Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+18
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Либерман: с этим правительством войны не выиграть

Лидер НДИ подвергает критике премьер-министра, говорит о будущих выборах и законе о всеобщей воинской повинности.

21.04.2024
Источник:mnenia.zahav.ru
בווידאו: יו"ר ישראל ביתנ ו בריאיון לאל שלו בתוכנית סופ"ש שלו (צילום סטילס ראובן קסטרו)

"Мы не находимся в шаге от победы. Мы находимся в шаге от позора" - заявил лидер НДИ Авигдор Либерман в пятничном интервью с Таль Шило в студии портала Walla. Либерман не пожалел критики, оценивая деятельность премьер-министра Нетаниягу и то, как идет управление войной. "Военный кабинет должен взять на себя ответственность и подать в отставку. У нас нет министра обороны, у нас вместо него - министр по делам угроз", - сказал Либерман.

- Война в Газе длится уже более шести месяцев. Север страны опустел и почти вымер. С другой стороны, сектор Газа вернулся к привычному образу жизни. Так выглядит "абсолютная победа?"

- Относительно "абсолютной победы". Ситуация действительно плохая. Говоря о провалах, о том, как идет управление войной, если употреблять дипломатические выражения, все следует признать неудачным.

Как вы упомянули, мы воюем на пяти открытых фронтах - ХАМАС, "Хизбалла", Сирия и Ирак, хуситы и иранцы. То, что произошло вчера, не лезет ни в какие ворота. Наши солдаты и жители стали мишенями в тире. Просто нет других слов. Почти 200 дней войны, почему военнослужащие находились не в укрепленной базе, но в общественном здании? Создать и укрепить базу, тем более находящуюся на границе, на это не требуется шесть месяцев. Кто-то понесет ответственность за то, что ничего не сделали? За такое надо отдавать под суд. Но все управление осуществляется так же.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Надеюсь, что не откроется новый фронт против турок с их флотилией. Я слышу предложения в Турции о том, чтобы ее сопровождали военные корабли. Если такая флотилия появится, Израиль должен быть готов четко противостоять этому. Мы должны предотвратить такое развитие событий любой ценой, задействовав, в первую очередь, все возможные дипломатические рычаги. Этого просто нельзя допустить. Социально-экономическая ситуация в Турции сложная и, возможно, они пробуют уйти таким образом от внутренних проблем, сместив форкус на Израиль и палестинский вопрос.

- Сейчас уже поздно реагировать на иранскую атаку?

- Мы реагируем. И они реагируют. Мы продолжим реагировать и они продолжат. Но где же конечная остановка? Это проблема непосильна для нынешнего правительства. Они не в состоянии ее разрешить. Это мы видим на примере того, что война длится вот уже 200 дней.

Нам следовало намного агрессивнее отреагировать на иранскую атаку. Каждый день, что вы не реагируете на такую атаку, уменьшает окно возможностей. Если бы отреагировали быстро, все бы сделали вид, что ничего не заметили (имею в виду американцев).

Мания величия вредна. Нам необходимо сотрудничество с американцами, учитывая голосования США в Совете безопасности ООН. Я общаюсь с друзьями в Вашингтоне и Европе. Они говорят одно и то же: у Израиля нет министра обороны, есть только министр угроз. Он постоянно угрожает. Сначала ответьте. Нельзя постоянно размахивать кулаками в воздухе, ничего не делая. Сначала делай, потом говори.

Премьер-министр Нетаниягу в свое время разрешил воздержаться от операций по точечному уничтожению лидеров ХАМАСа. В начале войны он в последний момент отказался санкционировать операцию против "Хизбаллы", что позволило бы нам уравнять шансы в противостоянии с террористами. И даже тогда, когда Соединенные Штаты, во время президентства Трампа, согласилось на операцию по уничтожению Сулеймани, Нетаниягу сбежал от ответственности за принятие решения. Я думаю, это модель поведения. Это человек, который постоянно сомневается и мучается от этого. У него нет никакой решительности. Много разговоров и ноль действий. Я не знаю, какие у него приоритеты. В Газе, Рафиахе, везде открыты ларьки с шаурмой, палестинцы ездят на море, получают в два раза больше помощи, чем до войны, все КПП открыты. В начале войны сколько было высокопарных слов: "мы не допустим гуманитарной помощи и т.д. и т.п." Теперь открыли все.

- Ваше мнение по поводу сделки по заложникам?

- На данный момент у нас нет рычагов давления для возвращения заложников. Какие карты у нас есть? Синуар не заинтересован в сделке. Он понимает, что получил все, ничего взамен не отдавая. Он понимает, что давят на нас, не на него. И он понимает, что, вернувшись, домой, заложники расскажут о пережитом кошмаре. Так что он не заинтересован в сделке.

Мы могли сделать гораздо больше в начале войны, до того, как потеряли рычаги давления. Но когда сам отказался от всех рычагов - если ты не способен справляться с давлением (со стороны США), не садись в кресло премьер-министра.

У нас нет никакой стратегии, кроме как стратегии следующего опроса общественного мнения. Но если вы так управляете войной, то и результаты у вас выходят соответствующие. В начале войны можно было сказать: либо возвращение заложников, либо тотальный запрет на получение гуманитарной помощи. К слову, еще не поздно снова настаивать на этом.

Говоря о посредниках между Израилем и ХАМАСом, Либерман сказал: "И катарцы, и египтяне принимают сторону ХАМАСа намного больше, чем если бы они учитывали интересы Израиля. Нам надо наконец решить, что мы делаем. Нет выхода, кроме как взятия под контроль и Рафиаха, и Филадельфийского коридора. Через него идет вся контрабанда. Но военный кабинет намерен пустить пыль в глаза, провести показательную операцию и взять под контроль только районы в пригороде Рафиаха. Это ничего не даст.

Далее Либерман подверг жесткой критике премьер-министра Нетаниягу: "именно он взращивал ХАМАС все эти годы. В своей книге он гордо писал, что в ходе операции "Цук Эйтан" противостоял моим и Беннета требованиям идти до победного конца. Нетаниягу гордился этим.

Два руководителя ШАБАКа - Коэн и Аргаман - разъясняли, что Нетаниягу каждый раз предотвращал устранение лидеров террористов ХАМАСа. Было большое количество прекрасных возможностей для уничтожения Ханийе и других лидеров террористов. Нетаниягу несет главную ответственность за провалы. Я с ним не общался с 2019 года. Во время войны мне звонили дважды, сказали, что хотят пригласить для разговора. Затем перезванивали и говорили, что идет заседание военного кабинета, и вообще уже поздно. На следующий день все повторилось. На третий день уже никто не звонил. Вот так там управляют. Военный кабинет должен взять на себя ответственность и уйти в отставку. Если спустя 200 дней они не достигли результатов, то обязаны взять на себя ответственность и сдать ключи. Как и министр обороны, который возглавляет ведомство 10 месяцев, а до этого был командующим Южным округом и военным секретарем правительства.

- Ганц и Айзенкот тоже должны подать в отставку?

- Я читал, что Айзенкот писал о перестановках и что решения не принимаются в течение трех месяцев. После того, как СМИ опубликовали этот "слив", мне непонятно, зачем они остаются в кабинете. Уже дошло до того, что Ганц летит в США, не поставив в известность Нетаниягу. Нетаниягу дает распоряжение послу в США не присутствовать на этих встречах. Детские игры, вызывающие раздражение. Можно говорить о смене или падении кабинета, но не тогда, когда Ганц и Айзенкот придают правительству легитимность. Оно не в состоянии справиться с проблемами, стоящими перед страной. Но если они не способны, значит нужны другие люди. Мы сменили командующего Южным округом во время войны Судного дня, Черчилль сменил Чемберлена во время Второй мировой войны. А пока вместо того, чтобы быть в шаге от победы, мы в шаге от позора.

- Тема всеобщего призыва в армию может стать причиной развала правительства?

- "Еврейство Торы" и ШАС даже шпахтелем не выковырять из правительства. Министр внутренних дел говорит, что ультраортодоксы не способны "сменить дискету" (ивритское выражение, означающее "изменить образ мыслей" - прим. mnenia.zahav.ru). После выборов необходимо сформировать сионистскую коалицию. Не может быть такого, чтобы ультраортодоксы и другие представители меньшинств не вносили свой вклад в виде военной или альтернативной службы.

Мы создали правительство без ультраортодоксов. Это было недолго, но принесло пользу израильской экономике. То, что делают и продвигают ШАС и "Еврейство Торы", противоречит всем еврейским ценностям. Согласно нашей духовной традиции, израильтяне всегда были воинами. Иегошуа бин-Нун, маккавеи, примеров множество. Но тут мы видим, как раввины ШАС озвучивают идею, согласно которой от военной службы будут освобождаться не только учащиеся ешив, но и вообще все представители ультраортодоксального сектора.

Об отношениях с лидером ШАС Арье Дери Либерман сказал: "Между мной и Дери не было никакого потепления. Вы хотите, чтобы я вошел в правительство? Тогда я буду рад присоединиться к военному кабинету. У меня была одна "секретная" встреча с Дери - во время пленарного заседания Кнессета.

Я надеюсь, что нам удастся создать что-то большое, право-либеральное, на основе идей Жаботинского. Я надеюсь, что мне удастся объединить значительную часть общества. В настоящий момент надо смотреть, изменится ли ход войны. То, что происходит сейчас, это не война. Это перестановки. Нет войны, есть боестолкновения и точечные операции".

Читайте также

Об объединении правых сил: "Я знаю Йоси Коэна как человека с многочисленными привилегиями, в адрес которого звучит много критики. Подходит ли он на роль политического лидера? Я не выставляю оценок. Чем больше хороших людей идут в политику, тем лучше будет результат. Сейчас много игроков, разминающихся в ожидании выхода на площадку. И Нафтали Беннет. И Йоси Коэн. И Айелет Шакед. И Йоаз Хендель. Также есть люди с большим опытом работы в структурах безопасности. Возможно, появится еще кто-то. Когда придет пора выборов, нам надо будет приготовить план. После выборов мы потребуем создания сионистской коалиции".

- В качестве кого вы бы хотели быть в это время?

- В первую очередь, конечно, в качестве премьер-министра. Я не хуже других. Но не стоит делить шкуру неубитого медведя. Будут выборы, и тогда поговорим на эту тему. С этим правительством войны не выиграть. После 19 дней войны Судного дня мы двигались к Дамаску и Каиру. Сейчас мы воюем уже 200 дней. Так более продолжаться не может. Невозможно добиться победы с таким правительством и таким военным кабинетом. Точка.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке