7 декабря 2024 года папа Римский Франциск вместе с несколькими палестинскими чиновниками открыл рождественский вертеп в Ватикане, пишет журналист The Times of Israel Лазар Берман.
Это событие не выглядело бы примечательным, если бы не одна деталь: младенец Иисус лежал на куфие - платке, используемом у палестинцев в качестве национального символа.
Другие папы могли бы получить кредит доверия от еврейских организаций, вовлеченных в диалог с католической церковью, сославшись на плохое планирование помощников или на некую ошибку в суждении. Но для Франциска эта сцена - которая играет роль в современных нарративах, стремящихся стереть связь между евреями и Иудеей, землей, на которой родился Иисус, - становится частью тревожной тенденции, когда он говорит о евреях и Израиле.
В ноябре 2024 года появились комментарии папы Франциска, призывающие провести расследование относительно того, совершал ли Израиль геноцид в Газе.
"По мнению некоторых экспертов, то, что происходит в Газе, имеет признаки геноцида", - заявил папа, как стало известно из опубликованных фрагментов книги "Надежда никогда не разочаровывает: паломники к лучшему миру", основанной на интервью с понтификом.
"Мы должны тщательно расследовать, чтобы определить, вписывается ли все происходящее в определение, сформулированное юристами и международными организациями", - продолжал он.
Реакция Израиля и еврейских организаций была яростной.
Объединенная организация Международный еврейский комитет по межрелигиозным консультациям назвала утверждение о том, что Израиль совершает геноцид, "категорически ложным".
"Придавать этому какое-либо значение крайне проблематично и предосудительно, - продолжила она в своем заявлении. - Это лишь подрывает возможность разрешения конфликта и подпитывает уже вышедший из-под контроля глобальный антисемитизм".
"7 октября 2023 года произошла геноцидная резня израильских граждан, и с тех пор Израиль осуществляет свое право на самооборону, учитывая попытки с семи разных фронтов убивать наших граждан, - заявил посол Израиля при Святом Престоле Ярон Сайдман. - Любая попытка назвать это каким-либо другим именем является очернением еврейского государства".
Предположение папы о том, что Израиль может быть виновен в геноциде, прозвучало спустя более чем год после того, как для еврейских лидеров, участвующих в диалоге с католической церковью, наступило разочарование.
Раздражение в нынешней ситуации усугублялось тем, что понтифик не впервые неудачно выстраивал свои отношения с мировым еврейским сообществом.
Золотой век
Несмотря на волнения из-за недавних заявлений и действий папы Франциска, еврейско-католические отношения в последние десятилетия в целом переживали свой золотой век. Революция в этих отношениях началась с краткого документа, выпущенного 28 октября 1965 года более чем 1700 католическими епископами, собравшимися в Риме на Второй Ватиканский собор. Назывался он Nostra Aetate.
Документ этот положил начало устойчивому процессу, который покончил с вековыми стереотипами в христианской Церкви, изображавшими евреев как убийц Христа и безродных странников.
Более полувека спустя Франциск стал третьим по счету папой, который назвал антисемитизм грехом, несовместимым с христианской верой, и посетил Израиль. А визиты папы в синагоги стали почти рутиной.
Церковь стремится бороться с антисемитизмом, и папы Римские настаивают, что завет Б-га с еврейским народом никогда не прекращался.
"Это было бы совершенно немыслимо 50 лет назад, не говоря уже о 500 годах назад", - заявляет бывший международный директор по межрелигиозным вопросам Американского еврейского комитета раввин Дэвид Розен.
В то же время сохраняются сферы разногласий.
Ватикан признал Израиль в 1993 году, и папы Римские заявляли, что понимают, насколько важна эта страна для современной еврейской идентичности. Но церковь не желает придавать Израилю никакого теологического значения.
"В этом есть парадокс, - объясняет Розен. - Если вы говорите, что завет между Б-гом и еврейским народом вечен, что он никогда не был нарушен, то этот завет сосредоточен на этой конкретной земле. И поэтому говорить, что возвращение еврейского народа на его родину не имеет теологического смысла, весьма проблематично".
Папа Франциск и евреи
Сам Франциск, будучи еще кардиналом Хорхе Марио Бергольо, следовал пути католической церкви, когда дело касалось евреев. Так, он установил тесную дружбу с еврейскими лидерами Буэнос-Айреса и с раввином Авраамом Скоркой, с которым вместе написал книгу и с которым поддерживает связь.
