Читайте также
После того, как завершилась судебная эпопея Либермана, не исключено, что он начнет кампанию с целью стать премьер-министром. Но этому прожженному политику предстоит нелегкое столкновение с центром Ликуда.
Оправдание Авигдора Либермана в иерусалимском мировом суде говорит о том, что в израильской политике стартовал новый средне- долгосрочный процесс. Несмотря на две неудачи в этом году – недобор мандатов блоком Ликуд-НДИ на парламентских выборах и провал попытки Моше Леона стать мэром Иерусалима – Либерман остается одним из самых опытных и изощренных игроков на израильской политической сцене. В последние годы над его головой висел дамоклов меч следственных дел. Сейчас, когда все они закончились пшиком, он может начать, подобно боксеру Мухаммеду Али, порхать, как бабочка и жалить, как пчела.
В понедельник Либерман преподнес сюрприз участникам заседания фракции Ликуд-НДИ, когда поднял ряд наболевших вопросов в присутствии журналистов. Он публично заявил о разногласиях входящих в коалицию партий, предложил одобрить отчет Шамгара по поводу освобождения заключенных и попросил разморозить строительство в ряде районов столицы. Нельзя сказать, что он не мог подождать с этими заявлениями. Даже глава правительства Нетаниягу решил снизить накал страстей и попросил оставить что-то на тот момент, когда не будет журналистов. Но когда представители СМИ ушли, буря утихла. Либерман больше не накалял атмосферу и даже покинул зал до окончания мероприятия. В чем заключается его посыл в начале заседания? Вероятно, это означало "все ОК, я вникаю во все детали, но я готов на мир и компромиссы".
Пока Либерман ждал решения суда, он не создавал себе врагов в коалиции. Главы фракций, входящих в правительство, вели себя тактично по отношению к нему, сотрудничали с ним и терпеливо ждали приговора. Это терпение оказалось выгодно и им, и премьер-министру: Либерман не вернется в правительство, одержимый жаждой мести. Если на кого он и зол, так это на депутата Якова Лицмана, который торпедировал попытку усадить Моше Леона в кресло столичного мэра. Но Лицман находится в оппозиции и единственное, что может сделать Либерман – постараться, чтобы там он и остался.
Небольшой бонус
Единственной проблемой стала необходимость найти Либерману замену в качестве главы комиссии по иностранным делам и обороне и вопрос о дополнительном министре от фракции Ликуд-НДИ, что несколько искажает картину распределения портфелей, согласованную на коалиционных переговорах. Но едва ли эти проблемы опасны для Нетаниягу. Несколько компромиссов и бонусов – и дело в шляпе.
В долговременной перспективе есть более интересные вопросы. Если Либерман вдруг захочет стать премьером, то он может начать кампанию с этой целью. Вопрос лишь в том, как он это будет делать.
Даже если есть распространенное мнение, что он постарается установить контроль над Ликудом, от него стоит отказаться. Речь идет о человеке, умеющем мыслить нешаблонно. Так или иначе, намек о его намерениях прозвучит в конце месяца, когда центр НДИ станет обсуждать вопросы объединения с Ликудом. Если решат не объединяться, это значит, что Либерман идет иным путем и начинает реорганизацию своего войска. Если решение будет положительным – внимание переключится на Ликуд. Тут возникает сложная ситуация. Верхушка Ликуда против объединения с НДИ, и против бронирования мест по образцу прошлого года. На их мнение оказывает влияние и опасение, что им придется соперничать за главенство в партии с Либерманом. Вопрос лишь в том, у кого достанет сил вступить с ним в закулисную борьбу.
Не стоит волноваться. В дальнейшем ожидаются дискуссии и с Лапидом, и с Беннетом и, конечно же, с Ливни. Есть еще и союз с Арье Дери, который сказал, что вдвоем они еще поработают над изменением состава коалиции. В общем, тот факт, что Либерман остался в политике, даст еще немало информационных поводов...
Подготовил Даниэль Штайсслингер