Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Иран обязан признать, кто истинный отец их ядерной бомбы

Деятельность, которую возглавляли Нетаниягу, Дермер и Коэн, по выводу США из соглашения с Ираном — была самым большим провалом всех времен.

03.06.2023
Источник:Детали
Фото: Getty Images / Mario Tama

На этой неделе доллар продолжал расти, а шекель продолжал падать. Заявление Нетаниягу о том, что "реформа вернется", — лишь одна из причин продолжения этого краха. Обрушению рынков способствовал начальник Генштаба ЦАХАЛа Герци Халеви, выступавший на конференции в Герцлии и заявивший: "Иран продвигается в ядерной программе, происходят изменения к худшему, возможно, нам придется действовать". Не на что жаловаться. Он сказал правду.

История начинается с показаний председателя Объединенного комитета начальников штабов генерала Марка Милли перед конгрессом в конце марта, где он сказал поразительные вещи: иранцам осталось две недели до обогащения урана до оружейного уровня в количестве, достаточном для четырех или пяти бомб.

Это мы знали. Другого, что он сказал, мы не знали: после того, как они достигнут необходимого количества расщепляющегося материала, сказал генерал Милли, им потребуется еще несколько месяцев, чтобы достичь военного ядерного потенциала.

Мы этого не знали. До сих пор рабочее предположение разведки заключалось в том, что даже после того, как у них будет достаточно расщепляющихся материалов, иранцам потребуется как минимум еще два года, чтобы разработать боеголовку для ракеты, способной доставить ее к цели за тысячи километров. Это комплексная сложная технологическая задача, которую иранцы еще не решили. Теперь американский начальник генштаба объявил, что иранцы почти там, и никто этого раньше не заметил.

Слова генерала Милли вызвали у нас бурю негодования. В Генштабе, в АМАНе, в "Моссаде", в политическом эшелоне. Посланники в спешке поехали в Вашингтон. Израиль приложил колоссальные усилия, чтобы попытаться выяснить, как США опередили израильскую разведку в выявлении драматического продвижения Ирана к конечной цели военной ядерной программы. Я не знаю, каков был результат этой проверки. Многие источники утверждают, что американцы не ошиблись.

Слова начгенштаба на этой неделе на конференции в Герцлии показывают, что это, вероятно, правда. Иран близок к финишу, он на расстоянии касания. На той же конференции в Герцлии я модерировал дискуссию, в которой участвовали бывший начальник Генштаба Гади Айзенкот, бывший командующий ВВС Амир Эшель и бывший глава "Моссада" Тамир Пардо. Я спросил их, является ли Иран уже ядерным пороговым государством.

Но это еще не конец: в последние дни обнародованы фотографии, доказывающие, что иранцы завершают строительство укрепленного ядерного объекта на глубине 80 метров под толщей горных пород. Эта глубина дает объекту защиту от мощных противобункерных бомб, которые были разработаны еще во времена президента Обамы. Если иранцы завершат подготовку расщепляющегося материала и технологической части, у них также будет место, где их можно будет связать, не беспокоясь о воздушных бомбардировках. Даже США.

На фоне всего сказанного здесь уже можно однозначно констатировать, что израильская деятельность, которую возглавляли Нетаниягу, Рон Дермер и Йоси Коэн, по выводу США из ядерного соглашения с Ираном — была самым большим провалом всех времен.

Ядерная сделка не была идеальной, но она предусматривала агрессивный контроль Ирана и глубокую заморозку его ядерной программы. Когда американцы вышли из нее, под давлением упомянутых здесь джентльменов, нашлись те, кто поднял тревогу: тогдашний руководитель исследовательского отдела АМАНа Дрор Шалом был самым видным среди них, но и вся верхушка силовых структур во главе с начальником Генштаба Айзенкотом.

Что ж, они были правы. Иран не рухнул после политики "максимального давления" Трампа. Рухнули Трамп и Израиль. Иран нарушил соглашение и сделал все возможное для продвижения ядерной программы. Они почти у цели. Не обращайте внимания на шум и крики, исходящие от 14 канала: история назовет Биньямина Нетаниягу отцом иранской ядерной программы.