Уже будучи папой, он посетил Аушвиц, а находясь в Израиле, совершил первое в истории паломничество папы Римского к могиле основоположника сионизма Теодора Герцля. Он регулярно осуждает антисемитизм, называя его "ни человечным, ни христианским".
Однако порой он был менее осторожен - или, возможно, менее внимателен - чем два его предшественника, когда дело касается евреев и их чувствительности.
Во время своего визита в Израиль в 2014 году папа Франциск сделал незапланированную остановку у бетонного барьера безопасности между Вифлеемом и Иерусалимом. По словам водителя, они проезжали мимо участка стены, покрытого граффити, сравнивающим Вифлеем и Варшавское гетто, когда папа попросил остановить и вышел. Вид папы Римского, молящегося на этом месте, взволновал палестинцев и разозлил израильтян.
В 2019 году эксперты настоятельно рекомендовали понтифику быть более осторожным, ссылаясь на "лицемерных" фарисеев - стереотип, который подпитывал столетия вражды между христианами и иудеями.
Два года спустя Франциск заявил, что закон еврейской Торы "не дает жизни, не предлагает исполнения обещания, потому что он не способен его исполнить. Закон - это путешествие, которое ведет к встрече… Тем, кто ищет жизни, нужно смотреть на обещание и на его исполнение во Христе".
Главный раввинат направил письмо с протестом, в котором говорилось: "Это, по сути, неотъемлемая часть "учения о презрении" к евреям и иудаизму, которое, как мы считали, полностью отвергнуто Церковью".
Ватикан ответил, что папа не хотел, чтобы его считали судящим о законе Торы.
"Он допускает ошибки в своих суждениях о евреях, - говорит Розен, указывая на склонность понтифика цитировать отрывки из Нового Завета, которые изображают фарисеев и раввинов в негативном свете. - Папа Бенедикт никогда бы этого не сделал".
Розен видит в этом тревожную тенденцию, которая, как он ожидает, не изменится: "Мы пытались довести это до его сведения много раз разными способами. Его много раз предупреждали об этих вещах, но он продолжает это делать".
"Я не думаю, что он хорошо понимает наши чувства", - предполагает Розен.
Это может быть связано с тем, что, в отличие от своих предшественников, Франциск не был свидетелем Холокоста, он не повлиял на его мировоззрение в молодости.
Его прошлое сформировало его мировоззрение иными способами.
"Как латиноамериканский священник и епископ, а также иезуит, он находится под сильным влиянием теологии освобождения, которая придает большое значение солидарности с бедными и страдающими", - считает эксперт по католическо-еврейским отношениям Мюррей Уотсон.
Как глава иезуитов Аргентины, Бергольо испытал на себе жестокую военную диктатуру в этой стране, что потенциально повлияло на его отношение к армии.
Профессор университета святого Иосифа Филипп Каннингем рассказывает, что на протяжении войны в Газе Франциск поражался числу погибших.
"Вот что его волнует, - заявляет Каннингем. - И его комментарии, как правило, сводятся к следующему: "Давайте не дадим людям убивать друг друга и умирать в больших количествах"".
Каннингем предполагает, что папа Франциск может отражать и более широкую тенденцию в католической церкви. Подход Запада к правилам войны прочно укоренен в католической теории справедливой войны, которая утверждает возможность для стран вести и побеждать в конфликтах этичным способом.
Понимание того, что война может быть оправданной и необходимой, меняется в католическом сообществе.
"Существует большое подозрение насчет того, могут ли и в самом деле существовать условия для справедливой войны, - замечает Каннингем. - Особенно в такую эпоху, когда существует оружие массового поражения, способное уничтожать целые народы. В католической общине наблюдается тенденция с подозрением относиться к оправданию войны в принципе".
Другие ученые гораздо более критически настроены в отношении комментариев папы.
"Я убежден, что Франциск не понимает последствий того, что говорит, - заявляет бывший директор по науке Центра иудейско-христианского взаимопонимания и сотрудничества в Израиле раввин Юджин Корн. - В конце концов он пастор, а не теолог, и его преклонный возраст, 88 лет, несомненно, влияет на его заявления".
Латинский патриархат Иерусалима от комментариев отказался.
Шаг назад
После атак ХАМАСа 7 октября 2023 года папа Франциск пытался придерживаться ряда ключевых принципов, рассказывает Уотсон.
Так, он призвал ограничить войну, насколько это возможно. Он подчеркивал достоинство всех участников конфликта, особенно наиболее уязвимых. Он предложил работать "за кулисами" в качестве посредника, указал на надвигающуюся "Третью мировую войну, которая ведется по частям", и попытался сделать все возможное для защиты палестинских христиан.
Папа встречался с семьями заложников, молился с ними и говорил, что сделает все возможное, чтобы добиться освобождения тех, кто удерживается в Газе.
Но заявления и твиты папы временами заставляли евреев чувствовать себя сбитыми с толку, а временами - подвергающимися нападкам. Так, в ноябре 2023 года во время телефонного разговора с президентом Израиля Ицхаком Герцогом Франциск, как сообщается, заявил, что "запрещено отвечать террором на террор".
"Папа, - заявил в ответ главный раввин ЮАР Варен Гольдштейн, - повторяет грехи папы Пия XII из нацистской эпохи, тайно поддерживая силы зла, которые стремятся уничтожить еврейский народ".
Главный раввин Рима Риккардо ди Сеньи выразил свое "большое разочарование" папой, предупредив, что еврейско-католические отношения "сделали много шагов назад".
Вскоре после атак 7 октября сотни еврейских лидеров и ученых написали открытое письмо папе Франциску, в котором попросили Церковь недвусмысленно осудить атаки ХАМАСа и провести различие между терроризмом и войной Израиля с этой группировкой.
Папе потребовалось три месяца, чтобы ответить письмом, в котором он осудил антисемитизм, подтвердил связь между Церковью и евреями и подчеркнул, что его "сердце разрывается при виде того, что происходит на Святой Земле, силой такого большого разделения и такой большой ненависти". Но он не упомянул ХАМАС.
Немецкий католический теолог Грегор-Мария Хофф раскритиковал ответ папы: "Недостаточно осудить насилие, не указав однозначно ответственных лиц. Не стоит призывать "путь дружбы, солидарности и сотрудничества", пока еврейский партнер должен бороться за свое выживание в своей собственной стране и на ее границах".
Другое письмо понтифика, адресованное католикам Ближнего Востока в первую годовщину 7 октября, вновь смутило тех, кто заботится об отношениях католиков и иудеев.
Франциск осудил "запал ненависти", зажженный годом ранее (хотя вновь не назвал того, кто чиркнул спичкой), и посетовал на "духа зла, который разжигает войну".
Затем, цитируя один из стихов Нового Завета, наиболее часто используемых для оправдания христианского антисемитизма, он написал, что этот дух был "убийственным от начала", "лжецом и отцом лжи".
Стих 8:44 Евангелия от Иоанна цитировался, например, в детских книгах в нацистской Германии и был процитирован в социальных сетях человеком, напавшим на синагогу "Древо жизни" в Питтсбурге.
"Невозможно переоценить, насколько это катастрофа для иудейско-католических отношений", - написал профессор Университета Вилланова Итан Шварц.
"Мы должны выразить не только нашу глубокую обеспокоенность, но и наше абсолютное разочарование как тем, что было сказано, так и тем, что было явно упущено в вашем сообщении", - написал Совет главного раввината по связям с католической церковью в письме папе.
Ледниковый период
По словам бывшего генерального директора главного раввината и его главы по связям со Святым Престолом Одеда Вайнера, главный раввинат до сих пор не принял решения о своем ответе на комментарии Франциска.
"Мы взвешиваем, как реагировать", - говорит он, добавляя, что некоторые члены его совета по католическим отношениям хотели приостановить отношения с Ватиканом.
Вайнер отмечает: совет получил известие об этих высказываниях о геноциде "с полным недоумением".
"Уместно ли это говорить сейчас, когда в Европе свирепствует антисемитизм? - спрашивает он. - На протяжении многих лет нас обвиняли в кровавых наветах и в том, что евреи - убийцы. Теперь, после Амстердама и после Франции, после всей ненависти и антисемитизма, которые пылают во всех частях Европы, вы нашли, что именно это время подходит для того, чтобы сказать подобное?"
Читайте также
Каннингем призвал к тому, чтобы возобладало хладнокровие и продолжились десятилетия еврейско-католических диалогов: "Самая неотложная необходимость, которую я испытываю, и я не думаю, что одинок в этом среди католиков, заключается в том, что диалог не должен стать одной из жертв конфликта; мы должны продолжать".
По словам Розена, диалог не закончится, но "он определенно будет переживать своего рода ледниковый период".
"Это папа, которого считали большим другом еврейского народа, и который сам считает себя большим другом еврейского народа, - сетует Розен. - Но его не будут больше видеть в еврейских кварталах в том же самом позитивном свете, как раньше".