Читайте также
Классическая трактовка
В недельной главе "Вайешев" рассказывается о раздоре, произошедшем между сыновьями Йакова, в результате которого Йосеф оказался продан в Египет. "И было, когда пришел Йосеф к братьям своим, они сняли с Йосефа рубашку его, рубашку его разноцветную, что на нем. И взяли его, и бросили его в яму; а яма эта пустая, не было в ней воды. И сели они есть хлеб, и взглянули, и увидели: вот, караван Ишмаэлитян приходит из Гилада, и верблюды их несут пряности, бальзам и лот; идут они, чтобы свезти в Египет. И сказал Йеуда братьям своим: что пользы, если мы убьем брата нашего и скроем его кровь? Пойдем, продадим его Ишмаэлитянам, а рука наша да не будет на нем, ибо он брат наш, плоть наша. И послушались его братья. И когда проходили мимо люди Мидьянские, купцы, они вытащили и подняли Йосэфа из ямы, и продали Йосефа Ишмаэлитянам за двадцать сребреников; а те отвели Йосэфа в Египет. Рувен же пришел опять к яме; и вот, нет Йосэфа в яме. И разодрал он одежды свои, И возвратился к братьям своим, и сказал: мальчика нет, а я, куда я денусь? И взяли они одежду Йосефа, и зарезали козленка, и обмакнули одежду в кровь. И послали разноцветную рубашку, и доставили к отцу своему, и сказали: это мы нашли" (37:23-32)
Что собственно произошло? Кто и кому продал Йосефа? На первый взгляд, братья вроде бы просто не заметили, как Йосефа продали мидианские купцы, сами же они только намеревались так поступить. И тем не менее, сама же Тора устами пострадавшего говорит, что сделку заключили сами братья: "И сказал Йосеф братьям своим: подойдите ко мне. И они подошли. И он сказал: я Иосеф, брат ваш, которого вы продали в Египет" (45:4-5).
Существуют комментарии, как будто бы примиряющие это противоречие, детально разъясняющие нам, как могли развиваться события. Так, согласно мидрашу Танхума, именно сыны Йакова вытащили Йосефа и продали ишмаэлитам, которые в свою очередь перепродали его мидиянским купцам. Раши полностью разделяет эту трактовку: "Писание – поясняет Раши, - сообщает тебе, что его продавали несколько раз… Сыны Йакова (вытащили) Йосефа из ямы и продали его ишмаэлим, а ишмаэлим - мидиятянам, а мидиятяне - жителям Египта".
Итак, при всем том, что сама письменная Тора явным образом такого не утверждает, устная традиция обвиняет братьев в тяжком преступлении, караемом смертью: "Кто украдет человека и продаст его, и он найден будет в руках его, должен быть казнен смертью" (Шмот 21:16).
В молитвы Йом-Кипура включена агада, повествующая о казни десяти величайших еврейских мудрецов. Император Адриан вынес им приговор, опираясь именно на приведенный закон Торы. По мысли кесаря, за преступление десяти патриархов должны были ответить десять самых лучших из их потомков. При этом сообщается, что рабби Ишмаэль, запросив небеса, получил уверение, что такова воля Всевышнего! В результате десять мудрецов были зверским образом умерщвлены.
Оставляя в стороне рассмотрение собственных парадоксов этой совсем непростой агады, я бы хотел обратить внимание на то, что в ней вовсе не утверждается, будто бы соображения Всевышнего совпадали с инсинуациями Адриана. Истинная причина, по которой Всевышний допустил казнь десяти мудрецов, так и осталось сокрытой ("Серафимы воскликнули с горечью: Это ли награда за изучение Торы?"… И откликнулись небеса: "Если услышу хоть возглас, превращу мироздание в воду… Таков приговор Мой, смиритесь с ним…").
Врет как очевидец
Вписываясь в общую неопределенность ситуации, эта агада дополнительным образом вырисовывает всю сложность вопроса: кто и кому продал Йосефа? Внешним образом вроде бы соглашаясь с тем, что преступление это совершили братья, на деле эта агада лишь сильнее вынуждает в этом усомниться!
