Тезисы статьи в The Economist
▪️Израильская армия начала готовиться к удару, в результате которого погиб Хасан Насралла, за два дня до этого. Когда стало известно, что лидер "Хизбаллы" прибыл в свою штаб-квартиру на совещание, удар был одобрен. Он стал результатом 18-летнего планирования. Израиль безуспешно пытался убить его во время войны в 2006 году, а после посвятил значительную часть своих разведывательных усилий проникновению в "Хизбаллу" и в ее связи с Ираном.
▪️Среди возможных преемников Насраллы — его заместитель Наим Кассем и Хашем Сафиеддин, возглавляющий исполнительный совет группировки.
▪️Первый — 71-летний функционер, и его выбор вряд ли можно назвать вдохновляющим. Сафиеддин кажется более вероятным кандидатом. Он на десять лет моложе Касема, является двоюродным братом Насраллы и имеет тесные связи с Ираном. Сын Наима Кассема женат на дочери Касема Сулеймани, знаменитого иранского генерала, убитого Америкой в 2020 году.
▪️Кто бы ни взял бразды правления в свои руки, он столкнется с самым опасным моментом в 40-летней истории "Хизбаллы". Дело не только в том, что Израиль уничтожил почти все ее военное руководство, стерев вековой опыт за два месяца. Дело еще и в том, что группировка выглядит униженной перед ливанской общественностью, которая уже начала обижаться на "Хизбаллу" за ее жесткое доминирование в политике.
▪️Мало кто будет радоваться смерти Насраллы, когда израильские самолеты убивают десятки мирных жителей по всей стране, но многие почувствуют нотку злорадства. Возможно, сейчас есть возможность ослабить удушающий захват "Хизбаллы", хотя, как и всегда в Ливане, это вызовет опасения по поводу межконфессиональных распрей.
▪️На протяжении многих лет "Хизбалла" была верной служанкой Ирана. Эта группировка сыграла решающую роль в поддержке Башара Асада в Сирии, а также обеспечивала подготовку и руководство другими поддерживаемыми Ираном военизированными формированиями в Ираке и Йемене. Поэтому неудивительно, что некоторые арабы с ликованием отреагировали на смерть Насраллы.
▪️В Идлибе, контролируемом повстанцами районе Сирии, люди раздавали сладости, чтобы отпраздновать это событие. Сирийцы запомнят Хасана Насраллу как мясника, чьи люди морили их голодом и убивали. Страны Персидского залива хранят молчание, но можно с уверенностью сказать, что во дворцах Эр-Рияда и Абу-Даби открыли шампанское.
▪️Такая служба дала Насралле все основания ожидать, что Иран придет ему на помощь. Этого не произошло отчасти потому, что лидеры Ирана опасаются, что Израиль проник и в их среду. Они также беспокоятся, как публичная демонстрация поддержки таких групп, как "Хизбалла", может повлиять на их положение внутри страны.
Читайте также
▪️Столкнувшись с растущим недовольством в связи с упадком экономики, режим не хочет быть замеченным в инвестировании ресурсов в марионеточную группировку, которая, похоже, проигрывает войну против Израиля.
▪️28 сентября верховный лидер аятолла Али Хаменеи объявил, что сделает "важное заявление" по поводу событий в Ливане. Когда заявление было сделано, оно оказалось пустым. По мнению Хаменеи, атаки Израиля не повредят "прочной структуре" "Хизбаллы", и группировка продолжит возглавлять борьбу против Израиля.
▪️Однако в долгосрочной перспективе события последних двух недель могут изменить политику Ирана в области безопасности. На протяжении десятилетий ополченцы считались главным сдерживающим фактором против израильского или американского нападения, а теперь они наблюдают, как уничтожается их самое мощное подразделение.
▪️Хасан Насралла потратил годы, рассказывая об "оси сопротивления", созвездии поддерживаемых Ираном ополченцев, приверженных борьбе с Израилем и Америкой. Он говорил, что они сильны и едины. Затем Израиль в считанные недели обезглавил самое мощное ополчение, а Иран сидел сложа руки.
▪️"Хизбалла" не собирается исчезать — у нее есть тысячи вооруженных партизан, арсенал ракет дальнего радиуса действия и база народной поддержки. Но ополчение, которое выйдет из этой войны, будет сильно отличаться от того, которое в нее вступило.