(Исходная статья вышла за несколько дней до речи про Спарту - прим. автора)
Горе простаку, угодившему в эту ловушку. Любое имя вызовет у собеседника-"небибиста" только смех. Айзенкот? Беннет? Либерман? Лапид? Ты еще скажи - Яир Голан, ха-ха-ха, или Бени Ганц. Ничтожества, без опыта и достижений, и близко не дотягивают до уровня Биби. Тем более ни один из них никогда не возглавлял правительство. Что? Беннет возглавлял? Не смеши - премьер с шестью мандатами, который предал народ Израиля, когда создал правительство с самым страшным врагом - с Яиром Лапидом. Лапид? Еще смешнее: был у власти всего пару месяцев, за это время отдал наши морские территории и подарил наш газ "Хизбалле". Ну ничего не поделаешь - нет такого, как Биби. Они все пигмеи, а он - великан.
В 1951 году в Конституцию США внесли 22-ю поправку, ограничивающую пребывание президента у власти двумя сроками. Хотя формального запрета и не было, до 30-х годов существовала неписаная традиция: два срока и уходи. Грант и Теодор Рузвельт пробовали вернуться, но не смогли. А вот Франклин Делано Рузвельт побил рекорд - четыре раза подряд, начиная с 1932-го. Правда, "перегнать" Биби не успел -у власти провел 13 лет, умер в 1945-м. Но он был не вождем, сеющим рознь и вражду, не агрессивным лидером, а президентом, которого любили и который умел объединять народ. Именно поэтому американцы и настояли на ограничении: чтобы народ не соблазнился в будущем отказаться от демократии ради харизматичного вождя. А на практике 22-я поправка защищает республику от диктатора, который до самой смерти отказывался бы оставить Белый дом.
В Израиле такой принцип не закреплен в конституции, потому что нет и самой Конституции. С 1977-го, когда в первый раз сменилась власть, демократия держалась на негласных договоренностях. Иногда канат пытались перетянуть: так действовала узкая коалиция Рабина и Переса, которая продавила соглашения "Осло" с минимальным перевесом, перекупив двух депутатов от оппозиции. Так действовал и Аарон Барак в 90-х, пытаясь навязать "конституцию без конституции" через Верховный суд. Но власть "Аводы" сменилась, а судебный активизм пошел на спад, когда в Верховный Суд были назначены консервативные судьи. Единственный путь к стабильности - конституция. Но этот путь был заблокирован ультраортодоксальными партиями. Создавшийся вакуум использовал Нетаниягу, превратив парламентскую республику в квазипрезидентский режим, без всяких сдержек и противовесов.
С 2009-го выросло поколение, не знавшее другого премьера, кроме Нетаниягу. И вот типичный "небибист" вроде бы готов проголосовать за альтернативу… но только если это будет премьер как минимум с пятнадцатью годами опыта пребывания во главе государства. И желательно, чтобы его звали Биньямин. Только не Ганц. Ну, если уж совсем выхода не будет, "небибист" согласится на Яира, только, конечно же, не на Лапида.
Первый среди равных
Не попадайтесь в ловушку. Не позволяйте втянуть себя в пустой спор, исход которого известен заранее. Скажите такому "небибисту": у меня есть для тебя новость. Возможно, ты удивишься, но 24 года назад, в первую каденцию Шарона, два депутата - Узи Ландау от "Ликуда" и Йоси Бейлин от "Аводы" - объединились и отменили прямые выборы премьер-министра. С того голосования в Кнессете в марте 2001 года и по сей день в Израиле не выбирают премьер-министра напрямую - голосуют за партию. Кто же поселится со своей семьей в правительственной резиденции на Бальфур? Тот, кто сумеет сформировать коалицию.
Когда в начале прошлой недели Либерман инициировал встречу с Айзенкотом, они обсуждали не создание совместного списка, а создание будущего совместного правительства, с опцией для встреч и координации действий всех лидеров оппозиционных партий. Альтернатива Нетаниягу - это вовсе не обязательно другой кандидат, более молодой, более уравновешенный, более преданный национальным интересам, менее зависимый от своей семьи. И дело не в том, что "еще не родился" соперник, способный достичь его уровня, а если и родился, то еще не подрос. И Нафтали Беннет, и Авигдор Либерман, и Яир Лапид, и даже Гади Эйзенкот, несмотря на то что последний еще не набрал опыта, - все они сделаны из железа, из которого куют премьер-министров. Каждый из них во много раз лучше Биньямина Нетаниягу в нынешней его версии. Но достойная альтернатива Нетаниягу - это не политический соперник, а политическая система. Чтобы выйти из кризиса, Израилю необходимо вернуться к формату парламентской республики.
Альтернатива Нетаниягу - ответственное, профессиональное, деятельное правительство, которое будет заботиться об интересах страны. Правительство резервистов вместо правительства уклонистов. Правительство сионистов вместо правительства циников. Правительство, которое наметит линии действия и пути выхода из кризиса и прежде всего займется принятием конституции. Правительство, во главе которого не будет стоять боготворимый одними и ненавидимый другими авторитарный лидер. В парламентской республике премьер-министр - это не "Гулливер среди лилипутов", а первый среди равных. Сама по себе мысль, что нет замены дряхлеющему политику, который правит страной так, словно она его личный огород, - это конец сионизма. Израилю необходима коллективная власть.
Между племенами и монархией
Мы привыкли мечтать о восстановлении Дома Давида. Но, может быть, ностальгия по былому величию- просто привычная, но отнюдь не оправданная романтика? Пророк Шмуэль знал, что говорил, когда предупреждал народ о последствиях монархии: он ведь с юного возраста видел, что позволяют себе сыновья правителя. Яир Нетаниягу - далеко не первый принц, который сует ложку в общественный котел.
Может, система "судей" - та древняя племенная демократия, в которой власть переходила от колена к колену и не было династий, - куда лучше подходила народу Израиля, народу разнившихся друг от друга колен. Кто знает: если бы наши предки не заупрямились, требуя царя "как у всех народов", может, мы обогнали бы древних греков и дали миру не только монотеизм, но и демократию. И, может быть, сохранились бы десять исчезнувших колен. Ведь несменяемая власть одного колена ведет к расколу. Царь, глухой к чужим страданиям, насмехается над советами старейшин и издевательски заявляет, как Рехавам: "Я утяжелю ваше бремя.". Что же удивительного, если израильтяне поднимают клич: "Нет нам доли в Доме Нетаниягу!"
Читайте также
Израиль был и остается народом общин. Народом, не созданным для единоличной, вечной власти - руководит ли страной любимый лидер, как Рузвельт или правитель, отмеченный каиновой печатью 7.10. Мы - народ, чья традиция освящает спор, недаром у двух евреев - три партии. Мы- народ, созданный для демократии.
Альтернатива провальному правителю - не правитель, который будет лучше. Альтернатива - парламентская республика, коллективное руководство, где премьер-министр - лишь первый среди равных.
Источник: Маарив
Авторский перевод