Zahav.МненияZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+17
Иерусалим
+24+12

Мнения

А
А

Что было за перекрытие дорог при размежевании и сейчас

Два подростка в те времена, когда судебная система совершенно по-другому реагировала на перекрытие дорог, угодили под длительный арест.

27.03.2023
Источник:Новости недели
Фото: Shutterstock

Как показывает практика, акции протеста могут принимать различные формы, однако перекрытие основных магистралей, предназначенных для движения транспорта, включая машины специального назначения, везде считается из ряда вон выходящим событием. Во многих странах оно влечет за собой насильственные меры по ликвидации беспорядков, а порой и привлечение виновников к уголовной ответственности.

Между тем отношение правовой системы Израиля к нынешним демонстрациям против юридической реформы вызывает, мягко говоря, недоумение. Многие из нас стали свидетелями многолюдных протестов, в результате которых перекрываются улицы и шоссе, а на одной из центральных автотрасс был даже разожжен костер. Полиция, конечно, пытается обеспечить порядок, но каждая новая манифестация вновь выводит протестантов на магистрали. Почему? Ответ ясен: безнаказанность всегда ведет к повторению однажды совершенного зла.

В связи с этим нельзя не вспомнить, как реагировала та же юридическая система на подобные нарушения в другие времена, а именно, в 2005 году, когда чуть не упекла за решетку двух юных противников размежевания с Газой, учиненного тогдашним правительством Ариэля Шарона. Мне кажется, высокий процент недоверия многих израильтян к юридической системе связан, в том числе, и с теми летними событиями.

Различия между "тогда" и "сейчас" поражают воображение. Внезапно становится ясно, что у нас есть хорошие блокировки и плохие, что некоторые из них разрешены, а другие нет, что некоторые "узаконены" средствами массовой информации и правоохранительными органами, а другие - нет. История, о которой я хочу напомнить, завершилась более-менее благополучно, и наказание нарушителям было вынесено не столь суровое. Спас подростков - да и то лишь на первом этапе судебного разбирательства - разве что возраст.

Совсем не "оранжевое лето"

Тогда, летом 2005 года, на фоне объявленного одностороннего размежевания с сектором Газы и вывода оттуда еврейских поселений, точнее, поселенцев и сил ЦАХАЛа, двое юношей вышли на связь с активисткой организации "Еврей еврея не изгоняет", и та предложила им присоединиться к перекрытию в знак протеста дорог. Так в августе наши парни вместе с другими участниками протеста вышли в часы пик на шоссе Геа в районе Гиват-Шмуэля. Один из юношей, которому через несколько дней исполнялось 18 лет, облил бензином - опять же, не в одиночку - разложенные на дороге матрасы, кто-то другой чиркнул спичкой. Второй парнишка 16 лет не успел поучаствовать в этом действе, поскольку находился поодаль.

Против нарушителей было возбуждено уголовное дело по статье "умышленное создание опасности для жизни людей в пути следования", которая предусматривает наказание до 20 лет лишения свободы. В обвинительном заключении по делу двух молодых людей прокуратура утверждала, что водители были вынуждены остановиться, поскольку дорога была заблокирована для движения, и это вызвало серьезные пробки. Ну, и чтобы уж точно довести дело до конца, в обвинение был добавлен пункт об участии парней в массовых беспорядках.

Стоит сказать, что за несколько месяцев до этого события, когда кнессет утвердил план размежевания, и в правых кругах рос протест, наши СМИ объявили о намерении генерального прокурора Мени Мазуза решительно бороться с перекрытием магистралей. "Блокировать все больше дорог - это подстрекательство к мятежу и разрушение всех инструментов демократии", - гласил заголовок, представляющий собой цитату из выступления Мазуза в мае 2005 года на конференции Ассоциации адвокатов в Эйлате. "Мы не станем проявлять понимание и терпение к таким насильственным явлениям, как перекрытие дорог и перекрестков, против нарушителей без каких-либо послаблений будет применяться уголовное законодательство", - заявил генеральный прокурор. Он также подчеркнул, что судебная система разделяет подход, при котором к подобным преступлениям следует относиться сурово, вплоть до заключения нарушителей под стражу до окончания судебного разбирательства. "Мазуз, - сообщала тогда газета "Едиот ахронот", - распорядился усилить наказание противников размежевания, перекрывающих полосы движения: они должны быть обвинены по статье "Угроза жизни человека на пути следования". Причем, для предъявления обвинения по данной статье прокуратура должна заявить, что нарушитель действовал не в знак протеста, а с умыслом причинения вреда пассажирам, находящимся в транспортном средстве".

