Читайте также
Россия исчерпала средства спасения Сирии – так заявили представители МИД РФ после наложения вето на антисирийскую резолюцию в Совете Безопасности ООН. При голосовании за сходную резолюцию в Генеральной Ассамблее, решения которой носят рекомендательный характер, Россия уже воздержалась. Одновременно риторика Москвы в адрес Асада становится все жестче, от него настойчиво требуют реформ. Делегацию сирийских оппозиционеров российские чиновники принимали на самом высоком уровне, хоть и не согласились поддержать их требование об уходе Асада. Эти последние веяния заставляют некоторых экспертов предположить, что Кремль готов сдать Асада, как до этого сдал Каддафи.
Такому выводу, однако, противоречит информация о том, что три корабля российского ВМФ направились к берегам Сирии и вошли в ее территориальные воды в районе порта Тартус, где расположена военно-морская база РФ. Это случилось сразу же после того, как министр обороны Канады Питер Маккей сообщил, что канадский фрегат "Ванкувер", принимавший участие в Ливийской операции, останется в Средиземном море до начала следующего года. Его задачей будет "поиск и слежение за судами, подозреваемыми в причастности к международному терроризму". Задержится в Средиземноморье и авианосная группировка США.
Не означает ли появление в регионе российского флота, что Москва, все время призывавшая к невмешательству в дела Дамаска, готова защищать его не только на словах? Как этот факт сочетается с заявлениями об "исчерпанных средствах"? И готовы ли обе стороны вступить в войну за Сирию?
Руководители НАТО уверяют, что альянс не обсуждает акции против Сирии по модели ливийской операции. Молчат на эту тему и лидеры западных государств. Разумеется, Европе и Америке было бы удобнее, если бы оппозиция скинула Асада самостоятельно, либо с помощью ЛАГ и Турции. Но Анкара не будет воевать в одиночку, арабские страны тоже не захотят ввязываться в сирийский узел, а у мятежников не хватит сил противостоять регулярной армии. Для смены власти так или иначе потребуется вмешательство извне. Эта ситуация дала повод главе МИД РФ Сергею Лаврову назвать призыв к свержению Асада "политической провокацией в международном масштабе". Приход в сирийские воды российских кораблей должен продемонстрировать НАТО, что Москва не позволит иностранным державам начать военную кампанию под предлогом прекращения насилия, как это произошло в Ливии.
Эксперты считают вполне вероятным, что Асад сам обратился за помощью к России. Однако корабли под российскими флагами, скорее всего, будут играть роль сдерживающего фактора - ведь у Сирии с Россией нет договора о военном союзе.
При всех российских интересах в Сирии, причин для вступления в войну на стороне действующего режима у Москвы явно не достаточно. Об этом свидетельствует и недавнее заявление Владимира Путина о том, что сирийский народ должен сам решить свою судьбу.
Повторение ливийского сценария в Сирии Москве крайне не выгодно, как невыгодна и смена власти вообще. Слишком высока вероятность того, что новые лидеры будут ориентироваться на Запад, а не на "исторического союзника". В этом случае Россия потеряет не только сферу влияния, но и миллионные долги клана Асадов (ведь Триполи пока не собирается возвращать кредиты Каддафи), и не менее значимые контракты на поставку вооружений. Один из российских специалистов уже заявил, что срыв военных контрактов с Дамаском выведет из строя 10-15% военно-промышленного комплекса РФ.
Таким образом, главная задача России – не допустить участия внешних сил в решении сирийского конфликта. Только при таком раскладе есть надежда, что Асад подавит народные выступления и удержит власть, осуществив ряд "косметических" реформ в угоду Западу. Поэтом российская сторона подчеркивает, что ее корабли не зайдут в сирийский порт, а будут нести дежурство в море, чтобы предотвращать не только открытое военное вмешательство, но и поставки оружия для мятежников. Такие поставки действительно осуществляются на небольших судах из Ливана и Турции. Свои действия по их перехвату Москва может преподносить как борьбу с пиратством.
Это стратегическое противостояние, особенно с учетом нахождения в Средиземном море кораблей США и Канады, российские силовики уже мечтают использовать в своих целях. Не случайно именно сейчас военные вспомнили, что силы НАТО в Европе имеют почти двадцатикратное превосходство над российским флотом. Чтобы ликвидировать этот разрыв, России нужно в течение 10-15 лет интенсивно наращивать боевую мощь – и сирийский конфликт создает хороший повод начать эту гонку.
О новой гонке вооружений и "холодной войне" в последнее время пишут немало. Многие считают, что Сирия – лишь предлог для очередных шагов, которые предпринимает Россия в своем противостоянии с Западом. В СМИ просочились сведения о прибывших на кораблях ВМС военных консультантов, которые должны обучить сирийцев работать с ракетно-зенитными комплексами С-300. Сами ЗРК привезены в страну несколько недель назад. Кроме того, на территории Сирии установлено несколько российских радарных систем, которые позволяют получать информацию о перемещениях на юге Турции и большей части территории Израиля.
Официальных данных о нахождении С-300 в Сирии нет. Тем не менее, источники полагают, что это те самые комплексы, которые Россия в свое время не смогла поставить Ирану из-за международных санкций. Все это похоже на правду и вполне вписывается в картину возрождения "холодной войны": Москва не стала бы вступать в бой за Сирию ради Асада, но готова на решительные действия в пику США и НАТО.
Сирия и без того является самым крупным экспортером российского оружия на Ближнем Востоке. Среди объектов, которые ей поставляются, - ЗРК "Панцирь-1С", береговые ракетные комплексы "Бастион" со сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами "Яхонт". Взрывоопасная обстановка в регионе никак не повлияла на выполнение российской стороной военных заказов. Как объясняют чиновники оборонного ведомства РФ, поставки вооружений в Сирию продолжаются, поскольку на них не наложено никаких ограничений.
Для еврейского государства российские корабли в сирийских территориальных водах представляют лишь опосредованную опасность: начало военных действий может спровоцировать "Хизбаллу" на очередную вылазку, но к этой опции Израиль должен быть готов всегда. А вот появление у Дамаска современного дальнобойного оружия, радаров и противоракетных установок – более чем реальная угроза. Асад вряд ли пустит их в ход против Израиля, но неизвестно, кто придет ему на смену и в чьи руки попадут военные арсеналы. Не исключено, что они окажутся в распоряжении той же "Хизбаллы" и будут направлены прямо на Израиль. Но Москву не беспокоит ни Израиль, ни, по большому счету, Сирия, ни другие страны - ведь речь идет о российских политических и стратегических интересах.