Действительно, вопреки магистральной трактовке, озвученной Раши, имеются комментаторы, которые трактуют приведенные слова Торы буквально, а именно в том смысле, что братья только собрались продать Йосефа, но не заметили, как это сделали за них мидьятяне.
Такого мнения в частности придерживались Рашбам и Луццатто, а в комментарии Сончино сказано: "Пока братья ели, бывшие неподалеку мидьянские купцы услышали крики, доносившиеся из ямы, вытащили Йосефа и продали его каравану, шедшему в Египет. Таким образом, сами братья фактически не продавали Йосефа. Это объясняет слова Йосефа, сказанные им впоследствии: "Украден я был" ( 40:15;).
Следует отметить, что эта версия не только соответствует простому пониманию текста, но и достоверна психологически. Легко поверить, что разгневанные братья хотели припугнуть сновидца, что они бросили Йосефа в яму и даже страстно обсуждали план его убийства и продажи. Однако трудно представить, чтобы нормальные люди действительно реализовали столь чудовищный план, особенно после того, как дали выход своему гневу (и к тому же хорошенько перекусили).
Кто-то скажет, что преступления, совершаемые группой подростков, часто очень жестоки и превосходят ожидание преступных действий со стороны каждого из них в отдельности. Но, во-первых, такие преступления обычно связаны с насилием, а не с коммерческими операциями, а во-вторых почти все братья Йосефа в ту пору уже вышли из юношеского возраста.
В пользу того, что братья не продавали Йосефа, говорит также отсутствие какого-либо осуждения их со стороны Йакова. Прощаясь перед смертью с сыновьями, Йаков упомянул тех из них, кто чем либо согрешили ("Рувен… ты взошел на ложе отца твоего; ты осквернил тогда восходившего на постель мою… Шимон и Лейви братья, орудия хищничества свойственны им. Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела; разделю их в Йакове и рассею их в Израиле" (49:5-7). Но в продаже Йосефа он не упрекнул никого из братьев.
Как мыслимы такие расхождения по столь важному вопросу? Существует ли способ их как-то примирить? Можно ли их представить как отображение какой-то одной ситуации?
В действительности путаница в таких случаях вполне ожидаема. Не секрет, что воспоминания часто подводят человека, что нередко к ним примешивается множество наших собственных оценок и интерпретаций, так или иначе деформирующих истинную картину. Как часто люди спорят о деталях событий, которым казалось бы все они были свидетелями. Выражение "врет как очевидец" содержит значительную долю истины.
Во всяком случае, нет ничего удивительного в том, что после того как Йосеф исчез, братья, планировавшие его продажу, стали воспринимать себя так, как если бы они действительно совершили этот тяжкий грех. Суровость самооценки в такой ситуации вполне ожидаема и даже закономерна.
Сам текст Торы (имеющий, как известно, небесный источник) приводит подлинную версию, однако все же с сохранением возможности такого ее понимания, которое утвердилось среди самих братьев: их намерение, роковым образом воплотившееся руками случайных людей, оказалось вменено им как само действие.
Это напоминает преступление Реувена. В нескольких местах в ТАНАХе говорится о том, что Реувен как будто бы переспал с наложницей отца. "И было, во время пребывания Израиля в той стране, пошел Реувен и лег с Билою, наложницею отца своего. И услышал Израиль".( Берешит 35:22). "Стремительный, как вода, ты не будешь преимуществовать, ибо ты взошел на ложе отца твоего; ты осквернил тогда восходившего на постель мою" (Берешит 49:4). "Сыновья Реувена, первенца Израиля, ибо первенец он, но когда осквернил он ложе отца своего, отдано было первенство его сыновьям Йосефа, сына Израиля, но не причислен (он был) к первенцам" (1 Диврей Аямим 5).
Так сообщает Письменная Тора, между тем Устная Тора недвусмысленно утверждает, что Реувен вовсе не спал с Билой, но лишь "расстроил ложе". Так в трактате Шабат (55 б) говорится, что после того как умерла Рахель, Йаков взял ложе, находившееся в ее шатре, и перенес его в шатер Билы. Реувен увидел в этом оскорбление своей матери (Леи) и перевернул ложе отца.
В случае продажи Йосефа усилить в семейной памяти вину братьев было тем более естественно, что их совесть была отягощена соответствующим намерением.