Начиная с 7 октября на Ближнем Востоке резко выросло число атак проиранских сил на американских военных. Это вызвало недовольство в Пентагоне, отмечает The Washington Post. Там признают, что ограниченные ответные авиаудары, одобренные президентом Джо Байденом, не смогли остановить нападения.
По данным Пентагона, с 17 октября поддерживаемые Ираном боевики совершили 61 нападение на десять баз и объектов в Ираке и Сирии, где размещен американский персонал. 29 нападений были совершены в Ираке, 32 - в Сирии.
По соглашению с правительством в Багдаде США разместили в Ираке около 2 тысяч американских военнослужащих. В Сирии размещены около 900 военных, в основном для борьбы с ИГ.
Атаки усилились через десять дней после вторжения ХАМАСа на территорию Израиля 7 октября. Возмездием США и Израилю пригрозили сразу несколько поддерживаемых Ираном группировок: ливанская "Хизбалла", йеменские хуситы и другие группировки в Ираке и Сирии.
Спусковым крючком послужил взрыв в больнице в Газе 17 октября. ХАМАС обвинил в нем Израиль, в Израиле и США сообщили, что в больницу попала выпущенная по Израилю ракета "Исламского джихада".
Как проиранские силы атакуют базы США?
Большинство атак совершены с помощью дронов-камикадзе или ракет. В большинстве случаев нанесен лишь незначительный ущерб. Большая часть пострадавших были ранены с 17 по 21 октября в результате первых атак на авиабазу Аль-Асад в Ираке и базу Аль-Танф.
"Нет четкого определения того, что мы пытаемся сдержать, - сказал один из представителей американского оборонного ведомства, говоривший на условиях анонимности. - Пытаемся ли мы сдержать будущие иранские атаки? Ну, это явно не работает".
Кипящий на Ближнем Востоке гнев по поводу поддержки, которую США оказывают Израиль, усилил опасения Байдена. В Белом доме понимают, что любой чрезмерный ответ американских сил на эти атаки может спровоцировать более масштабный конфликт.
Белый дом в последний месяц не раз призывал Тегеран обуздать поддерживаемые им группировки, предупреждая, что США "имеют право" ответить "в удобное для нас время и в удобном месте". Тегеран эти предупреждения проигнорировал.
В ответ Байден санкционировал три раунда авиаударов, все - по восточной части Сирии. 27 октября американские истребители нанесли удары по двум складам оружия и боеприпасов на востоке Сирии, недалеко от города Аль-Букамаль. Склады использовали Корпус стражей исламской революции и проиранские группировки. 8 ноября истребители сбросили бомбы на склад оружия КСИР недалеко от Майсулуна. 12 ноября США ударили по учебному центру и конспиративной квартире в Эль-Маядине.
Однако ни одна операция не смогла остановить вражеской активности, которая во всех случаях возобновлялась практически сразу. В Пентагоне растут сомнения по поводу эффективности нынешнего подхода.
Иран уже давно оказывает поддержку боевикам, стремящимся вытеснить американцев из Ирака и Сирии. Тегеран также поддерживает ливанскую группировку "Хизбалла", лидеры которой угрожают открыть новый фронт против Израиля, и повстанцев-хуситов в Йемене.
Пентагон сообщил, что в последние дни хуситы уничтожили над Красным морем американский беспилотник Reaper стоимостью 30 миллионов долларов. Американские военные корабли в последние недели несколько раз перехватывали баллистические ракеты и дроны, выпущенные из Йемена по Израилю.
Эскалация - лишь вопрос времени?
В своих публичных заявлениях Пентагон старается приуменьшить значение терактов в Ираке и Сирии, отмечая, что они не нанесли большого ущерба американской инфраструктуре. Все раненые военные вернулись в строй, а полученные ими травмы определялись как легкие. США также развернули для защиты своих баз на Ближнем Востоке дополнительные системы ПВО.
Однако по мере роста числа атак растет и опасение, что гибель американского военнослужащего - лишь вопрос времени. Вопрос в том, что случится после этого. "Я не чувствую никакого сдерживания, - сказал член сенатского комитета по вооруженным силам Кевин Крамер. - Они продолжают стрелять, ожидая, что мы ответим. Мы не отвечаем, и они продолжают стрелять. И в конце концов один из этих дронов или одна из ракет убьет американца".
"Я не предлагаю начинать полномасштабную войну с Тегераном, - добавил сенатор, - но считаю, что наша позиция должна быть не просто оборонительной, а более агрессивной".
Высокопоставленный представитель оборонного ведомства США признал, что Пентагон не видит хороших альтернатив принятым на сегодняшний день мерам. Хотя почти половина ударов пришлись на американские базы в Ираке; США нанесли ответные авиаудары только по объектам в Сирии.
Пентагон оправдывает свои решения тем, что США наносят удары по объектам КСИР. По словам официальных лиц, цель - оказать давление на Иран и заставить его прекратить нападения. Однако главная причина, по которой США сосредоточились на Сирии, - желание сохранить отношения с иракским правительством.
Читайте также
В начале января 2020 года США нанесли авиаудар по Багдаду, в результате которого погибли глава элитных иранских сил "Кудс" и заместитель командующего проиранских вооруженных формирований в Ираке. Удар испортил отношения с иракским правительством - оно даже потребовало вывода всех американских войск из страны.
США считают свое присутствие в Ираке крайне важным для борьбы с ИГ, поддержки сил в Сирии и сохранения своего влияния в регионе. Военное руководство стремится восстановить хорошие отношения с Багдадом, включая оказание постоянной поддержки иракским силам.
Американская администрация все еще делает "хорошую мину при плохой игре". 16 ноября на брифинге спикер министерства обороны Сабрина Сингх заявила, что подход США работает. По ее словам, три авиаудара были призваны "дать сигнал Ирану и связанным с ним группировкам, чтобы они остановились". Когда один из журналистов отметил, что боевики "продолжают наносить удары" по американским войскам, Сингх заявила, что военный ответ был "очень продуманным" и что Иран "определенно видит этот сигнал".
Ранее заместитель помощника министра обороны США по Ближнему Востоку Дана Строул на слушаниях в комитете по иностранным делам палаты представителей заявила, что министерство обороны США допускает возможность боевых действий против Корпуса стражей исламской революции Ирана и связанных с ним группировок