Много говорилось о грядущих изменениях закона о призыве в ЦАХАЛ. Самой большой проблемой для долгосрочных отношений армии с израильским обществом является очевидная уступка Нетаниягу требованиям двух ультраортодоксальных партий, "Еврейство Торы" и ШАС, принять новый закон о призыве, который раз и навсегда освободит большинство молодых ультраортодоксов от службы в армии.
Несмотря на то, что число призывников-ультраортодоксов в настоящее время невелико, юридическое закрепление такого соглашения может пошатнуть модель службы в ЦАХАЛе, подорвать мотивацию к службе среди уменьшающейся доли населения страны, чьи сыновья и дочери, не имея в запасе никаких уловок, по-прежнему вынуждены отслужить в армии полный срок.
Глава отдела планирования и исследований кадрового управления Генштаба ЦАХАЛа в начале нынешнего года привел такие цифры: "В армию призывается 69% от всех военнообязанных мужчин, 17% получают освобождение, так как постоянно изучают Тору, 8,5% не служат по медицинским показаниям. Среди всех военнообязанных женщин служат 55%, 36% отказываются от службы из-за религиозности, 4% не служат по медицинским причинам".
Но и без нового закона о призыве депутаты от ультраортодоксальных фракций нашли творческий и изобретательный путь обойти БАГАЦ, чтобы уклониться от службы в ЦАХАЛе, в то же время постоянно крича об основных принципах израильской демократической системы. Об этом пишет Орит Лави-Несиэль в "Маариве".
По коалиционным соглашениям кнессет примет новый основной закон (то есть имеющий статус конституционного), регулирующий положение ешиботников и аврехов: основной закон об изучении Торы. Его инициаторы не скрывают своей цели. Это прямой путь к уклонению от воинской повинности без нужды в пункте о преодолении вето БАГАЦа и уход от принципа равного распределения бремени.
Предложение не новое, но в нынешних парламентских условиях и при безудержном законодательном порыве коалиции, кажется, оно может быть принято. В первом разделе законопроекта говорится, что "изучение Торы - фундаментальная ценность наследия еврейского народа".
Можно задаться вопросом, почему именно изучение Торы должно быть закреплено в конституционном кодексе Государства Израиль. По-видимому, из еврейской традиции можно было почерпнуть не менее важные базовые ценности, такие как "сыновья Израиля ответственны друг за друга", "возлюби ближнего своего, как самого себя", "человек сотворен по образу [Всевышнего]". Можно было бы взять одну или две из десяти заповедей.
Ответ содержится во втором разделе закона, согласно которому "в отношении прав и обязанностей те, кто взял на себя обязательство посвятить себя Талмуду и Торе на длительный срок, будут рассматриваться как те, кто оказывает значительную услугу Государству Израиль и еврейскому народу".
Не следует обманываться относительно кажущегося невинным закона, поощряющего изучение Торы и тех, кто изучает Тору (а не медицину, педагогику, естественные науки или наследие еврейской мысли и т. д.). Закон расплывчатый, но фикция видна. Он не определяет, что такое "посвятить себя", что такое "длительный срок", как долго он продлится, что делает изучение Торы "значительной услугой" для государства и еврейского народа.
С другой стороны, закон устанавливает, что изучение Торы равносильно военной или национальной (альтернативной) службе, и в любом случае даст тем, кто "умирает в шатре Торы", права настоящих солдат.
Трудно выдержать подобные цинизм и наглость. Депутат Моше Гафни из "Еврейства Торы", бывший и новый председатель финансовой комиссии кнессета, предложил свой вариант решения вопроса с призывом в ЦАХАЛ. "Половина народа пусть служит в армии, а другая половина - пусть изучает Тору, - заявил он. - Потом они могут поменяться", - сказал Гафни. Но когда ведущий уточнил у него, зачем в таком случае ультраортодоксам освобождение от призыва в ЦАХАЛ, Гафни пояснил, что совместить изучение Торы с защитой родины не получится.
Объясняя, почему нельзя и учить Тору, и служить в ЦАХАЛе, Гафни сказал: "Человек не может одновременно служить в военно-морских и военно-воздушных силах". На что собеседник резонно указал ему, что можно служить в ЦАХАЛе и учиться в университете - и именно эта параллель будет верной.
Если подумать, пишет Орит Лави-Несиэль, может быть, избирателям Гафни стоит подать личный пример - в каждом призыве половина 18-летних ешиботников будут изучать Тору, а половина - служить в армии, а потом поменяются ("ешивот-эсдер" религиозного сионизма могут дать урок применения этого патентованного трюка).
Предложение по основному закону об изучении Торы цинично использует демократические инструменты, чтобы воздвигнуть стену и окончательно отделить ультраортодоксальное сообщество от ткани израильского общества. Но ирония на этом не заканчивается. В пояснительной записке к законопроекту указано, что должно быть закреплено "желание государства поощрять изучение Торы в разных секторах населения". "Желание государства"? В самом деле? Хотелось бы посмотреть, как ультраортодоксы признают реформистское, консервативное или светское изучение Торы.
Читайте также
Основной закон об изучении Торы в корне противоречит принципу равенства, оно устанавливает привилегированное положение для меньшинства. Этот закон может повлиять на содержание системы образования, послужить основанием для бюджетных претензий, а также, кто знает, стать нормативным источником для принятия еврейского религиозного закона - Галахи - в качестве правового источника.
Принять этот законопроект - это ткнуть пальцем в глаз израильскому обществу, показать пример злоупотребления кнессетом своей властью. Те, кому дороги изучение Торы и еврейская традиция, не должны использовать их в хищнических политических целях, завершает свою колонку Орит Лави-Несиэль. Ультраортодоксальные депутаты бросают вызов израильскому обществу в вопросе для него крайне важном и торгуют собственными основными ценностями. Они должны учитывать возможность того, что однажды маятник может качнуться в обратном направлении.