Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Не Эмираты и не Бахрейн - быстро не получится

Мухаммад бин Салман должен это учитывать - если и есть в Саудовской Аравии что-то более могущественное, чем королевский дом, так это ислам и традиции.

Алон Бен-Давид
18.07.2022
Источник:Новости недели
Эр-Рияд. Фото: ShutterStock

В конце первого дня пребывания в Саудовской Аравии, который оказался ничуть не менее знойным, чем в родном Израиле, мы, стремясь поближе познакомиться с Эр-Риядом, решили посетить бедуинский ресторан, где подают блюда местной кухни. Ресторан разделялся на отдельные ниши, по полам были разбросаны многоцветные коврики и подушки. Открытые ниши предназначались для мужчин, скрытые занавесками - для женщин, чтобы они могли снять вуаль.

В мужской нише рядом с нами на подушках трое саудовцев разговаривали с выходцем из Азии по-английски. Они слышали нашу беседу на иврите, но было очевидно, что язык этот им незнаком, и вскоре последовал очевидный вопрос:

- Вы откуда?

- Из Израиля, - не стали мы скрывать.

- Шутите! - воскликнул саудовец, и в его голосе прозвучала нотка надежды, что наш ответ действительно был шуткой.

- Нет, - сказали мы. И добавили: - Вас это беспокоит?

Человек засмеялся:

- Нет, не беспокоит, но я встаю и ухожу.

Он действительно ушел, но не сразу, а через полчаса - вместе с собеседниками. Перед уходом задержался, подождал, пока его друзья выйдут из ресторана, и спросил, обратившись к нам:

- Вы действительно из Израиля?

Мы подтвердили.

- А как же вы сюда попали? Израильтяне не могут въехать к нам свободно.

Пришлось объяснить, что мы журналисты с двойным гражданством и въехали в страну с другим паспортом.

- Поймите ме6ня правильно, - сказал саудовец, - у меня нет проблем ни с какой религией. Мы тоже верим в пророка Моисея, но наше государство соблюдает традиции, и нас учили, что мы должны заботиться обо всех братьях-мусульманах и особенно о палестинцах, с которыми вы воюете. Пока вы не прекратите воевать, мы не можем вас принять.

В одной этой фразе наш неожиданный знакомый сформулировал современный подход Саудовской Аравии к Израилю. Конечно, мы попрощались с общей надеждой на новую встречу в Израиле.

Любопытно было узнать, как легко попасть в Саудовскую Аравию израильтянину с заграничным паспортом. Я подал через интернет-сайт заявку на получение туристической визы, но указал свой адрес в Израиле и израильский номер телефона. Я также не скрывал, что журналист. Мне было интересно, погуглят ли они мои данные, чтобы уточнить, кто я и на кого работаю, и в конечном счете отказать. Меня постигло приятное разочарование: спустя два дня я получил по электронной почте визу на посещение королевства. Мы с другом сели в самолет и, сделав одну пересадку, вскоре приземлились в Эр-Рияде.

Опасения не оставляли нас, но паспортный контроль прошел гладко - дольше обычного взгляд на нас не задержали.

- Не может быть, чтобы саудовцы не знали, кто вы, - сказал мне позже журналист-иностранец, живущий в Эр-Рияде. - Если они одобрили вашу визу, значит, что не возражали против вашего посещения.

Наверное, он прав. В Саудовской Аравии разрешено приобрести одну внутреннюю мобильную SIM-карту на каждый паспорт, и вы должны предоставить отпечатки пальцев, которые связаны с этой картой. Так что с самого въезда понимаешь, что попал в тоталитарное государство, которое все время следит за тобой.

Но после этого первого приобретения Саудовская Аравия стала для нас сюрпризом. Мы ожидали встретить при общении с посторонними людьми холодное отношение, если не открытую неприязнь. Но страна оказалась на удивление расслабленной, приветливой и гостеприимной, даже если вы представляетесь израильтянином. Люди повсюду были необычайно дружелюбны, и после нескольких часов пешей прогулки по столице мы чувствовали себя уже абсолютно легко и комфортно, словно и не находились в чужой стране. И нигде - повторю, нигде - мы не встретили враждебности.

