Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+25+19
Иерусалим
+24+15

Мнения

А
А

Израилю нужна большая умная армия

Никакой "профессиональной армии", усиливать резерв, подтягивать слабые места в содержании техники и резервных складов. И больше учений.

07.11.2023
Фото: пресс-служба ЦАХАЛа

26 февраля 2023 я написал следующий пост: "Еще вчера мы стояли на краю пропасти, но сегодня мы сделали большой шаг вперед"

"Как знают старые читатели, я уже неоднократно говорил, что после волн сокращений за последние двадцать лет АОИ подошла к красной линии по количеству сил относительно имеющихся задач. Официально армия представляет все эти сокращения как повышение эффективности, списание старых платформ, усиление "оперативного острия", технологичности, сетецентричности и прочие красивые слова. Мнение, что урезать надо в меру, генералы озвучивают редко. Однако иногда озвучивают.

Заместитель НГШ генерал-майор Эяль Замир сказал 11 июля 2021 на церемонии передачи поста замНГШ генерал-майору Герци А-Леви, что АОИ находится на грани минимального количества сил относительно стоящих угроз в виде одновременной войны на несколько фронтов, и что наряду с современными технологиями необходима критическая масса сил по количеству и качеству.

Можно как обычно отметить, что "черный" Замир ратует за общевойсковую массу, в противовес "красному" стремлению решить дело хитроумными спецназами и дистанционным поражением, но вопрос даже не в цвете берета и мировоззрении, а в сути.

Откуда такое стремление к высоким технологиям? И из общемировых причин, и из местных израильских.

В общемировом плане сияющим идеалом современных вооруженных сил является вся армия целиком как единый разведывательно-ударный комплекс. Все говорят со всеми, все видят всех, все сенсоры соединены и действуют в реальном времени, любой солдат может навести на цель, нажать кнопку и вызвать немедленный удар всеми подходящими средствами с земли, с воздуха, с моря и из космоса. Таким образом длительность цикла обнаружение-поражение сокращается до минимальных величин, а точность поражения растет до максимальных. До этого идеала еще далеко, но современные армии, и АОИ тоже, идут по этому пути и уже достигнуты немалые успехи.

В местном плане влияют характеристики и параметры конкретно нашего конфликта. Массированные ракетные обстрелы тыла Израиля, иррегулярный противник, появляющийся на короткое время и снова исчезающий, действия противника из населенной местности - все это тоже требует сокращения циклов обнаружение-поражение и повышения точности.

Однако операция "Страж стен" в 2021 в Газе показала, что вскрытие целей, в первую очередь пусковых установок, по-прежнему недостаточное, соответственно темпы их поражения тоже отстают. По результатам операции начальник оперативного управления генерал-майор Аарон Халива написал оптимистическую статью, что текущие технические разработки при соответствующем финансировании дадут в следующей операции "Знамение и чудо" такой результат, что большинство пусковых установок будет поражено еще до окончания их залпа, а большинство выпущенных ракет будет сбито лазерами еще не долетая до районов действия "Железного купола", и таким образом ракетная угроза будет сведена почти к нулю.

Оптимизм это приятно, но "Рафаэль" обещает рабочий наземный лазер хорошо если в 2025, воздушный лазер продвигается пока неясными темпами, а ХАМАС уже сейчас по ракетным возможностям это примерно "Хизбалла" образца 2006 года. А "Хизбалла" образца 2023 года имеет мощности на порядок больше, до 150,000 ракет, из них до тысячи ракет большой дальности - 200-300 км, несколько тысяч средней - 75-150 км, остальные это НУРС малой дальности 20-40 км. Суточные темпы оцениваются до 3000 ракет в день на первой неделе войны, до 1500-2000 на второй неделе и до 1200-1500 далее. Даже при сохранении "Железным куполом" уровня перехвата в 90% результат будет хуже или максимум такой же, как во время Второй ливанской без ПРО, тогда было до 120 ракет в день. "Праща Давида" будет работать в своем радиусе, лазера пока нет и, если он будет, эффективность еще неизвестна. Плюс к этому несколько сот высокоточных ракет с КВО до 10 метров и дальнейшее развитие высокоточного проекта "Хизбаллы". Плюс вероятные ракетные обстрелы из Сирии, Ирака и Йемена, плюс ударные БПЛА и крылатые ракеты. Плюс тот же ХАМАС. И приоритетный сценарий это война на всех этих фронтах одновременно, с упором на север.

Все это невозможно полностью подавить авиацией и ВТО (высокоточным оружием), поэтому помимо массированных ракетно-авиационных ударов, до 3000 целей в день в первые дни войны, оперативные планы на северном фронте предусматривают также маневр сухопутных сил для занятия районов запуска и уничтожения противника в этих районах, в сочетании со спецоперациями в глубине.

В целом план предусматривает активную фазу войны на севере в 21-35 дней, затем зачистка примерно той же длительности. Расчетные потери с нашей стороны до 1000 убитыми, из них до 300 погибших при ракетных обстрелах гражданских, остальные это солдаты на фронте, раненых в несколько раз больше. Если повезет, будет меньше, но закладываются на это. Расчетные потери противника выше на порядок. Это тяжелая война, таких Израиль не видел давно. И это всего-навсего "Хизбалла", то есть текущий актуальный противник, даже не касаясь возможных будущих изменений на Ближнем Востоке, когда нам снова придется воевать с большими регулярными армиями.

Даже для текущих оперативных сценариев нужна масса. Танки, пехота, артиллерия, РСЗО, боеприпасы всех видов, авиационные и сухопутные - всего, и много. А мы уже на грани минимального количества сил.

Это было понятно еще до войны в Украине, сейчас это подчеркивается еще раз. Как я уже говорил в апреле 2022, "российско-украинскую войну в Израиле изучают серьезные люди, и будут сделаны соответствующие выводы по тактике сухопутных подразделений, применению СВН всех видов, ПВО, артиллерии, РЭБ и т.д. Так как в АОИ много и несерьезных людей, часть выводов не будет внедрена, часть потеряется со временем, но что-то останется". За прошедший год написана масса открытых и закрытых статей и исследований, и главный вывод это массы и количества. Массированное применение противником помимо неуправляемых ракет, также ударных БПЛА, барражирующих боеприпасов и крылатых ракет, в том числе тех же иранских - угроза аэродромам, развертыванию резерва, инфраструктуре, требуется усиление ПВО, в том числе возврат войсковой ПВО, рассредоточение складов, баз и войск на местности, маскировка, все и всегда под наблюдением разведывательных БПЛА и коптеров. Танки как средство общевойскового боя никуда не исчезают - для одновременных действий на нескольких фронтах нужно больше танков, качественное усиление началось вводом новой "Меркавы-4-Барак", но нужны количества. Ствольная и реактивная артиллерия, ракеты земля-земля - не только расширение номенклатуры высокоточных боеприпасов, но и количества стволов и обычных боеприпасов. Личный состав - нужны массы. Никакой "профессиональной армии", усиливать резерв, подтягивать слабые места в содержании техники на хранении и резервных складов - все, что много раз уже говорили, в том числе и я, и все подтверждается выводами заново. И всем этим массам нужно больше учений.

Читайте также

Для внедрения этих выводов нужно понимание командования и деньги. Понимание дошло еще не везде, в том числе в генштабе, многие еще живут вчерашними теориями, говорят про маневр танковыми дивизиями, а думают про ВВС, хитрые спецназы и дистанционную войну. Но некоторые генералы уже сдвинулись в нужную сторону. Деньги упираются в политический уровень. Эяль Замир, кстати, сейчас гендиректор министерства обороны, он вопросы понимает правильно, но бюджет на армию выделяет правительство.

Короче, некоторые подвижки в понимании важности количества и массы есть, но еще не все совершили нужный прыжок в сознании. Успеют совершить, выделить бюджет, провести выводы в жизнь - хорошо. Нет - следующая война покажет эти выводы уже не на чужом, а на своем примере и своей кровью".

***
До следующей войны не успели, пришлось делать выводы уже на своем примере. На фоне войны в Газе АОИ останавливает сейчас все намеченные дальнейшие планы сокращения, и переходит к наращиванию конвенциональных сил. Создаются новые подразделения, в том числе танковые. Как я писал 16 июня 2023 по поводу переговоров о продаже списанных танков "Меркава" другим странам: "Меркава-3" ушла из кадровых частей только в 2021, составляет главную часть танков резерва и уйдет оттуда еще не скоро, по израильским понятиям вообще новье. Я бы лично "Меркаву-3" не продавал, мы и так подошли к красной черте по количеству строевых танков и сокращение еще одной бригады в 2020 это был перебор". Эти переговоры о продаже прекращены, и сейчас из этих танков "Меркава-3" уже начали создавать новые резервные батальоны. Предвидя вопросы, заранее отвечаю: в Газе сейчас уже действуют резервные подразделения на "Меркава-3" без КАЗ "Меиль руах", то есть возвращение этих списанных танков в строй в этом плане ничего не ухудшает. Проект установки "Меиль руах" на "Меркава-3" в свое время отменили, чтобы ускорить оборудование КАЗ всех "Меркава-4", а сейчас важнее общее количество танков, КАЗ догонит потом. Нужно больше танков на всех фронтах.

Как я говорю уже двадцать лет, идеал "маленькой умной армии" это ложный и пагубный путь, нам нужна большая умная армия. И сейчас мы постепенно начинаем разворачиваться в нужном направлении. АОИ традиционно учится только на своей шкуре и своей кровью, так же вышло и в этот раз. Но лучше учиться так, чем вообще никак.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке