Читайте также
Камень, свалившийся с души Либермана, непременно кого-то ударит по голове. Это был тот груз, который не позволял ему подыматься выше по политической лестнице, а выше поста главы МИДа, как известно, только премьерский.
Объявлять цель пока несвоевременно, но нет сомнения, что она уже поставлена. Шансы, между прочим, неплохие, но политическое направление нужно тщательно скорректировать. И как тут сбалансировать между Сциллой и Харибдой?
Широкой поддержкой в самом Израиле и признанием на международной арене.
Скажем, по всем опросам, общество поддерживает Биньямина Нетаниягу, когда спрашивают, кого бы вы хотели видеть в кресле премьера. При этом он ни у кого не вызывает особого восторга, просто считается, что ему пока нет альтернативы. Яир Лапид молод и неопытен. Есть ли у него шансы выбраться из западни минфина, куда его пристроил Нетаниягу? Каждая ошибка нашего главного экономиста оборачивается стремительной потерей рейтинга.
Шели Яхимович, убеждаются даже левые, всего лишь эпизодическая фигура, Ципи Ливни растеряла весь свой авторитет и электорат. Бывший начальник генштаба Габи Ашкенази уже не рассматривается как потенциальный соперник Нетаниягу, его имидж изрядно пострадал в деле Арпаза и в противостоянии с Бараком. Какие-то надежды внушал на старте министр обороны Буги Яалон, но сегодня мало кто видит в нем политика общегосударственного масштаба. Еще меньшие восторги у светского населения вызывает Беннет.
Таким образом, претензии Либермана на этом безрыбье кажутся обоснованными. Он харизматичен, сильный лидер, хорошо разбирается в экономике, превосходный администратор и переговорщик. При том, что американское и западноевропейское направление в прошлой каденции курировал не он, Ивету удалось наладить превосходные связи и с Кремлем, и со странами Восточной Европы, и с Китаем, и с Латинской Америкой. То есть, он первый уничтожил белые пятна на нашей географической карте. Что же касается общения с Белым домом и с «Форин офис», то Ивет понял, что демонстрировать свою крайнюю правизну на фоне «толерантного» Нетаниягу – себе в убыток.
Сейчас он начал налаживать связи в Вашингтоне, а уж с уходом Обамы это будет легко – республиканцы его любят.
Открытое противостояние с американской администрацией по иранскому вопросу достигло пика, Обама игнорирует звонки Биби и переадресует их госсекретарю Джону Керри, а тот не может найти общего языка с нашим премьером. Доверия в отношениях лидеров нет, Обама подозревает, что Биби вмешается в ход будущих американских выборов с еще большим рвением, как это было, когда он открыто поддержал Митта Ромни. Собственно, и Биби подстрекает против хромой утки сенаторов и конгрессменов республиканцев. Самому Обаме уже не слишком нужны еврейские голоса, но они понадобятся его преемнику по партии. Демократам важно доказать будущим избирателям и соперникам, что их стратегия по иранскому вопросу предпочтительнее прямых военных действий. Если не бомбить, считает Биби, то, по крайней мере, ужесточать санкции до полного коллапса иранской экономики. В качестве орудия давления сохранять вероятность израильского вмешательства и, наконец, найти повод для удара.Отношения Израиля с США не ограничиваются иранской темой. Биби не отдает себе отчет, что без США мы оказались бы в полной международной изоляции в связи с политикой поселений. США блокировали бойкот Израиля и не допустили, чтобы мы оказались в положении ЮАР. И вот тут Либерман, при всей своей правой харизме, вполне прагматично разделяет российскую позицию, он видит, что Путин даже ценой традиционной арабо-российской дружбы готов пойти на некий компромисс с Израилем, если мы проявим непокорность американским амбициям.
Нетаниягу вскоре отправится в Москву и попытается объяснить Путину необходимость ужесточения санкций против Ирана. Это у него вряд ли получится, хотя Биби умудряется с Кремлем ладить и периодически достигать выгодных соглашений, несмотря на все подписанные Москвой контракты с нашими врагами. Он хорошо видит рамки возможного и не ждет от Путина чуда. Но какие-то поставки можно, как это случалось, и отсрочить. Да, Россия не может стать для Израиля альтернативой США, особенно если вспомнить размер американской военной помощи.
Новому старому министру иностранных дел Либерману предстоит нелегкая задача - снизить тон разногласий с США и одновременно постелить соломку для Биби в Москве. Собственно, хуже, чем нашего премьера принимают сегодня в Белом доме, быть не может, не удивлюсь, если вскоре Либермана с подачи Керри пригласят с официальным визитом в Вашингтон. Кстати, фотографии с Обамой у Либермана нету, а это немаловажно для его карьерного резюме. Зато с Путиным хватает – пусть теперь Нетаниягу попозирует.
Что же касается дел домашних, то вскоре соберется центр НДИ, но вряд ли Либерман будет лично инициировать разрыв с Ликудом. Тем не менее, сторонникам этой идеи он рот затыкать не намерен. Для Либермана было бы предпочтительней, чтобы о разводе объявили вначале в центре Ликуда, который соберется в первых числах декабря. Важно, что Ивет хотел сохранить общий список, как крепкую семью, но во всем будет виновата ликудовская невестка.
Захват Ликуда пока не состоялся, однако опросы позволяют предполагать, что без НДИ партия власти начнет быстро разваливаться и осколками падать к иветовским ногам.
Пока же Либерман задумал создать блок в обход Ликуда, и отсюда сложные маневры с «Еврейским домом», ШАСом и «Еш атид». Здесь стратегические и тактические задачи разные: с Беннетом у него близкая идеология, но пограничный электорат, с ШАСом можно проводить изумительные маневры в Кнессете, однако цели противоположные, и, наконец, можно осторожно двигаться к светским реформам, привлекая тех, кто пошел за Лапидом, а сегодня в нем разочарован.
Соперникам эта тактика, похоже, тоже очевидна, но все расточают лучезарные улыбки и поздравления.