Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

О Котеле, здравом смысле и филантропии

Если мы как общество и государство приняли решение, полагаться на помощь диаспоры, то, как минимум некрасиво плевать в лицо тому, кто тебе помогает.

Ашер Рошберг
11.02.2023
Фото: Getty Images / Guy Prives

Весной и летом 1992 года я работал у Котеля садраном (контролером). Это было очень удобно, поскольку жил тогда на улице Агриппас недалеко от ешивы бреславских хасидов. Так что до работы было идти минут 30, максимум 40. Работа была не тяжелая, помимо того, что раз в какое то время надо было навести порядок на столах внутри и снаружи у Котеля, и расставить сидуры, надо было следить, чтобы мужчины (нерелигиозные) не забыли взять картонную кипу при входе к площадке у Котеля, а женщины (если их верхняя часть тела была больше открыта чем закрыта), прикрыли себя некоей накидкой. Речь шла не обо всем пространстве у Котеля. На площади наверху можно было ходить как угодно, а лишь о пространстве огороженном забором, то, что находится внизу, близко к самому Котелю. В шаббат добавлялась еще одна функция- наблюдать, чтобы туристы не фотографировали и просить их об этом на всех доступных языках.

И в те времена, и сегодня, при входе во весь комплекс Котеля, есть плакаты, которые подчеркивают святость этого места и просят посетителей уважать чувства молящихся и не приходить в провокативном виде.

Эти воспоминания о давно ушедшей молодости (где мои 20 лет) нахлынули на меня вчера, благодаря то ли троллингу то ли полному отрыву от реальности, связанном с уже отмененным законопроектом о Котеле. Давайте попробуем разобрать его уже без эмоций и стеба и не принимая во внимание, что закон был задуман Дери как перефокусировка внимания общества от его личных юридических проблем. Именно поэтому он его так быстро и снял с повестки дня, поскольку или не оправдались ожидания, или наоборот оправдались и про него никто уже не говорит.

Я думаю, что даже у самого светского человека нет сомнений, что Котель является одним из наиболее святых мест для приверженцев иудаизма (вне зависимости от их внутри-конфессиональной принадлежности). Поэтому вполне естественно, что, как и в других подобных местах, относящихся к другим религиям, тут должны учитываться с одной стороны права индивидуума, а с другой стороны, религиозные чувства людей. И необходимо найти некий общий знаменатель. Вопрос, как это делать.

Что же проблематичного было в законопроекте?

Во-первых - когда его составители предлагали определение "подобающая одежда" - у меня сразу же возник вопрос, а что это такое и кто будет определять, что подобающе, а что нет. Так уж получилось, что в нашем обществе есть много различных групп и подгрупп и в каждой есть свои понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо. Поэтому, если определять будут члены совета мудрецов Торы ШАС или "Агудат Исраэль" это будет совсем не одно и тоже, чем если решения будут приниматься раввинами организации ЦОХАР. При этом и те и другие одинаково ортодоксальны.

Если кто-то думает, что проблемы "подобающей одежды" связанны только с женщинами, он глубоко заблуждается. Если бы такой законопроект прошел, то имели ли бы право молиться у Котеля лишь мужчины, одетые в черные брюки и белые рубашки и туфли? Обязательно ли помимо кипы- шляпа или как минимум кепка? Должна ли рубашка быть только с длинным рукавом? Может ли рубашка быть клетчатой, полосатой, ярких цветов? Можно ли прийти в футболке? А если да, то в какой? Например пустили бы человека в футболке с портретом Че Гевары или Джона Леннона или с какой-нибудь смешной надписью, неважно на каком языке? Или с какой-нибудь картинкой? Можно было бы прийти в джинсах? А в длинных шортах типа бриджи? А в сандалиях или шлепанцах? Причем все вышеприведенные примеры никоим образом не противоречат нормам галахи. При этом в одной из социальных групп футболка, бриджи и сандалии летом - это абсолютно нормально, а в другой, это абсолютно не приемлемо.

Теперь относительно женщин - я специально не буду обсуждать тему миниюбки и топика. Тут есть много других вопросов. Те же джинсы, те же футболки с надписями, платье или юбка, которые, с одной стороны, по длине соответствуют нормам, но при этом какого-нибудь яркого цвета, например красного. Добавьте к этому вопрос босоножек, шлепанцев, чулок, бижутерии, и тому подобное. Отдельно есть вопрос париков, поскольку есть много мнений, не считающих их допустимым покрытием головы. Я не претендую на полноту всех вариантов, связанных с женской одеждой, и я уверен, что женщины, читающие эти строки, смогут добавить еще много примеров, которые мне даже в голову не придут. Ничего не поделаешь с гендерным разделением.

Еще одним из запретов, в законопроекте был запрет на использование музыкальных инструментов во время молитвы у Котеля. Составители законопроекта по всей видимости не выходят дальше своих синагог (где скорее всего это не принято). Иначе бы они знали о том, что сегодня в очень многих абсолютно ортодоксальных синагогах, ешивах, ульпанах, принято включать в молитву те или иные музыкальные элементы. Естественно только в будние дни. Так что сегодня абсолютно неправильно утверждать, что использование музыкальных инструментов во время молитвы, это нечто неортодоксальное. Лично мне вчера очень понравился ироничный тролллинг Амита Сегаля, который задал риторический вопрос, а пустили бы авторы этого законопроекта к Котелю царя Давида, учитывая, как один из многих примеров, текст 150 псалма.