Между тем уже тогда раздались и другие голоса. "Имели ли протестующие, даже те, кто блокировал дороги, намерение причинить вред пассажиру или поставить под угрозу его безопасность? Совершенно очевидно, что нет", - написал профессор Боаз Санджаро в большой статье, опубликованной после размежевания. Санджаро уточнял, что 20 лет тюремного заключения - это наказание, предусмотренное законом за покушение на убийство, а последнее ни в коей мере не сравнимо с проступком участников протеста.

Так или иначе, но вмененная прокуратурой по рекомендации Мазуза статья привела молодых людей на скамью подсудимых. Однако в окружном суде представители службы по делам несовершеннолетних попросили принять во внимание личностные характеристики обвиняемых. А характеристики гласили, что речь, по большому счету, идет о хороших детях. Один - учащийся иешивы, инструктор молодежного движения, семья которого переживала горе, в том числе и потому, что отдельные ее родственники жили в Гуш-Катифе. Родители второго мальчика также отметили, что атмосфера в их доме в период размежевания была печальной и повлияла на поведение сына. Оба подсудимых характеризовались службой как положительные и высоконравственные молодые люди, для которых очень важно избежать осужденмя, поскольку они хотят служить в рядах ЦАХАЛа. При этом оба выразили раскаяние в содеянном. Служба по делам несовершеннолетних рекомендовала суду не осуждать юношей, а назначить им 200 часов общественных работ и денежный штраф. Судьи прислушались к этому мнению, но добавили к нему... "уроки демократических ценностей". Да-да, вы правильно прочитали. И поскольку я никогда прежде не сталкивался с таким наказанием, то решил разыскать парней и спросить их, что же это были за "уроки демократии".

- Мы называли это "перевоспитанием", - сказал мне один из уже повзрослевших юношей, - и я до сих пор называю это так. Мы сидели в сторонке и слушали, а после того как лектор поговорил со студентами и представил нам какой-то метод, мы должны были сесть рядом с ним и проанализировать этот метод. Он также ездил также с нами по разным местам в Иерусалиме, пытаясь показать нам "левую" сторону карты и убедить в том, что наша задача - даже когда мы хотим оказать сопротивление - не состоит в том, чтобы блокировать дороги.

- Меня арестовали дома, - вспоминает спустя 18 лет второй молодой человек. - Восемь дней мы провели в заключении. Сначала судья хотела, чтобы мы позаботились о людях, пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях, чтобы понять, к чему может привести перекрытие дорог. Но я в конечном счете помогал студентам, которые испытывали трудности в учебе и подготовке к экзаменам. А во время "уроков демократии" лектор однажды сводил нас на экскурсию по зданию Верховного суда и говорил о том, что мы подобны головорезам, которые приведут к разрушению Третьего Храма. Насколько я помню, я должен был провести тогда урок демократии в своей ешиве.

Однако дело юношей не завершилось рассмотрением в окружном суде. Государство в лице прокуратуры решило, что столь мягкое наказание недопустимо при таком серьезном нарушении, как перекрытие дорог, и вполне уместно обратиться с апелляцией в Верховный суд. Правда, и там сотрудники службы по делам несовершеннолетних повторили положительное заключение в отношении обвиняемых. Но на этот раз судьи не были столь милосердны. Как и прокуратура, они проявили недюжинную энергию, даже обратились в призывной пункт ЦАХАЛа, чтобы проверить, насколько повлияет судимость на возможность несения молодыми людьми армейской службы, и попросили главного военного прокурора дать свое заключение по этому вопросу. И что же? Судейская коллегия в составе Эльякима Рубинштейна, Салима Джубрана и Эдмонда Леви отменила решение окружного суда и осудила юношей.

Составивший приговор Эльяким Рубинштейн очень резко отозвался об их действиях. "Наше решение дано, прежде всего, с точки зрения сдерживания масс, - написал он. - Политическая борьба, к которой привлекают несовершеннолетних, является законной как часть демократии. Но что говорит закон о методах борьбы? В размещении матрацев на шоссе №4 с целью их поджога легковоспламеняющимся веществом - независимо от того, есть ли в этом какая-либо опасность для водителей или создание длительных пробок, в рамках помощи борьбе против плана размежевания, - содержится риск, достаточный для обвинительного приговора, и нет смысла много говорить об этом. В данном случае чаша весов склоняется в сторону осуждения, в том числе именно потому, что опасные противозаконные действия совершаются в политической и идеологической борьбе, а это должно быть искоренено".

Платок? Смотря, на какой роток

Приведенная мной история далеко не единична. Я рассмотрел еще несколько дел, касающихся того же злополучного 2005 года. Тогда обвинительные заключения были поданы против еще двух молодых людей, которые вместе с десятками других, "держась за руки в течение длительного времени, перекрывали шоссе в Беэр-Шеве и пренебрегали указаниями полиции". Статьи обвинения: массовые беспорядки и создание препятствий сотруднику полиции при исполнении им служебных обязанностей. "Демонстрация на главной дороге, - отмечала сторона обвинения, - создает риск причинения вреда человеческой жизни и дорожно-транспортных происшествий".

Другой пример? Пожалуйста: 28 несовершеннолетних, среди которых были 13- и 14-летняя девочки, обвинены в блокировании шоссе №4 между перекрестками Раанана и Мораша в обоих направлениях. Некоторые провели в заключении три месяца - даже спустя много времени после размежевания. Всей группе задержанных было предъявлено обвинение в участии в запрещенном собрании и беспорядках и воспрепятствовании выполнению сотрудником полиции обязанностей. "Эффект от перекрытия основной дороги чрезвычайно тяжел", - отмечал тогда судья, рассматривавший дело подростков.

Не могу не привести в дополнение к написанному выше цитату из постановления бывшего председателя Верховного суда Аарона Барака, вынесенного в период размежевания. Судья подчеркнул, повторяя несколько раз один и тот же термин: "Свобода слова (и демонстрации) не защищает свободу не допускать роженицу в больницу; свобода слова (и демонстрации) не защищает свободу препятствовать проезду пожарного расчета к месту пожара; свобода слова (и демонстрации) не защищает свободу парализовать правоохранительные системы и привести к их краху; свобода демонстрации не защищает свободу "остановить страну" и поставить под угрозу безопасность как личности, так и общества в целом. Тот, кто рассуждает обо всем этом во имя свободы слова, рассуждает не с точки зрения демократии, а с точки зрения анархии... Никакие философские доводы не могут оправдать опоздание беременной женщины в больницу или задержку пожарной машины на пути к предотвращению пожара. Ни один юридический аргумент в отношении "гражданских беспорядков" не допускает насильственного поведения, которое серьезно вредит человеческим жизням".

Читайте также

А теперь - вишенка на торте. Несколько дней назад я связался с пресс-службой окружной полиции Тель-Авива. Я спросил: после более чем десяти недель протестов, во время которых неоднократно перекрывалось движение на шоссе Аялон и даже устраивались пожары, сколько человек было задержано за участие в противозаконных действиях и что с ними случилось? Согласно полученным данным, , с начала акции в связи с перекрытием дорог и нападениями на сотрудников полиции задержаны 106 человек. Все они почти сразу освобождены, ни один не заключен под стражу. В отношении 65 возбуждены уголовные и административные дела. 11 из них направлены для дальнейшего рассмотрения в прокуратуру или в полицию. Обвинения до сих пор не предъявлено ни одного. Не правда ли, совсем другая, не похожая на 2005 год история?

Я не знаю, будет ли, в конце концов, предъявлено обвинение кому-то из сотен людей, которые в последнее время блокировали дороги, не позволяя тысячам израильтянам вовремя добраться домой, на работу, на концерт или в аэропорт. Но я знаю одно: энергия, которую вложили прокуратура и суды в совсем небольшую историю "оранжевого лета" 2005 года, отражает нечто большее. Она отражает атмосферу того времени - атмосферу, когда и средства массовой информации, и правовая система считали блокировку дорог страшным бедствием. Сегодня же они видят в этом чуть ли не романтический и даже законный политический акт. Система, имеющая разные стандарты для каждой группы населения и для каждого политического лагеря, поддерживающая или не поддерживающая разную риторику в зависимости от того, кто ее озвучивает, - такая система не внушает доверия. Она просто не должна существовать.

Источник - Маарив

Перевод - Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке