Едва ли кто-то в Израиле не знает историю о том, как молодой американский сенатор Джо Байден в 1973 году посетил Иерусалим и встретился с Голдой Меир. Это было за несколько дней до начала войны Судного дня, и Меир сказала, видя обеспокоенное лицо Байдена: "Не волнуйтесь. У нас есть секретное оружие: нам некуда идти".
Байден неоднократно рассказывал эту историю на протяжении последующих 51 года, чтобы показать: он понимает, и американский народ понимает, что для Израиля стоит на кону.
Менее известен разговор Байдена с другим израильским премьером, Менахемом Бегиным. В 1982 году, в разгар войны в Ливане Бегин прибыл в Вашингтон, где он подвергся нападкам со стороны сенатского комитета по иностранным делам из-за большого числа жертв среди ливанцев.
Историк Белого дома Теви Трой пишет, что "Байден и Бегин повздорили" за закрытыми дверями комитетской встречи. В частности, Байден разозлил Бегина, заявив, что политика израильских поселений на Западном берегу может стоить Израилю поддержки США.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Однако сам Бегин привел больше подробностей в интервью газете "Едиот Ахронот". По его словам, Байден, 39-летний сенатор, сказал израильскому лидеру: "Что вы сделали в Ливане? Вы уничтожили то, что уничтожили".
"Я был уверен, - рассказывал Бегин, - что это продолжение его атаки на нас, но Байден добавил: "Это было здорово! Это должно быть сделано! Если бы Канада напала на Соединенные Штаты, каждый здесь сказал бы: "Атакуйте города Канады, и нас не волнует, погибнут ли мирные жители"".
Эти две истории вместе, пожалуй, дают наиболее объемный взгляд на отношения Байдена к Израилю, которое он пронес через всю свою долгую политическую карьеру.
Байден всегда называл себя сионистом (хотя и не является евреем). Даже сейчас, когда это слово стало в некоторых кругах ругательным, он повторил эту самохарактеристику.
После нападения ХАМАСа 7 октября Байден прибыл в Израиль и, почти обняв Биньямина Нетаниягу, отношения с которым уже складывались непросто, сказал: "Пока Соединенные Штаты будут стоять — а мы будем стоять вечно — вы не будете одни".
В течение последующих девяти месяцев войны он доказал это на деле. Байден предупредил Иран и его прокси-силы в регионе против атак на Израиль своим вошедшим в историю Don't и подкрепил свои слова американским авианосцем, направившемся к израильскому берегу.
США настойчиво защищали Израиль на дипломатической арене: на саммитах и встречах лидеров за закрытыми дверями, в ООН и даже против решений международных судов.
Когда в апреле Иран впервые обстрелял Израиль ракетами и беспилотниками, США помогли отразить атаку.
Наконец, администрация Байдена пыталась помочь Израилю найти выход из тупика под названием Газа - воскресив из мертвых решение о двух государствах, разработав формат интеграции Израиля в регионе, привлекая на свою сторону арабские страны, как бы сложно это ни было посреди разрушительной войны. И все это наперекор израильскому премьеру и его экстремистскому правительству, но во благо Израилю - по крайней мере, как его понимают в Вашингтоне.
Да, администрация Байдена удерживала поставки Израилю больших бомб, опасаясь, что они будут применены в городской застройке - но потом все же согласилась на их отправку. Да, Байден предупреждал, что израильское наступление на сектор Газа привело к слишком многим разрушениям и человеческим жертвам - но раз за разом отодвигал эти "красные линии".
Для его многочисленных критиков приверженность Байдена безопасности Израиля зашла слишком далеко. Мы не знаем, отдал бы он действительно приказ бомбить города, если бы на Соединенные Штаты напала Канада. Но он точно проявил больше терпимости к действиям Израиля в секторе Газа, чем это было допустимо для части его избирателей и многих в его партии.
И несмотря на все это, отношения между американской администрацией и израильским правительством были, пожалуй, худшими в истории. Некоторые израильские министры не скрывали, что ждут его поражения Трампу. Премьер-министр Биньямин Нетаниягу на момент публикации этого текста до сих пор не отреагировал на сообщение о выходе Байдена из предвыборной гонки - в отличие от оппозиции, некоторые представители которой нашли для Байдена теплые слова.
Читайте также
Маловероятно, что следующий президент-демократ, после нынешних выборов или в будущем, будет стоять на произраильских позициях столь же твердо. Хотя платформа Демократической партии решительно поддерживает Израиль, антиизраильские настроения растут среди молодых американцев и внутри партии. То, что когда-то было невообразимым - например, идея обусловить военную помощь Израилю, - становится все более приемлемым, и эта тенденция, вероятно, только усилится в ближайшие годы.
Какова будет позиция в отношении Израиля Дональда Трампа - возможного следующего президента-республиканца, - еще предстоит увидеть. В конце концов, он не выражал Израилю никакого сочувствия после 7 октября, вместо этого упрекая премьер-министра Нетаниягу и насмехаясь над министром обороны Йоавом Галантом.
Таким образом, Джо Байден, вполне возможно, был последним по-настоящему произраильским президентом США. Даже если его противники в Израиле не смогли оценить это по достоинству.