Правовая реформа, продвигаемая министром юстиции Яривом Левиным, вызвала ожесточенные споры в Израиле, особенно вокруг пункта о преодолении судебного права вето, а также на взаимоотношения между ветвями власти и на демократию в стране. Сторонники судебной реформы указывают на огромную власть, которую Верховный суд забрал себе после "революции судебного активизма", известной также как "конституционная революция". Критики реформы подчеркивают важность судебного надзора и объясняют, что Высший суд справедливости (БАГАЦ) отклоняет законы с осторожностью, как и в других демократиях мира. И вот что говорят цифры.
Израильский институт демократии провел исследование масштабов судебного вмешательства и обобщил основные данные. Их публикует новостная служба 12 телеканала.
Наиболее важными вехами при изучении степени вмешательства Верховного суда в политику являются 1992 год, когда была принята серия основных законов, закрепивших конституционные права, и 1995 год, когда суд определил, что основные законы имеют надправовую конституционную силу и статус. Эти события получили название "Конституционная революция", и с тех пор масштаб судебного вмешательства в законодательство резко изменился. Прежде чем начнется реализация новой судебной реформы, полезно понимать, каковы реалии, сложившиеся в стране, начиная с 1995 года.
По данным Израильского института демократии, с момента "конституционной революции" суд признал недействительными положения тех или иных законов в 22 случаях, то есть с частотой около 0,8 в год.
Это много или мало? Наверняка меньше, чем многие думают. Однако с годами частота увеличилась, поэтому, если мы проверим с 2008 года, в среднем будет по 1,1 закона в год.
Кроме того, некоторые утверждают, что недостаточно считать только те законы, которые были учтены в этой статистике, но следует также упоминать толкования, которые суд дал тем или иным законам, не отменяя их полностью.
Израильский институт демократии сообщает, что вдобавок к увеличению числа отмененных законов каждый год, резко увеличилось число петиций с требованием признать те или иные законы недействительными. Следовательно, доля петиций, с которыми согласился суд, даже сокращалась в некоторые годы.
С 10 петиций в год в 2005-2009 годах число подаваемых судебных обращений против тех или иных законов выросла примерно до 20 обращений в год в период с 2010 по 2017 год.
Кроме того, количество законов, принятых кнессетом, с годами росло. Оно выросло от в среднем порядка 110 законов, принимаемых ежегодно в период 1995-2000 годов, до примерно 150 законов в год в 2010-2017 годах.
Что происходит в других странах?
Читайте также
Институт демократии Израиля сопоставил израильские данные с аналогичными показателями других стран, где правовая система тоже опирается на положения общего права. В Ирландии в период с 1995 по 2015 год признавались недействительными в среднем 1,3 закона в год. В Канаде в период с 1984 по 2012 год в среднем отменялось 1,6 закона каждый год, и столько же в Великобритании с 2000 по 2021 год. В США — 2,3 в год в период с 1995 по 2016 год, а в ЮАР самый высокий средний показатель среди этих стран — Верховный суд отменял в среднем 3,6 законов в год в период с 1996 по 2017 год.
Существуют различия между рассматриваемыми годами в разных странах, и это несколько проблематично. По данным Израильского института демократии, причиной этого является доступность информации.
Еще одна сложность - технические различия между странами. В Великобритании, например, суд не признает законы недействительными, а объявляет их несовместимыми. Однако парламент обычно вносит соответствующие поправки в эти законы.
По информации института, несмотря на трудности в сопоставлении ситуации в разных странах, данные четко демонстрируют, что израильский суд не отменяет законы чаще, чем это происходит в других странах.