Читайте также
Присоединение Израиля к престижному "научному клубу" в Женеве открывает новые перспективы для ученых страны и экономических контактов с ЕС
На прошлой неделе Израиль стал официально членом Европейской организации по ядерным исследованиям ЦЕРН (CERN). На официальной церемонии в Женеве Израиль представлял глава МИДа Авигдор Либерман, встретившийся с генеральным директором CERN Рольфом Хойером.
Событие это осталось практически незамеченным СМИ, но вместе с тем представляет немаловажное значение для нашей страны, как в научном, так и в политическом плане.
Сперва – немного о том, что представляет собой CERN. CERN – ведущая международная научная организация, занимающаяся проведением фундаментальных исследований в области физики элементарных частиц. Созданная в 1954 году, она объединяет 20 европейских государств, оставаясь открытой для ученых всего мира.
Главный проект ЦЕРН - «Большой адронный коллайдер» (БАК) с ускорительным комплексом для изучения фундаментальных свойств материи, а наиболее значительное достижение последнего времени - открытие частицы «Бозон Хиггса» ("частицы Бога"), объясняющей происхождение массы вещества. Авторы БАКа надеются с помощью осуществляемых ими исследований проникнуть в тайну возникновения Вселенной и создать модель мира после "Большего взрыва".
Здесь ведутся научные исследования в области медицины, фармацевтики, энергетики, высоких технологий. В 1990 году программист ЦЕРНа Тим Бернес-Ли создал протокол HTTP, на основе которой действует интернет.
В ЦЕРН находится центр подготовки молодых научных кадров из стран-членов организации, что открывает огромные возможности для молодых ученых. В общей сложности здесь на постоянной основе работают около 2500 ученых, а также физики и инженеры из почти шестисот университетов и институтов 85 стран.
ЦЕРН с момента своего существования неуклонно расширялась, но это не значит, что любая страна может стать ее членом, не имея соответствующей научной базы, и тем более – не европейская страна. Первоначально членов ЦЕРН было всего 11: Германия, Франция, Дания, Великобритания, Италия, Швейцария, Швеция, Норвегия, Нидерланды, Бельгия и Греция. Через пять лет в этот престижный научный "клуб" вступила Австрия, а за ней – Испания и Португалия.
В 90-х годах ЦЕРН пополнился группой государств из Восточной Европы – Чехией, Польшей, Венгрией, Словакией, Болгарией, а также Финляндией.
Статусом наблюдателей в ЦЕРНе обладают США, Япония, Россия и Индия, однако Израиль стал первым не европейским государством, получившим полноправное членство в ЦЕРНе.
В значительной степени – это заслуга нынешнего главы МИДа, который еще в период своей первой каденции поставил стратегическую задачу включить Израиль в состав ведущих и перспективных международных структур. Во многом благодаря его усилиям Израиль стал членом престижной Организации экономического сотрудничества (ОЭС), а теперь – и ЦЕРН.
Это существенно расширит научные возможности Израиля и позволит отечественным ученым выйти на качественно новый уровень разработок, наделив их соответствующим инструментарием, которым не располагает наша наука. Не говоря уже о престижности пребывания в столь элитном "научном клубе", где собран цвет европейской науки.
По словам Либермана, «присоединение к CERN символизирует тот факт, что Израиль находится на переднем крае мирового научно-технического прогресса. Его принятие в качестве полноправного члена CERN – признание качества и высокого уровня проводимых им научных исследований".
Есть и еще один аспект – политический. Решение ЕС о бойкоте продукции, производимой в поселениях Иудеи и Самарии, было истолковано многими комментаторами, как существенное ухудшение отношений между Иерусалимом и Брюсселем. Несмотря на это, сотрудничество с Брюсселем не только не уменьшилось, но даже набирает обороты. Причины очевидны: когда вмешиваются интересы бизнеса, идеология отступает на второй план. Кроме того, европейцы крайне заинтересованы в израильских научных и технологических проектах, наиболее продвинутых в мире. В октябре прошлого года Израиль и ЕС подписали меморандум о сотрудничестве, предусматривающем развитие контактов в области промышленности, туризма, космических и инновационных разработок, малого и среднего бизнеса. Присоединение к ЦЕРН стало еще одним и очень значительным шагом на пути экономического и научного взаимодействия между Иерусалимом и Брюсселем.
По словам Либермана, "нельзя не испытывать чувство гордости, видя израильский флаг среди знамен стран-участниц CERN". Нельзя с ним не согласиться...