Читайте также
Святое и будничное
В недельной главе "Ваишлах" описываются две войны, две конфликтные ситуации с двумя разными народам – египтянами и амалекитянами.
Войско египтян было уничтожено самим Всевышним: "И пошли сыны Израиля внутри моря по суше: а воды (были) им стеною справа и слева от них. И погнались Египтяне, и вошли за ними все кони Паро, колесницы его и всадники его в средину моря. И вот, в утреннюю стражу воззрел Господь на стан Египетский в столпе огненном и облачном, и привел в замешательство стан Египтян. И отнял колеса с колесниц их, так что они влекли их с трудом. И сказали Египтяне: убежим от Израильтян, потому что Господь воюет за них с Египтянами" (14:22-25).
О том, что именно Господь воюет за Израиль, в еще большей мере оценили сами евреи: "Тогда воспел Моше и сыны Израилевы эту песнь Господу, и сказали так: Пою Господу, ибо высоко вознесся Он; коня и всадника его вверг Он в море" (15:1).
В конце главы аналогичное отношение выражено вроде бы также и в отношении Амалека, который "пришел и воевал с Израилем в Рефидиме… И низложил Йеошуа Амалека и народ его острием меча" (17:8-13).
И все же разница между отношением к египтянам и отношением к амалекитянам со стороны Всевышнего имеется, причем разница значительная. Бог воевал за Израиль против египтян, и Моше воспел Его победу, однако, когда его песнь подхватили Ангелы, Всевышний их одернул: "Творения рук Моих гибнут, а вы хвалу передо мною поете?" (Мегила 10).
А вот что сказал Всевышний о Египте через пророка Иешайю: "В тот день Израиль будет третьим Египту и Ашшуру; благословением (будут они) среди земли, Ибо благословил его Господь Цваот, сказав: благословен народ Мой – Египтяне, и дело рук Моих – Ашшур, и наследие Мое – Израиль" (19:24).
Однако в отношении Амалека в конце нашей главы написано: "И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Йеошуа, что Я совершенно сотру память Амалека из-под неба… вот рука на престоле Господа, что война у Господа против Амалека из рода в род" (17:14-16).
Итак, имеются языческие народы и языческие культуры, которые Всевышним полностью отвергаются, но имеются также и такие, которые Им в основе своей принимаются.
В пределе Бог, разумеется, во всем. То есть не только в иерусалимском Храме, но также и во дворцах царей и даже в притонах разбойников. Это положение подтверждается многими фразами из ТАНАХа: “Поднимусь ли в небеса - там Ты, постелю ли (себе) в преисподней - вот Ты!” (Теилим 139:8). Или: “Все создал Господь во имя Свое, даже и злодея для дня беды” (Притчи 16:4); “Кто может приказать, чтобы исполнилось нечто, (чего) не повелел Господь?” (Эйха 3:37); Наконец, слова пророка, включенные в благословение, предваряющее чтение “Шма”: “Ради того, чтобы узнали от востока и до запада, что нет никого, кроме Меня, Я - Всесильный, и нет другого. Образующий свет и сотворивший тьму, делающий мир и сотворивший зло, Я - Всевышний, делающий все это” (Йешаягу 45:6-7).
Вопрос, каким образом Всевышний присутствует в злодеях и в их деяниях (в том числе в Амалеке) – это отдельный вопрос, тем не менее для нас сейчас важно подчеркнуть, что он не имеет никакого отношения к вопросу, каким образом Всевышний присутствует в царских чертогах языческих монархов, и шире - в терпимых Им языческих культурах.
Избрав Израиль, Всевышний вовсе не перестал от этого быть Царем всего мира. Более того, именно в диалогической соотнесенности Израиля и человечества раскрывается Его замысел. Евреев не существует без итальянцев и американцев, как без понедельников и вторников не существует суббот. В молитве "Авдала" сказано: "Благословен Ты, отделивший святое от будничного, свет от тьмы, Израиль от народов, седьмой день недели от шести будничных дней".
Но о каких "будничных" народах говорится? Обо всех – в том числе и о языческих. Магараль в "Тиферет Исраэль" (40) пишет: "Сказано, что нет человека, у которого бы не было его часа. И время подходящее специально Израилю – это день субботний. И как суббота отделена от будничных дней недели, так Израиль отделен от служителей звезд и созвездий, которые будничные".
Итак, мы видим, что Магараль назвал будничным именно идолослужителей, а не просто "бней Ноах", то есть неевреев – потомков Ноаха, принявших на себя строгое единобожие. И это не оговорка, коль скоро о "бней Ноах" он пишет в этой же главе и в этом же контексте: "Сыновья Ноаха не должны соблюдать шабат, так как они относятся к природному миру".
Царь славы
Напомню слова академика Ахутина, которые я приводил в предыдущем недельном чтении: "Каждая культура – бывшая и нынешняя – были и существуют всерьез, а не в качестве ступенек, этапов, каких-то недо-разумений, недо-бытий… Голоса мифа, эллинской классики, Средневековья, Просвещения, - как и голоса Востока, Африки, Латинской Америки - звучат с новой силой и новым смыслом, вступают в заинтересованный диалог или вызывают на суд, требуя ответа. И это происходит не только в современном искусстве, где такая со-временность времен едва ли не норма, но и в философии, и в нравственном самосознании, и даже в цитадели новоевропейской цивилизации - науке".
Таким образом, когда "Зоар" утверждает, что "не существует идолослужения, в котором бы не присутствовало искр святости", то он по сути признает, что "каждая культура – бывшая и нынешняя – были и существуют всерьез".
Однако это признание все же не полно до тех пор, пока его не примут на себя все стороны. То, что делает Тора по отношению к другим культурам, этим другим культурам предстоит сделать по отношению к Торе. В том-то и дело, что к диалогу призваны не только "современное искусство, где такая со-временность времен едва ли не норма", но и сами эти "мифы, эллинская классика" и пр.
Только тогда, когда "схватятся десять человек из всех разноязычных народов и держаться будут за полу иудея, говоря: пойдем с вами, ибо слышали мы, что с вами Бог" (Захар 8.23), ситуация станет приближенной к задуманной Творцом.
Причем на этот раз народам предстоит сделать это не "духовно" (как они частично сделали это, создав христианство), а "буквально", то есть восприняв "всерьез, а не в качестве ступенек, недо-бытий" именно иудаизм, а не собственные измышления о нем.
В этом отношении символично, что православный Ахутин запамятовал включить в свой список ТАНАХ. "Мифы" существуют всерьез, а ТАНАХ – он как будто несерьезный?
Но в том-то и дело, что существование ТАНАХа настолько "серьезно", что рядом с ним любую другую серьезность лучше вовсе не упоминать. Другая лига.
Иудаизм, как мы выяснили, так или иначе признает любую – в том числе языческую – культуру, не отягощенную кровопролитием и блудом, но почему бы тогда хотя бы для интеллектуальной честности не потребовать немного взаимности и со стороны других культур? Не потребовать и от них услышать голос единого Бога?
Хотя бы: "Псалом Давида: Господу земля и (все) наполняющее ее, вселенная и живущие в ней, Ибо Он на морях основал ее и на реках утвердил ее. Кто (достоин) взойти на гору Господню и кто – стать в месте святом Его? (Тот), у кого чисты руки и непорочно сердце, (кто) не склонял к суете души своей и не клялся ложно. (Тот) получит благословение от Господа и справедливость от Бога спасения своего. Это поколение вопрошающих Его, ищущих лица Твоего. (Это) Йаков. Сэла! Поднимите, врата, главы ваши и возвысьтесь, двери вечные. И войдет Царь славы. Кто этот Царь славы? Господь сильный и могущественный, Господь, могущественный (в) войне. Поднимите, врата, главы ваши и возвысьтесь, двери вечные. И войдет Царь славы. Кто Он – этот Царь славы? Господь Цваот Он, Царь славы. Сэла"
В такую минуту всем мифам, и даже эллинской классике придется почтительно встать.