограничивают в передвижении часть населения, из среды которой выходят террористы, не лишают их некоторых свобод.

И все время обсуждения не забывать ни на минуту, что в Израиле армия не является самостоятельной независимой организацией, действующей по своей прихоти – она выполняет указания власти. И если есть какие-либо претензии – то предъявлять их нужно правительству, а если еще точнее – народу, который поручил своим избранникам защищать себя от террора. А это всегда останется самым нравственным деянием для любой армии.

Эта же статья на иврите – здесь

yuramedia@gmail.com

counter
Comments system Cackle