А теперь перейдем к очень непростой и в определенной степени взрывоопасной теме, связанной с реформистским движением. Я думаю, что все мои читатели знают, что я определяю себя, как абсолютно ортодоксального человека, в соответствии с 13 принципами Рамбама, и.т.д. С одной стороны я не согласен с идеологией и религиозной практикой реформизма, а с другой стороны, я разделяю между движением, и конкретными людьми, многие из которых искренне считают, что это и есть их служение Творцу. И я всегда помню высказывание наших мудрецов про то, кто несмотря на свое поведение "полон заповедями подобно гранату", тем более, когда речь идет о внутриконфессиональных спорах.

Поскольку у нас религия не отделена от государства, и поскольку эти люди имеют такие же гражданские права, как и ортодоксальные евреи, а речь идет о праве на свободу совести и соблюдения религиозных обрядов, государство обязано предоставить им такую возможность. И тут мы подходим к многолетней саге, связанной с организацией "женщины Котеля", государством, БАГАЦем и нашими взаимоотношениями с диаспорой. Если кто-нибудь когда-нибудь сделает на эту тему докторат и преобразует его в книгу, это будет захватывающее чтение, по крайней мере, на мой вкус. Мягко говоря, государство ведет себя в этом вопросе не лучшим образом. Рамки данного поста не позволяют все описать, но отмечу лишь, что уже после того, что договорились об отдельном участке, предназначенном для реформистов и просто тех, кто не хочет молиться раздельно и государство даже выделило землю под этот участок, это же самое государство, уже много лет отказывается провести там необходимые инфраструктурные работы, чтобы им можно было бы пользоваться. Все, кто хочет узнать подробнее на эту тему, гугл вам в помощь.

А теперь поговорим про наши отношения с диаспорой. На этой неделе я был на железнодорожной станции "Беэр-шевский университет". Я ее знаю очень много лет, но только сейчас впервые обнаружил наличие одной интересной таблички. Я, как и все остальные граждане нашей страны, знал, что на пожертвования наших еврейских братьев диаспоры построены многие больницы, матнасы, университеты и колледжи, школы, закуплены амбулансы МАДА и медицинское оборудование и.т.д. Оказывается, что как минимум одна железнодорожная станция, тоже построена на деньги фонда какой то американской семьи. Я не знаю, сколько сотен миллиардов долларов дали Израилю евреи диаспоры за последние 75 лет. И тут есть два вектора: с одной стороны, у евреев диаспоры было всегда больше, чем один выбор, на какие филантропические цели потратить свои деньги. В конце концов они могут потратить деньги не только на Израиль, но и на внутренние потребности своих общин либо на детей Сомали или спасение белых медведей в Арктике. А с другой стороны, это те деньги, которые сэкономило государство, поскольку иначе оно должно было бы потратить деньги из бюджета на все то, что построено или закуплено на деньги диаспоры. Либо же - у нас было бы меньше больниц, школ, и.т.д. что привело бы к ухудшению и так не особо хорошего социально экономического уровня государства.

Читайте также

А кто вам сказал, что все те, кто жертвовал и жертвуют на Израиль, относятся к ортодоксальному иудаизму? Если отбросить чушь кирувной апологетики и посмотреть на статистику, то большая часть евреев диаспоры не ортодоксальна. Есть реформисты, есть просто светские и я никогда не слышал, чтобы государство обуславливало пожертвования, принадлежностью лишь к ортодоксальному иудаизму. Но если мы как общество и как государство приняли стратегическое решение, полагаться на помощь диаспоры, то, как минимум некрасиво плевать в лицо тому, кто тебе помогает.

Из-за местечковой ментальности и самовлюбленности, как многих политиков, так и граждан, мы часто не хотим думать и оценивать, как те или иные события, происходящие у нас, воспринимаются заграницей и, в частности, среди евреев диаспоры. Насколько то, что мы делаем, их к нам приближает, либо они чувствуют, что им дают пинок под зад? Как известно, любые отношения легко разрушить и тяжело построить.

Последней вишенкой на торте в этом законопроекте была попытка ввести в качестве санкций штраф или тюремное заключение. Мы должны решить, или мы видим себя как часть развитых западных стран, или мы хотим уподобиться Ирану, со всеми политическими и особенно экономическими последствиями. Не говоря уж о том, что найдется немало фондов, которые с удовольствием будут готовы заплатить эти штрафы. А уж если кто то сядет в тюрьму за такое, то даже Штаты не спасут нас от тех рычагов давления, на которые способны ООН и ЕС.

Мне абсолютно понятно, что должны быть защищены права молящихся у Котеля, но для этого не нужен такой закон. Все это можно и нужно делать по-другому. Даже в недемократической мусульманской Турции за такие вещи не арестовывают. И мы как общество обязаны понимать, какую цену мы можем заплатить за сотрудничество между пироманами-популистами и малограмотными религиозными фундаменталистами с идеями псевдо машихизма. А цена будет очень высокая.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке