По словам трех высокопоставленных чиновников, верховный лидер Ирана дал четкий сигнал главе ХАМАСа, когда они встретились в Тегеране в начале ноября: "Вы не предупредили нас о нападении на Израиль 7 октября, и мы не вступим в войну от вашего имени", пишут журналисты "Reuters" Париса Хафези, Лейла Бассам и Аршад Мохаммед.
Аятолла Али Хаменеи заявил Исмаилу Хании, что Иран - давний сторонник ХАМАСа - продолжит оказывать группировке свою политическую и моральную поддержку, но не будет вмешиваться напрямую, заявили иранские чиновники и представители ХАМАС, знакомые с ходом дискуссий, пожелавшие остаться анонимными. Верховный лидер потребовал от Хании заставить замолчать голоса в палестинской группировке, публично призывающие Иран и его могущественного ливанского союзника "Хизбаллу" присоединиться к битве против Израиля в полную силу, сообщил "Reuters" представитель ХАМАСа. "Хизбалла" также была застигнута врасплох разрушительным нападением ХАМАСа в прошлом месяце, в результате которого погибло 1200 израильтян; ее бойцы даже не находились в боевой готовности в приграничных деревнях, которые были на линии фронта во время войны с Израилем в 2006 году, и их пришлось быстро мобилизовать, сообщили три источника, близких к ливанской группировке. "Мы проснулись и увидели войну", - заявил командир "Хизбаллы".
Разворачивающийся кризис знаменует собой первый случай, когда так называемая "Ось сопротивления" — военный альянс, создававшийся Ираном на протяжении четырех десятилетий для противодействия израильской и американской мощи на Ближнем Востоке — мобилизовалась на нескольких фронтах одновременно. "Хизбалла" участвует в самых тяжелых столкновениях с Израилем за почти 20 лет. Поддерживаемые Ираном ополченцы нанесли удары по войскам США в Ираке и Сирии. Йеменские хуситы запустили ракеты и беспилотники по Израилю. Конфликт также проверяет прочность региональной коалиции, члены которой, включая сирийское правительство, "Хизбаллу", ХАМАС и другие группировки боевиков от Ирака до Йемена, имеют разные приоритеты и внутренние проблемы.
Эксперт по "Хизбалле" из Ближневосточного центра Карнеги в Бейруте Моханад Хаге Али заявил, что нападение ХАМАСа на Израиль 7 октября поставило его партнеров по "оси" перед трудным выбором в противостоянии противнику, обладающему превосходящей их огневой мощью. "Когда вы разбудите медведя такой атакой, вашим союзникам довольно сложно находиться в той же позиции, что и вы". ХАМАС, правящая группировка Газы, борется за свое выживание против мстительного Израиля, который клянется уничтожить его. И начал ответное наступление на крошечный анклав, в результате которого погибло более 11000 палестинцев. 7 октября глава военного крыла ХАМАСа Мухаммед Дейф призвал союзников по "оси" присоединиться к борьбе. "Наши братья по исламскому сопротивлению в Ливане, Иране, Йемене, Ираке и Сирии, это день, когда ваше сопротивление объединится с вашим народом в Палестине", — заявил он в аудиообращении.
Намеки разочарования появились в последующих публичных заявлениях лидеров ХАМАСа, в том числе Халеда Машааля, который в телеинтервью от 16 октября поблагодарил "Хизбаллу" за ее действия, но заявил, что битва требует большего. Тем не менее Иран не будет напрямую вмешиваться в конфликт, если он сам не подвергнется нападению со стороны Израиля или США, заявили шесть чиновников, непосредственно знакомых с мыслями Тегерана, которые отказались назвать свои имена из-за деликатного характера вопроса. Вместо этого иранские клерикальные правители планируют продолжать использовать сеть своих вооруженных союзников, включая "Хизбаллу", для нанесения ракетных и беспилотных ударов по израильским и американским объектам на Ближнем Востоке, заявили чиновники. Эта стратегия представляет собой выверенную попытку продемонстрировать солидарность с ХАМАСом в секторе Газа и растянуть израильские войска, не вступая в прямую конфронтацию с Израилем, которая может втянуть в себя Соединенные Штаты, добавили они. "Это их способ создать сдерживание", — заявил бывший высокопоставленный американский дипломат, специализирующийся на Ближнем Востоке Деннис Росс, который сейчас работает в аналитическом центре Вашингтонского института ближневосточной политики. "Способ сказать: "Послушайте, пока вы на нас не нападете, так и будет. Но если вы нападете на нас, все изменится"".
Иран неоднократно заявлял, что все члены альянса принимают решения самостоятельно. Министерство иностранных дел Ирана не ответило на просьбу прокомментировать свою реакцию на кризис и роль "Оси сопротивления" - термина спорного происхождения, который использовался иранскими чиновниками для описания коалиции. ХАМАС не ответил на вопросы, отправленные советнику Хании по СМИ, а "Хизбалла" также не ответила на просьбу о комментариях.
"Хизбалла", самая мощная группировка "оси", насчитывающая 100000 бойцов, почти ежедневно ведет перестрелки с израильскими силами через ливано-израильскую границу с тех пор, как ХАМАС вступил в войну с Израилем, и более 70 ее боевиков были убиты. Тем не менее, как и ее покровитель Иран, "Хизбалла" избежала тотальной конфронтации. По словам людей, знакомых с ее взглядами, группировка осуществляла свои атаки таким образом, чтобы насилие в основном ограничивалось узкой полоской территории у границы, даже несмотря на то, что в последние дни она усилила эти удары. Один из источников сообщил, что ХАМАС хотел, чтобы "Хизбалла" нанесла удар по территориям внутри Израиля с помощью своего огромного арсенала ракет, но "Хизбалла" считала, что это приведет к тому, что Израиль опустошит Ливан, не прекратив атаки на сектор Газа. "Хизбалла", которая также является политическим движением, глубоко вовлеченным в правительственные дела Ливана, понимает, что Ливан не может позволить себе еще одну войну с Израилем, поскольку более четырех лет назад начался финансовый кризис, который привел к росту бедности и расшатал правительственные институты страны. Ливану потребовались годы, чтобы восстановиться после войны 2006 года, во время которой израильские бомбардировки обрушились на контролируемый "Хизбаллой" юг страны и разрушили часть ее оплотов в южных пригородах столицы Бейрута. Лидер "Хизбаллы" Сайед Хасан Насралла заявил в своей речи 3 ноября, что ХАМАС держал нападение на Израиль в секрете от своих союзников, и это обеспечило его успех и не "расстроило никого" в оси. По его словам, атаки "Хизбаллы" на израильскую границу были беспрецедентными и представляли собой "настоящую битву".
Читайте также
Соединенные Штаты также стремятся избежать войны, распространяющейся за пределы сектора Газа. Проведя за последние два десятилетия две дорогостоящие войны в Ираке и Афганистане, теперь она финансирует оборону Украины. Президент Джо Байден до сих пор стремился ограничить роль США в кризисе в Газе главным образом обеспечением военной помощи Израилю. Он также перебросил два авианосца и истребители в восточное Средиземноморье, отчасти в качестве предупреждения Тегерану.
Температура в регионе повышается: по данным Пентагона, с начала войны в Газе ополченцы стран оси нанесли по силам США по меньшей мере 40 ударов беспилотниками и ракетами в ответ на американскую поддержку Израиля. Американские чиновники заявляют, что США нанесли три серии ответных ударов по объектам в Сирии, используемым ополченцами, связанными с Ираном. 13 ноября министр обороны США Ллойд Остин отметил риск открытия еще одного крупного фронта в конфликте. "То, что мы видели на протяжении всего этого конфликта, на протяжении всего этого кризиса, — это обмен ударами между ливанской "Хизбаллой" и израильскими военными", — заявил он на пресс-конференции в Сеуле. "Никто не хочет, чтобы на севере разразился еще один конфликт". Остин подчеркнул необходимость избегать любой региональной эскалации, когда он разговаривал со своим израильским коллегой Йоавом Галлантом на выходных, согласно отчету о разговоре. Офис премьер-министра Израиля не ответил на просьбу прокомментировать эту статью.
Два источника в израильских службах безопасности, пожелавшие остаться анонимными, заявили, что Израиль не стремится к расширению боевых действий, но добавили, что страна готова сражаться на новых фронтах, если потребуется, чтобы защитить себя. По их словам, сотрудники службы безопасности считают, что самая мощная непосредственная угроза Израилю исходит от "Хизбаллы". Иран не признает существование Израиля, в то время как Израиль уже давно угрожает военными действиями против Ирана, если дипломатия не сможет обуздать его скандальную ядерную программу. По мнению специалиста по Ирану из аналитического центра Фонда Карнеги за международный мир Карима Саджадпура в нынешнем кризисе в Тегеране может возобладать настоящая политика. "Иран продемонстрировал сорокалетнюю приверженность борьбе с Америкой и Израилем, не вступая в прямой конфликт. Революционная идеология режима основана на противостоянии Америке и Израилю, но его лидеры не склонны к самоубийству, они хотят остаться у власти".