Последние раунды переговоров по сделке о прекращении огня и возвращении заложников не приблизили соглашения. Несмотря на то, что сделку поддерживают руководители системы безопасности Израиля, премьер-министр Биньямин Нетаниягу, по почти повсеместно распространенному мнению, препятствует соглашению.
Между тем, заключение сделки сейчас стало бы стратегической победой для Израиля, пишет в Foreign Affairs бывший глава военной разведки Израиля, отставной генерал-майор Амос Ядлин, который сейчас занимается аналитикой в области национальной безопасности, и его соавтор Грэм Эллисон из Гарвардского университета.
По их словам, Нетаниягу уже удалось получить и от американских посредников, и даже от ХАМАСа больше, чем обсуждалось изначально - например, условие, что на первом этапе прекращение огня будет временным. Сейчас, пишут авторы, лучшее время для Израиля, чтобы пойти на сделку, благодаря нескольким факторам:
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Во-первых, Израиль победил ХАМАС, который потерял большую часть своего военного руководства и более половины своих бойцов и, если Израиль усвоил уроки, больше не способен организовать что-либо подобное нападению 7 октября.
Во-вторых, президент США Джо Байден и его администрация оказали беспрецедентную поддержку Израилю, поставляя оружие, боеприпасы и дипломатическое прикрытие в ООН и на других форумах. Но всплеск военной активности США на Ближнем Востоке не может продолжаться бесконечно, учитывая вызовы, которые перед американской администрацией ставят усиливающийся Китай в Азии и Россия в войне в Украине.
В-третьих, несмотря на войну Израиля в Газе важнейшие арабские страны помогли Израилю отразить крупнейшую в истории атаку иранских ракет и беспилотников в апреле. Все чаще арабские страны региона, главной из которых является Саудовская Аравия, считают Иран большей угрозой своей безопасности, чем Израиль.
Наконец, израильское сдерживание, которое рухнуло 7 октября и в первые месяцы войны в Газе, постепенно восстанавливается — и даже усиливается. Успешные операции, в результате которых были ликвидированы главы военных крыльев ХАМАСа и "Хизбаллы" (Мохаммад Дейф и Фуад Шукр), удар по целям хуситов в порту Ходейда в Йемене, успешное уничтожение туннелей и других путей передачи оружия вдоль так называемого Филадельфийского коридора между Египтом и Газой, убийство политического лидера ХАМАСа Исмаила Хании в Тегеране, удары и успешная активная оборона от "Хизбаллы" — все это продемонстрировало способность Израиля поддерживать превосходное сдерживание.
С этой позиции силы израильский премьер-министр, который заботился о безопасности своей страны больше, чем о своей собственной, мог бы объявить о победе Израиля в войне, перечислив все эти пункты как собственные достижения.
К сожалению, вместо этого Нетаниягу попал в ловушку, расставленную ХАМАСом и его покровителем Ираном, и продолжает движение по пути к стратегическому провалу.
Продолжение текущих операций в Газе не приведет к уничтожению ХАМАСа, но втянет Израиль в длительную и дорогостоящую антипартизанскую войну и одновременную эскалацию на других аренах. Заложники продолжат гибнуть в туннелях; экономика Израиля продолжит разрушаться; его статус в мире продолжит падать до новых минимумов, а юридические баталии в международных судах будут усиливаться. По сути, стратегия "полной победы" Нетаниягу служит целям Ирана: втянуть Израиль в проигрышную войну на истощение сразу на нескольких аренах.
Кроме того, это увеличивает опасность региональной войны. Такой исход — мечта Синуара: война в Газе разжигает и объединяет другие фронты - в Ливане, Сирии, Ираке, Йемене, Иране и на Западном берегу, создавая огненное кольцо вокруг Израиля, которое заставляет его рушиться изнутри. У Израиля нет жизнеспособной стратегии для такого сценария.
Кроме того, по мнению авторов, сейчас - лучшее для Нетаниягу и его политического выживания время для принятия сделки. Кнессет находится на каникулах до 27 октября, что означает, что ультраправые партнеры Нетаниягу, которые угрожали выйти из коалиции и тем самым разрушить ее, не смогут сделать этого в течение почти двух месяцев. Если первый этап прекращения огня будет нарушен, что побудит силы ЦАХАЛа возобновить боевые действия в секторе Газа, эти партии, скорее всего, снова присоединятся к коалиции. Но если сделка смягчит региональную напряженность, вернет израильских заложников домой и позволит продолжить нормализацию отношений с Саудовской Аравией, позиции Нетаниягу в опросах могут быть достаточно сильными, чтобы он мог назначить новые выборы, на которых у него будут хорошие шансы на победу.
Читайте также
Наконец, если Израиль согласится на условия сделки, то все взгляды будут обращены на ХАМАС. Для Нетаниягу это был бы беспроигрышный сценарий: если Синуар примет сделку, она принесет Израилю все упомянутые выше выгоды. Если Синуар отклонит ее — весьма реальная возможность — Нетаниягу выйдет с усиленной поддержкой США для продолжения действий против ХАМАСа в Газе и "Хизбаллы" в Ливане.
Тем не менее, действия Нетаниягу пока говорят о том, что он не намерен использовать эту возможность.