Об открытии третьего фронта в Израиле говорят мало, и происходящее на Западном берегу привлекает меньше внимания, чем события в Газе и на Севере.
Далеко не все могут оценить важность операции "Летние лагеря", поскольку многие не помнят или не застали ни одной интифады. Это молодое поколение, кому сегодня чуть за 30 и меньше, или репатрианты с таким же сроком проживания в Израиле, исключая, конечно, жителей поселений Иудеи и Самарии. Участившиеся теракты и рейды ЦАХАЛа по арабским городам и лагерям беженцев до сих пор выглядят как "бои местного значения" на фоне обстрелов из Ливана и масштабных действий в Газе. Но все это может измениться в считанные дни.
Для хамасовских лидеров Западный берег - последняя надежда на выживание после того, как их расчет на "поджигание" всего арабского мира не оправдался. Даже Иран и "Хизбалла", похоже, не собираются открывать второй фронт ради спасения ХАМАСа. У Тегерана свои счеты с Израилем, своя война, но он начнет ее, когда сочтет нужным, а до тех пор не будет подставлять под серьезный удар ни себя, ни своих прокси в Южном Ливане.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Что касается ХАМАСа, то, даже если его верхушке удастся уцелеть и остаться в Газе, восстановление группировки займет по меньшей мере несколько лет, да и это сомнительно, учитывая перспективу международного контроля над сектором. Синуар в своем бункере еще может питать какие-то иллюзии, но его коллеги и спонсоры за границей понимают: движение потеряло Газу вместе со всеми ее боевыми ресурсами. Упрямство Синуара в отношении обменной сделки - борьба уже не за власть, а за репутацию, которая позволит ХАМАСу возродиться на другой территории.
Этим новым пристанищем ХАМАСа может стать палестинская автономия, где организация всегда имела влияние, а после 7 октября ее популярность взлетела до небес. ФАТХ и ХАМАС пока не сумели найти общий язык, но когда-нибудь это может случиться. ХАМАС в свое время выиграл в Газе более или менее демократические выборы, и на волне своей нынешней славы он вполне способен повторить этот успех на Западном берегу. Международное сообщество, готовое подарить палестинцам государственность, скорее всего, предпочтет не заметить этого поворота, и Израиль получит новый Хамастан вдоль "зеленой черты". Но еще раньше мы рискуем столкнуться с новой интифадой - сегодня она нужна ХАМАСу в первую очередь, чтобы отвлечь силы ЦАХАЛа от Газы, посеять в израильском обществе страх и панику и надавить на правительство.
У террористов за "зеленой чертой" пока нет ракет, которые они могут запускать по израильским городам. Но у автономии другое "преимущество" - проницаемая граница. Блокировать ее полностью невозможно: есть места, где еврейские и арабские поселения стоят бок о бок, их жители пользуются одними и теми же дорогами, и всегда найдутся объездные пути и тайные тропы, чтобы проникнуть в Израиль.
В автономии не такие широкие возможности для получения и производства оружия, как были в Газе, но они есть - на это указывают многочисленные оружейные склады, обнаруженные ЦАХАЛом в ходе последних рейдов. Как известно, после заключения соглашений Осло Израиль сам вооружал палестинскую полицию. Если разразится масштабная интифада, она, скорее всего, будет проходить в виде точечных, но очень болезненных атак - взрывов или стрельбы, совершаемых небольшими группами и террористами-одиночками в автобусах, кафе, на трассах и оживленных улицах. Старожилы помнят периоды, когда такие атаки происходили практически каждый день. Именно к тактике использования шахидов и заминированных автомобилей призвал автономию Халед Машаль, бывший глава политбюро ХАМАСа, - и, судя по последним событиям, его призыв был услышан. Впрочем, попытка массового прорыва на израильскую территорию тоже не исключена.
Читайте также
Операция "Летние лагеря" нацелена на то, чтобы по мере возможности предотвратить такой сценарий, отнять у ХАМАСа надежду на возрождение и напомнить жителям ПА, что в Дженине, Хевроне и Шхеме может повториться то же, что в Рафиахе и Хан-Юнисе. Однако площадь Западного берега почти в 20 раз больше, чем Газа, и контролировать ее силами армии еще менее нереально. Кроме того, здесь есть очень неприятный для Израиля политический аспект: международное сообщество считает правительство Аббаса легитимным представителем палестинского народа, а ряд стран уже признал де-юре суверенитет Палестины. Масштабная операция на Западном берегу вызовет в мире гораздо больше шума, а кроме того, может спровоцировать беспорядки среди израильских арабов, чьи связи и идентификация с палестинцами Западного берега в целом сильнее, чем с Газой. Одним словом, перспектива здесь не очень веселая. И все же пока это только перспектива.
Здесь нельзя не отметить важный положительный момент: впервые за много лет Израиль действует на опережение, не дожидаясь трагедии. Возможно, эти действия тоже запоздали и сдержать интифаду не удастся, но по крайней мере, чему-то нынешняя реальность нас научила. Жаль, что этого не случилось хотя бы год назад.