Я вчера позвонил бывшему начальнику Генштаба Айзенкоту, он не стал комментировать разведданные, но сказал так: "До мая 2018 года все правительства и премьер-министры заслуживают высокой оценки за борьбу с иранским атомом. С мая 2018 года и по сегодняшний день оценка — провал в квадрате".

Я спросил, что символизирует эта дата. "Тогда произошел катастрофический выход США из ядерного соглашения, — сказал Айзенкот. — Это была ужасная ошибка… Мы платим за это сейчас. А затем Нетаниягу отложил на три с половиной года закупку с использованием американской долларовой помощи, чтобы подготовить военный вариант".

Я спросил, почему он медлил. "Ему было не до того, — ответил Айзенкот, — в октябре Либерман уже завершил все закупки, кроме вертолетов, которые мы оставили для доработки ВВС. Но Либерман ушел в отставку, и этого не произошло. Это и самолеты-заправщики, и большие вертолеты, которые прибудут только через три-четыре года".

Внимание Нетаниягу в те годы было направлено на личное выживание. Политическое и судебное. Помните, как он сказал Ольмерту, что "погруженный в расследования премьер-министр не сможет принимать решения"? Так вот, это случилось с ним.

Затем вспыхнула эпидемия коронавируса, а дальнейшее — история. Первым, кто попытался исправить ситуацию, был Беннет, когда он вошел в кабинет премьер-министра и обнаружил заброшенность стратегического вопроса. Было слишком поздно.

Ганц, как министр обороны, подписал важные контракты, но потребуется время, чтобы их реализовать. Это, кстати, и послужило причиной быстрого назначения Герци Галеви начальником Генштаба: чтобы попытаться ускорить процесс, дать время для упорядоченного и ускоренного плана построения нового военного варианта против ядерной угрозы. Как уже упоминалось, слишком мало и слишком поздно.

"Хизбалла" в кадре

На конференции в Герцлии выступил не только начальник Генштаба, но и глава АМАНа генерал-майор Аарон Халива. Он рассказал, что, согласно данным разведки, Насралла потерял страх перед Израилем. "Травма Дахии" от Второй ливанской войны, из-за которой он находился в бункере почти 17 лет, прошла.

Насралла смотрит на то, что здесь происходит, на государственный переворот, на ультраправое правительство, теряющее поддержку важных, служащих в армии и производительных частей израильского общества, и быстро делает выводы.

Слова Халивы следуют за удивительным документом, первым в своем роде, выпущенным главой исследовательского отдела АМАНа бригадным генералом Амитом Сааром. Это было предупреждение: исследовательский отдел АМАНа на основе собранной им информации посчитал, что сдерживающий потенциал Израиля в регионе значительно ослабел.

Читайте также

На этой неделе кто-то пытался выяснить у "мистера разведка" Амоса Гилада, помнит ли он в прошлом такой предупредительный документ. Гилад не помнил. Если он не помнит, то, вероятно, его и не было. Израильское сдерживание с момента его создания находилось на постоянном подъеме. Мы создали разрыв с нашими врагами почти сразу, и он увеличивался до сих пор.

Так пометьте у себя, все это кончено. Они меньше нас боятся. Они видят, кем мы становимся. Они понимают, что тот, кто ведет здесь дела, думает о себе, а не о силе страны. Если бы он думал о стране, то давно сдал бы в архив спланированный государственный переворот и взялся за главную задачу.

Генерал Халива послал Насралле прямое предупреждение: "Дир балак. Мы знаем, что вы планируете. Мы также знали, что вы планировали". Недавно Насралла подослал сюда террориста, который должен был провести стратегическую атаку. Этот парень два дня катался на электровелосипеде по северу страны, туда и обратно. Атака не удалась. Террорист был убит. Мотивация у Насраллы, оказывается, осталась. Так что я не знаю, начал ли уже Иран вести себя как ядерное пороговое государство, но мне кажется, что Насралла уже там. Он уже ведет себя так, как будто его иранские покровители являются ядерным пороговым государством.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке