ХАМАС распадается или укрепляется?
Странные дни переживают граждане Израиля: Трамп, который представал как величайший друг Израиля (а возможно - и нет; время покажет), вносит в Совет Безопасности ООН инициативу, в перспективе которой просматривается палестинское государство - и реакции оказываются настолько путанными, что сбивают с толку: правые хвалят, левые осуждают.
У обеих сторон, казалось бы, есть рациональные аргументы для их нетипичной позиции: от центра и левее критикуют Нетаниягу за молчаливое согласие продать Саудовской Аравии и Турции истребители F-35 (хотя неясно, насколько автор письма о помиловании, даже если не по своей инициативе, спрашивал у него совета), а также за непрозрачные пункты соглашения о завершении войны в Газе, которые оставляют ключи от будущего сектора в руках двух крупных врагов Израиля - Катара и Турции.
То есть их возмущает не политический компромисс, ведущий к палестинскому государству, а то, что можно трактовать как предполагаемое предательство безопасности Израиля.
На другой стороне - те, кто клялся, что "ни одно зерно риса" не попадет в сектор, но в итоге открыл прямую линию поставок из Израиля в Газу. Рынки сектора ломятся от товаров, как и карманы ХАМАСа, который захватывает помощь и перепродает ее. И они тоже не могут внятно объяснить, как именно будет разоружен ХАМАС и как будет демилитаризована Газа, если две главные "подружки невесты" соглашения - государства, чьи позиции колеблются между ненавистью к Израилю и ненавистью к евреям как таковым.
В их защиту они отмечают, что план Трампа действительно указывает на создание палестинского государства, но в настолько далеком будущем, что еще будет тысяча возможностей отменить эту "злую участь". Блажен, кто верует.
Пять минут от Кфар-Сабы
Люди, которые еще вчера были готовы вернуться к линиям, превращающим Кфар-Сабу и Раанану в новые Сдерот и Кирьят-Шмону, вдруг говорят о "ни шагу назад". Люди, которые кричали "предатели" любому другому правительству, если бы оно завершило войну в Газе без победы над ХАМАСом и согласилось бы на палестинское государство, теперь восхваляют личный стратегический союз между Нетаниягу и Трампом.
Более того: те, кто еще вчера требовал вернуть заложников любой ценой, теперь проклинают Нетаниягу за то, что Израиль не уничтожает около 200 боевиков, блокированных в туннелях, из-за ограничений, наложенных соглашением.
И напротив - те, кто вчера требовал уничтожить ХАМАС, теперь объясняют, что "нельзя идти на открытый конфликт с президентом США". Странно, ведь они говорили прямо противоположное, когда президента звали Байден, а не Трамп - и нетрудно представить, что было бы, если бы все эти решения принимало правительство Беннета-Лапида.
Даже если отойти от политики и рассмотреть базовые позиции, можно заметить трещины в старых идеологиях: религиозные поселенцы объединяются с кибуцниками в требовании создать сионистское правительство единства - без ультраортодоксов. А ультраортодоксы, со своей стороны, переходят на жесткие позиции после того, как террористы из Газы сделали с кибуцами то, что террористы из Иудеи и Самарии мечтают сделать с поселенцами.
Речь идет не о политическом союзе, а о большом идеологическом взрыве, который угрожает не одной стороне политической карты, а существующим партиям.
Тихо, милые
Действующие политики слышат новые настроения, кое-кто даже видит будущие процессы (но только не тот, кто когда-то "разглядел процессы"), но продолжают заниматься старой политикой - возможно, потому что ничего другого не умеют.
Для них неважно, будет ли создано палестинское государство или вся Газа заселена евреями; будет ли Израиль воевать со всем миром или подчинится воле иностранного президента - пусть и дружественного. Главное, чтобы не трогали их огромный завод по распределению должностей, индустрию коррупции, которая работает прямо у нас под носом, и правительство "единства", протянувшееся от национальных институтов до Гистадрута.
На все это народ Израиля смотрит широко открытыми глазами: еще вчера он был уверен, что он - правый, но внезапно правые предают безопасность Израиля. Вчера он считал себя стопроцентным левым, но теперь его избранники выступают против того, что выглядит как мирный план. Еще вчера он был за освобождение заложников любой ценой - а сегодня жалуется на стоимость сделки. Вчера он был против прекращения войны даже ценой жизней заложников - а сегодня требует соблюдения договоренности…
Читайте также
Перевернутый мир? Возможно. Но для наших избранников это мир настоящий, мир, который позволяет им грабить все больше и больше. Борьба между оппозицией и коалицией - не о том, кто ведет войну или достигнет мира. Не о том, кто готов на компромисс, а кто никогда не уступит. Единственная реальная битва для них - за то, чья рука будет на вентиле.
Юридический советник правительства или Кула, Левин или БАГАЦ, сын Биби или семья "Демократов", безопасность или мир…
Израильский политический калейдоскоп вращается все быстрее, и общество оказывается вытеснено в единственное место, которое опаснее, чем радикализация вправо или влево: в царство апатии.
Кровью и огнем восстала Иудея - но одним пожатием плеч она может пасть (парафраз слов "кровью и огнем Иудея пала, кровью и огнем Иудея восстанет" из стихотворения Якова Коэна, 1903 - прим. zahav.ru).
Источник: Walla