20 мая главный прокурор Международного уголовного суда в Гааге (ICC, МУС) Карим Хан заявил, что запросил у суда ордеры на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаниягу и министра обороны страны Йоава Галанта.
Хан заявил, что Нетаниягу и Галант должны понести уголовную ответственность за ряд "военных преступлений", включая использование "голодомора" гражданского населения в качестве метода ведения войны, умышленное "причинение сильных страданий или серьезных ранений" гражданскому населению сектора, преднамеренные убийства и преднамеренные военные атаки на гражданское население.
"Мы утверждаем, что указанные преступления против человечности были совершены как часть общего плана <…> в рамках широкомасштабной и систематической атаки на палестинское гражданское население в соответствии с государственной политикой <Израиля>. Эти преступления, по нашей оценке, продолжаются и по сей день".
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Также Хан запросил ордеры на арест трех лидеров ХАМАСа — Синуара, Дейфа и Хании. Запрос прокурора Хана будет рассмотрен коллегией из трех судей МУС. Стандартно такая процедура занимает около двух месяцев.
Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу по этому поводу заявил: "Требовать ареста демократически избранных лидеров Израиля — это надругательство над моралью исторического масштаба. Это оставит вечную печать позора на Международном суде… Г-н Хан создает извращенное и фальшивое моральное равенство между лидерами Израиля и приспешниками ХАМАСа… Какая пародия на правосудие, какой позор! Абсурдные обвинения прокурора в отношении меня и министра обороны — это попытка отказать Израилю в фундаментальном праве на самооборону. И я уверяю вас в одном: эта попытка полностью провалится. 80 лет назад еврейский народ был полностью беззащитен против наших врагов. Те времена ушли. Сейчас у еврейского народа есть государство, и у нас есть армия, чтобы защитить наше государство. Невзирая на кровавый навет, который возводит г-н Хан, Израиль продолжит вести эту войну в полном соответствии с международным законодательством".
Легитимизация антисемитизма через показательные судебные процессы и принятие антиеврейских законов — давняя и богатая традиция. На протяжении тысячелетий организовывалось и проводилось бессчетное количество судилищ, на которых евреев обвиняли в самых разнообразных вещах — неповиновении религиозным и светским властям, отравлении колодцев, уничтожении посевов и урожая, распространении чумы, "голодоморе" титульного населения, убиении и употреблении в пищу крови младенцев. Все эти "юридические инициативы" преследовали либо конкретные прагматические цели, как то грабеж, либо цели политически-пропагандистские: например, нахождение виновных в провале неудачных военных кампаний. Наиболее близка к нам по времени, хорошо документирована и позволяет проводить обоснованные параллели с современным положением вещей история нацистской Германии.
Преследование евреев в нацистской Германии начиналось под прикрытием судов, под предлогом требования соблюдения закона. "Умеренные силы" в национал-социалистической партии Германии до поры старались соблюдать видимость политкорректности, как она тогда понималась. Пока режим еще не окреп, нацисты вынуждены были считаться с оппозицией внутри и с международным общественным мнением. Поэтому атака на евреев разворачивалась постепенно: в авангарде шли суды, затем был предпринят ряд поступательных законодательных мер.
Кульминацией "юридической фазы" Холокоста стали так называемые Нюрнбергские законы, формально закрепившие полную утрату евреями гражданских прав и ставшие правовой основой для "законного" очищения Германии, а затем и оккупированной Европы от "еврейской заразы". Они были приняты 15 сентября 1935 года. За неделю до того посол США в Германии Уильям Додд отправил госсекретарю подробную депешу о развитии "еврейской ситуации":
Радикальные меры (в отношении евреев) могут быть компенсированы определенным проявлением умеренности, которое будет подчеркнуто позже, чтобы облегчить принятие ситуации за рубежом… Идея <…> заключается в том, что, какими бы радикальными ни были принятые меры, они формально будут укоренены в законе; и что святость закона и дисциплина, с которой он соблюдается в Германии, произведут благоприятное впечатление на международное общественное мнение.
19 сентября, пересылая госсекретарю США экземпляры Reichsgestzblatt — "Юридической газеты Рейха", где были опубликованы новые законы, Уильям Додд приписал: "Антиеврейское законодательство представляется достаточно жестким, чтобы на некоторое время удовлетворить радикалов в партии".
Как известно, под покровом священной в глазах обывателя мантии закона партия незамедлительно перешла к планомерному физическому уничтожению евреев — следуя уже скорее инерции безумия собственной идеологии, чем в силу реальных политических задач. Средства сдержать или ограничить разворачивающееся безумие, которое в итоге привело к краху Третьего Рейха, не оставалось: закон и суды были превращены в инструмент той же идеологии. Однако совесть цивилизованной общественности была в целом чиста: ведь законы надо соблюдать.
Действительно, в Германии традиционно чтут святость закона и святость традиций. И пресс-секретарь канцлера Шольца заявил, что Германия, безусловно, арестует Нетаниягу. "Мы соблюдаем закон", — написал он в Х. Закон чтут и в Норвегии, которая стала первой страной, заявившей о решимости арестовать премьер-министра Израиля. То же самое заявил и президент Франции Макрон, главы Ирландии и Бельгии, и список законопослушных европейских стран с "чистой совестью" растет. Как видим, безумие — болезнь наследственная.
Превращение судов в орудие пропаганды и войны, в инструмент борьбы за политическую власть не только указывает на серьезные проблемы, но само становится причиной разложения обществ и гибели государств. Если же подобное происходит с судами, обладающими международной юрисдикцией, это подрывает основы человеческой цивилизации в целом.
Международный уголовный суд в Гааге был учрежден на дипломатической конференции в Риме в 1998 году и начал функционировать с 1 июля 2002 года. Его задачей должно было стать расследование преступлений против человечности, геноцида и военных преступлений. Суд действует на основании Римского статута, вступившего в силу в 2002 году. По уставу суда, преступления, совершенные на территории стран-участниц или гражданами стран-участниц, могут быть рассмотрены судом только по факту ратификации странами Римского статута.
Израиль не ратифицировал Римский статут, соответственно юрисдикция МУС на Израиль и его граждан не распространяется. Таким образом, запрос прокурора МУС о выдаче судом ордеров на арест Нетаниягу и Галанта является незаконным и противоречит уставу, на основании которого действует МУС, не вдаваясь даже в существо дела.
Это, конечно, абсурд, когда прокурор международного суда столь откровенно нарушает закон, пренебрегая базовым юридическим принципом юрисдикции. Но если к абсурду не привыкнуть, говорить о деятельности данного органа будет невозможно.
Кроме Израиля, среди стран, не подписавших Римский статут, не ратифицировавших его или впоследствии отозвавших свою подпись, — США, Россия, Индия, Китай, Иран, Турция, Саудовская Аравия, Индонезия. Эти страны принципиально возражают против деятельности МУС как нарушающей их суверенитет. То есть ряд крупнейших стран мира полагает, что МУС фактически является ангажированным политическим актором, а не органом правосудия. Не приходится сомневаться, что полагает обоснованно.
Россия первоначально подписала Римский статут в 2000 году, но не ратифицировала его. 16 ноября 2016 года президент России Владимир Путин издал распоряжение, согласно которому Россия отказалась от участия в Римском статуте МУС.
США также первоначально подписали Римский статут, но в 2002 году, при администрации Буша-младшего, заявили, что не намерены его ратифицировать и отозвали свою подпись. В том же году был принят так называемый "акт вторжения в Гаагу" — закон, допускающий применение военной силы для освобождения граждан США и граждан стран-союзниц США, задержанных где-либо в мире по ордеру МУС. Международными соглашениями США обязали ряд стран не выдавать граждан США по запросам и ордерам МУС.
В 2020 году администрация Трампа ввела санкции в отношении ряда чиновников МУС, занимающихся расследованием по обвинениям граждан США в военных преступлениях в Афганистане. Главному прокурору Фату Бенсуда и высокопоставленному судебному чиновнику со сложным титулом "начальник отдела юрисдикции, дополняемости и сотрудничества канцелярии прокурора" Факисо Мочочоко был запрещен въезд в США. Представители США заявляли о многочисленных фактах коррумпированности чиновников МУC.
Помимо фактов коррупции, претензии к деятельности суда касаются несоблюдения им надлежащей юридической процедуры, как то: проведение повторных судебных разбирательств при допущении фактических ошибок и недостоверных показаний; допущение показаний, основанных на слухах; несоблюдение права на публичное судебное разбирательство и прочее. Учитывая факты прямого игнорирования Международным судом базовых юридических принципов, эти претензии кажутся мелкими придирками: ну почему бы не принять слухи, или просто оговор, или фальшивые пропагандистские заявления в качестве улики, если это на пользу делу?
В апреле 2022 года Байден распорядился снять с МУС и его чиновников все санкции, ранее наложенные администрацией Трампа, как "неуместные и неэффективные". Госсекретарь Блинкен тогда же заявил о том, что США намерены решать проблемные ситуации с МУС путем сотрудничества и всячески приветствуют деятельность МУС, хотят видеть его реформирование и намерены быть в авангарде его борьбы.
Ныне же президент Байден назвал запрос прокурором Ханом ордера на арест израильских чиновников "возмутительным" и заявил, что между ХАМАСом и Израилем нет никакого знака равенства, а госсекретарь Блинкен сообщил, что администрация Байдена готова работать с Конгрессом над возможным введением санкций в отношении чиновников МУС.
Вряд ли, однако, политика МУС в отношении Израиля является прерогативой отдельных его чиновников. И вряд ли вообще МУС ведет собственную политику. Думается, что данный орган является частью большого организма. Коррупция, безусловно, играет роль в его деятельности и влияет на его чиновников, она характерна для организма в целом.
Но другим органом в этом бюрократическом коррумпированном мега-образовании является Международный суд ООН. 17 мая там был заслушан ответ представителя Израиля Гилада Ноама по иску о геноциде, недавно предъявленному ЮАР и принятому к рассмотрению судом. "Желудком монстра", десятилетиями пожирающего, переваривающего и превращающего в кровь палестинцев и израильтян гигантские суммы денег, можно назвать БАПОР.
Напомним, что история взаимоотношений этой организации с администрациями США практически идентична истории их взаимоотношений с МУС. Санкции объявляются, отменяются, вновь объявляются, снова частично отменяются и т.д. Незамысловатый ритуальный танец партнеров — периодическое колыхание вперед и шаг назад — может, по всей видимости, длиться бесконечно.
"Языков" у тела множество: это ведущие новостные каналы и издания в Европе, Великобритании и Соединенных Штатах, со всеми их прихлебалами. Кстати, прокурор Хан впервые публично представил свое заявление отнюдь не в суде, а на канале CNN в беседе с Кристиан Аманпур. "Руки" этот монстр может менять, отбрасывать и отращивать новые. Сейчас одна — это ХАМАС, другая — бесноватые толпы на улицах Америки и Европы. А вот есть ли у него голова — это вопрос. Похоже, что сейчас Ирану удалось заставить эту громадную тушу шевелить всеми членами и языками под свою дудку, причем последствия этой пляски самой туше совершенно непонятны. Хотя, возможно, организм этот руководствуется исключительно обеспечением процессов собственной бюрократической жизнедеятельности, и какие-либо внешние факторы его интересуют постольку, поскольку могут осуществлению этих процессов поспособствовать или помешать.
Израиль не впервые сталкивается с юридически несостоятельными, политически мотивированными решениями МУС. Так, 5 февраля 2021 года по запросу главного прокурора Фату Бенсуда МУС "определил", что обладает юрисдикцией для расследования "военных преступлений Израиля на оккупированных территориях", включая Западный берег, Газу и Восточный Иерусалим. Решение противоречило и базовым правовым нормам, и обычной логике, являясь почти пародийным образчиком крючкотворства и косноязычия. Но именно оно стало первым шагом к тому, чтобы Израиль юридически был приравнен к террористам ХАМАСа и им подобным, а израильская политика, право государства защищать себя и само право Израиля на существование стали предметом рассмотрения судами и правительствами других стран.
Читайте также
Тогдашний министр иностранных дел Израиля Габи Ашкенази заявил, что это решение "поощряет палестинский террор и отказ Палестинской автономии вернуться к прямым переговорам с Израилем, способствует дальнейшей поляризации сторон" и призвал "все страны противодействовать политической эксплуатации системы международного права". Были и громкие заявления премьер-министра Нетаниягу, назвавшего решение МУС "антисемитизмом в чистом виде" и пообещавшего "бороться с этим извращением правосудия всеми силами".
Бессмысленно взывать к коррумпированным политбюрократам с призывами противостоять легитимизации террора и антисемитизма — они просто не способны на это. Не имеет смысла доказывать чиновникам МУС, или функционерам Международного суда ООН, или ведущим CNN, или антиизраильским европейским политикам очевидное: Израиль воюет с террористами и именно террористы ответственны за все жертвы войны; Израиль предпринимает беспрецедентные меры по защите гражданского населения ценой жизней собственных солдат; соотношение жертв среди мирного населения и террористов в разы меньше, чем в аналогичных операциях, когда-либо проводимых другими армиями; объем продовольствия и воды, поступающий в Газу, превышает довоенный; наконец, все, что требуется для немедленного прекращения огня, это освобождение заложников и сдача в плен террористов. Это понятно любому, кто хоть немного интересуется ситуацией.
Функция МУС, Международного суда ООН и прочих подобных учреждений не в том, чтобы выяснять правду и добиваться правосудия, а в том, чтобы создавать иллюзию контроля над политикой и судьбой Израиля, в которую сам Израиль поверил бы. Это совершенная фикция, построенная на лжи. Это подлинное наследие колониализма, не способного отказаться от своих претензий на гегемонию на Ближнем Востоке. И это наследие европейского антисемитизма, не способного отказаться от идеи властвовать над евреями. Наследие несмываемого позора Европы. И новое позорное пятно.
Израилю необходимо победить в войне с террористами, их приспешниками и холуями. И Израиль победит, даже если это разочарует "прогрессивную мировую общественность".