Читайте также
Эксперты уже давно говорят о том, что за видимыми всеми и весьма подвижными альянсами ближневосточных государств кроются более устойчивые и деятельные союзы стран «по интересам», которые не укладываются в обычную политическую логику, но на деле отменно работают.
Таким альянсом стала тщательно скрываемая, но хорошо просматриваемая внимательными наблюдателями «рабочая уния» двух внешне давно враждующих государств – Израиля и Саудовской Аравии. Их, казалось бы, разделяет все – религия, арабо-израильский конфликт, география. Но, как выясняется, есть вещи, которые в нынешнем историческом контексте оказались сильнее и предопределили очень глубокое сближение этих стран и координацию ими действий на многих направлениях. Кто не верит, пусть почитает израильские СМИ за 9 декабря, в которых сообщалось, что глава саудовской разведки принц Бандар бен Султан «на полях» женевских переговоров по Иранской ядерной программе в ноябре 2013 года встречался со многими руководителями израильских спецслужб с целью выработки линии сдерживания Ирана «всеми возможными методами» .
Это сближение или дрейф Израиля и КСА навстречу друг к другу отмечается аналитиками уже давно, с того момента как в Тегеране в 1979 году победила хомейнистская революция: две страны с тех пор явно стали оказывать друг другу разного рода услуги, что было предопределено появлением у них в результате этой самой революции общего врага – Ирана (антиизраильского и антиваххабистского одновременно), а также наличием общего «босса» – он же стратегический союзник – в лице США.
Началось все с налаживания тайного сотрудничества двух министерств внутренних дел по интересующим обе стороны вопросам борьбы с терроризмом и экстремизмом. И Тель-Авив, и Эр-Рияд обладают в этом деле немалым и во многом сходным опытом, причем не всегда удачным. Израиль успешно создал и вырастил в середине восьмидесятых годов двадцатого века исламистское движение ХАМАС на палестинских территориях – первоначально для борьбы с национальным движением палестинцев ООП и его главной светской составляющей ФАТХ, но затем был вынужден иметь с ним дело уже как с опасным противником и иранским союзником, которого Тегеран умело перетянул на свою сторону, выхватив эту карту из рук Моссада.
Чтобы хоть как-то временно решить возникшую проблему, которая доставила немало неприятностей израильским властям и обернулась десятками террористических актов, им пришлось принимать политическое решение о выводе своих войск в 2005 году из сектора Газа в одностороннем порядке, чтобы «запереть» там вышедших из под контроля исламских радикалов (их ряды предварительно существенно «прорядили» с помощью беспилотников). Правда, по сути дела, хамасовцев тут же легитимизировали, дав возможность, с согласия американского союзника, которому ассистировали британские спецслужбы (отметившийся еще в Афганистане Алистер Крок), поучаствовать в парламентских выборах 2006 года, да еще и победить в них, что привело к отколу сектора Газа от Западного берега р.Иордан. (Позднее, после начала «арабской весны», выяснилось, что это была, скорее всего, «домашняя заготовка», которая позволила проверить США и Израилю возможность привода исламистов к власти законным путем и установления над ними должного контроля. Эксперимент, опять же, как показали в дальнейшем события в Египте 2011-2012гг., не совсем удачный).
В такую же игру чуть раньше сыграли с подачи своих американских патронов и саудовские правители, вырастившие в целях борьбы с «советской оккупацией» Афганистана моджахедов, которые, точно также, как и ХАМАС, оказались неблагодарны своим «родителям» и частично переродились в талибов, а частично – в небезызвестное движение Аль-Каида, которое объявило саудовскую монархию своим злейшим врагом и провело в 2003-2005гг. ряд громких террористических акций на саудовской территории.
Ясно, что схожесть этих радикальных движений по их идеологии и враждебности к «родителям», отмечают аналитики, вынудила обе страны искать пути нейтрализации возникших вследствие их же собственных действий вызовов и угроз, а это, в свою очередь, привело к «естественному» союзу спецслужб двух стран.
Понятно, что как отмечалось выше, за совместным противодействием Израиля и Саудовской Аравии внешним вызовам и угрозам, стоит общая задача сдерживания шиитского Ирана, укрепление которого обе стороны воспринимают как экзистенциальную угрозу. Вот тут-то и пригодилась схожесть пусть не всегда удачного опыта израильтян и саудитов по выращиванию «подконтрольных» исламских радикалов-суннитов, которых после начала «арабской весны» в конце 2010 года было решено поставить на службу обеим государствам как для недопущения развития взрывных процессов в арабском мире по невыгодному для Эр-Рияда (победа светских демократических движений) и Тель-Авива (сохранение сильных государств по периметру границ Израиля) сценарию, так и для борьбы с общим шиитским врагом. Пока сауды напитывали – первоначально вместе с катарцами и другими суннистскими монархиями Персидского залива – салафитских джихадистов деньгами и оружием для борьбы с М.Каддафи, а затем с Башаром Асадом, израильтяне лечили их в своих госпиталях. По данным самой же израильской прессы, которую никто за язык не тянул, в Израиле за период только событий в Сирии прошли лечение более 3500 боевиков. Они что, туда сами заползли, на животе через минные поля на Голанских высотах? Вряд ли. Значит, были организованы и подготовлены заранее каналы их доставки в Израиль из мест боевых действий на сирийской территории, скорее всего, через суннитские районы на севере Ливана.
Есть и масса других фактов о координации между Израилем и подпитываемыми заливными монархиями боевиками. Территория Сирии неоднократно становилась мишенью для ударов израильских ВВС, что подозрительно совпадало по времени с наступательными операциями сирийской вооруженной оппозиции на Дамаск. Воспринимать всерьез версию израильтян, что удары по сирийской территории продиктованы якобы только заботой о недопущении попадания сирийского оружия в руки Хизбаллы что-то мешает. Опять-таки все те же странные совпадения в одномоментности действий Израиля и сирийской вооруженной оппозиции против сил Башара Асада.
В конечном счете эти действия, чем бы ни руководствовались те, кто их инспирировал, привели к одному – резко возросшему градусу шиитско-суннитского противостояния на Ближнем Востоке, причем «вклад» Ирана в это противостояние уже не представляется решающим, как на это упирают в Эр-Рияде. Что же касается «подконтрольности» совместно выращенных израильтянами и саудами исламских радикалов, то тут сомнений еще больше, чем с вкладом Тегерана в раздувание конфессионального пожара в регионе.
Понятно, что израильско-саудовская координация не ограничивается полем боя. Она, считают эксперты, идет и на политическом фронте. Причем, после заключения 24 ноября с.г. Женевского соглашения по итогам переговоров в формате «пять плюс один» и Ираном в отношении параметров иранской ядерной деятельности на переходный период, израильско-саудовская координация, полагают эксперты, приобрела еще одно измерение – она перестала учитывать, как представляется, в полной мере, интересы американского «босса». Вашингтону сейчас позарез нужна передышка – для перезапуска своей экономики, перенастройки своей военно-политической машины на противостояние с быстро набирающим мощь Пекином. Но для этого маневра надо вылезти из ближневосточного болота, куда, надо признать, США сами себя и загнали.
Так вот, складывается впечатление, что Тель-Авив и Эр-Рияд не спешат подать ему руку помощи. Израиль всячески тормозит палестино-израильские переговоры, запущенные в августе с.г. и спонсируемые США, не давая выйти на взаимоприемлемые соглашения о мире с палестинцами, а Эр-Рияд, как пишут мировые СМИ, продолжает формировать новые отряды для свержения режима Башара Асада (теперь уже называемые «Исламским фронтом») для якобы борьбы как с сирийским режимом, так и Аль-Каидой, что, естественно, вряд ли добавляет шансов готовящейся совместными усилиями Москвы и Вашингтона конференции по Сирии в Монтрё, которая должна бы там открыться 22 января 2014 года. Параллельно и Израиль, и КСА, похоже, задействовали все свои немалые лоббистские возможности, чтобы через европейцев (в первую очередь французов), а также своих друзей в Конгрессе США торпедировать возможные соглашения по окончательному урегулированию иранской ядерной программы. Эти усилия уже сказываются на ужесточении позиции Вашингтона и европейцев на переговорах с иранцами, что вызывает резкую реакцию Тегерана.
Вашингтону в сентябре этого года хватило мужества противостоять напору своих ближневосточных союзников, «заточенных» на бесконечную конфронтацию с Ираном, отстоять свои национальные интересы, которые, кстати, совпали с интересами большинства стран мира, и в результате добиться успеха как на сирийском, так и иранском направлении. Хватит ли этого мужества Белому дому сейчас?