Заслуживает ли смерти человек, разбивший о стену младенца и изнасиловавший его мать? На мой взгляд, однозначно заслуживает. Тем не менее я ПРОТИВ смертной казни.
Я знаю все аргументы за.
НО.
Смертная казнь не работает как сдерживающий фактор.
Страх смерти не удержит потенциальных преступников от совершения тяжких преступлений. Уж точно не в наших палестинах, где умереть шахидом - есть лучший итог жизни, даже самой короткой.
Смертная казнь не работает как возмездие.
Убивая убийцу, общество не возвращает к жизни жертву, не исправляет совершенное преступление, не отменяет нанесенный ущерб. Оно всего лишь опускается на тот же самый уровень: ты убил - и тебя убьют. С этической точки зрения общество становится хуже, а не лучше. Возможно, некоторым семьям жертв это дает чувство завершенности и справедливости. Но, судя по израильской действительности, их отнюдь, отнюдь не большинство.
Смертная казнь не работает как способ экономии.
Расходы на пожизненное содержание заключенного, включая расходы на жилье, питание и медицинское обслуживание, не превышают стоимость самой казни, длительный и дорогостоящий процесс апелляции, особые расходы на содержание в камере смертников, на психологическую помощь исполнителям казни.
Я против смертной казни, потому что существует, всегда существует вероятность ошибки - казни невиновного. Смертная казнь делает наказание необратимым. Но при несовершенстве системы правосудия (ошибочные доказательства, вынужденные признания, некомпетентная защита, ненависть к подсудимым, ложь свидетелей), всегда существует риск, пусть даже небольшой, казни невиновного. Да, я из тех, кто считает, что казнь даже одного невиновного - это страшный грех.
Я против смертной казни, потому что статистические исследования (см. комментарий), сравнивающие уровень преступности в странах, где смертная казнь применяется, и в странах, где она не применяется, не доказывают однозначно, что смертная казнь является более эффективным сдерживающим фактором, чем пожизненное заключение.
Я против смертной казни, потому что государство не должно санкционировать смерть человека, неспособного защищаться. Именно этим отличается смертная казнь от того, что происходит на войне - неспособностью осужденного защищаться. Каким бы жестоким садистом он ни был, в момент смертной казни осужденный неспособен защищаться, и это превращает государство, казнящее его, в убийцу.
А теперь специфически о нас, о нашей израильской ситуации. Всех террористов никогда казнить не будут. Значит, необходимо ввести какой-то критерий. Например, казни подлежит тот, в результате действий которого погибли десять и больше израильтян. А если погибли 9, а десятый в коме? Или не в коме, а парализован? А если погибли 12, но трое из них приспешники террориста, имеющие израильское гражданство? А если террорист расстрелял толпу туристов? А если погибли пять, но все они - дети?
Другой сценарий: похищен израильский подросток (חס וחלילה, חלילה וחס) и террористы требуют обменять его на приговоренного к смертной казни террориста. Неужели вы думаете, что не обменяем? Конечно, обменяем. У меня нет сомнений, что с введением смертной казни попытки захвата заложников с целью обмена возрастут многократно. А если не обменяем, а казним, что будет с подростком?
Как бы точно ни пытался закон сформулировать критерий, всегда будут лазейки, и судебная система будет загружена бесконечными, годами тянущимися апелляциями, и мировое общественное мнение будет вмешиваться в каждый процесс, и в итоге казнены будут единицы, казнь которых вряд ли существенно повысит уровень безопасности, но существенно повредит образу Израиля как демократической страны.
Я уже слышу, как в этом месте как хор голосов кричит мне: "А Синуар? Вот если бы казнили Синуара?"
А если бы Синуара не казнили, а просто не отпустили? Никогда? Если вместо закона о смертной казни был бы принят закон, запрещающий снижать наказание или обменивать любого террориста с кровью на руках? И вообще, как правильно заметил Дмитрий Чернышев, если бы законодательно запретили обменивать террористов на заложников, кроме как 1:1? Одного живого на одного живого, и никак иначе. Закон, не предусматривающий никаких исключений.
Читайте также
Общество, законодательно разрешающее убийство, пусть даже самых отвратительных тварей, тем самым отчасти оправдывает этих тварей, как бы говорит, что убивать можно, смотря из-за чего. Убивать можно, умирать не страшно. Не случайно в арабских и мусульманских странах, в большинстве которых до сих пор существует смертная казнь, намного ниже страх смерти - люди привыкают к ее возможности, наказание пугает значительно меньше, а уровень преступности если и держится низким, то из-за тотального полицейского контроля, а не из-за наличия смертной казни.
А как же Нюренбергский процесс? Нюренбергский процесс - уникальное явление, следствие другого уникального явления - Катастрофы. Приводить его сегодня как аргумент - значит разменивать уникальную трагедию Катастрофы на повседневные нужды.
Все вышесказанное - мое личное мнение. Оно может быть ошибочным. Но оно основано не на прекраснодушии. Столкнувшись в прежней своей жизни с невероятной несправедливостью системы правосудия, дорого обошедшейся моей семье, я знаю, насколько уязвима и не защищена от ошибки любая судебная система, всегда и везде. И как часто жертвами ее становятся невиновные, а виновные продолжают гулять на свободе. Всегда и везде.