2,5 шекеля за литр

Город принял нас более чем тепло: 44 градуса в тени. Эр-Рияд расположен в самом сердце пустыни: влажности почти нет, воздух раскален, как в печи, и нещадно палит солнце. В полдень и вовсе трудно находиться на улице, город практически вымирает с 12 до 16 часов. В этом промежутке времени уборщики ведут упорную и безнадежную борьбу с пылью, покрывающей каждый уголок столицы.

В этом крупнейшем городе Саудовской Аравии проживает около 8 миллионов человек. Поражает взгляд сверкающий центр со стеклянными башнями и изысканными архитектурными постройками, но все это окружено десятками километров захудалых кварталов. Это тоже удивительно: богатая, живущая на экспорте нефти страна, но жители ее намного беднее, чем соседи по Персидскому заливу.

Саудовская Аравия является крупнейшим в мире экспортером нефти с самыми большими ее запасами. 90 процентов экспорта составляют нефтепродукты, на их долю приходится свыше 40 процентов внутреннего валового продукта. Одна из 20 крупнейших экономик мира с 28-ю тысячами долларов дохода на душу населения, Саудовская Аравия никогда не раскрывает, как этот доход распределяется между 35 миллионами граждан.

Краткий визит и явно ненаучное наблюдение говорят все-таки о том, что распределение далеко не равное. Даже официальная статистика гласит, что около 70 процентов жителей королевства живут в бедности. Это подтверждает и обзор цен на нескольких столичных рынках. Овощи и фрукты стоят в пересчете на нашу валюту 2-3 шекеля за килограмм, литр топлива - около 2,5 шекеля, аренда комнаты - примерно 1500 шекелей в месяц. За пределами центра Эр-Рияда бедность просто бросается в глаза: рынки торгуют барахлом, в продуктовых лавках блюдо продается за 5 шекелей.

Саудовская Аравия также очень религиозная страна, гораздо более религиозная, чем ее соседи, и это отражается во всем. Нигде в городе не увидишь женского лица. Все женщины в парандже - от 14 лет и старше. Когда заходишь в современный торговый центр, который мало чем отличается от других подобных центров в тех же Объединенных Арабских Эмиратах, сразу чувствуешь, что здесь нечто иное. Вместо фоновой музыки безостановочно звучат молитва. Алкоголь, конечно, строго запрещен - его нельзя купить даже в отелях, и, если от вас пахнет спиртным, это достаточный повод для ареста. В Саудовской Аравии нет также открытых кафе и увеселительных заведений - развлечения проходят в закрытом помещении. В городе полно мечетей, и все они переполнены в любое время дня. Мы побывали в некоторых - там непрерывно изучают Коран. Когда мы вышли из одной такой мечети, за нами последовал пожилой мужчина.

- Я видел, как вы фотографировали внутри мечети, - сказал он, и я подумал, что он разозлился за это, хотя мы попросили разрешения сделать снимки. - Откуда вы? Вы не похожи на мусульман.

На на всякий случай мы решили представиться европейцами.

- У меня к вам просьба, - сказал мужчина, - откройте Коран и узнайте немного об исламе. Посмотрите, как он прекрасен.

Он попросил об этом так мягко и красиво, что мы тут же расстались друзьями.

С властями мы столкнулись лишь раз - когда захотели сфотографироваться у Королевского дворца. На нас накинулись два вооруженных охранника с криками о том, что здесь нельзя фотографировать. Мы тут же выкрутились, сославшись на водителя, который якобы сказал, что фотографировать можно. Изменив тон, охранники с улыбкой сказали нам: "Посмотрите, как мы его сейчас напугаем", - и стали кричать на водителя. А потом просмотрели наш телефон, чтобы убедиться в том, что мы стираем все, что сфотографировали у дворца. Вся сцена проходила в непринужденной обстановке, без угроз и на блестящем английском.

Читайте также

Как и прежде, но чуть меньше

Саудовская Аравия - это не Эмираты и не Бахрейн, отношения Израиля с ней не устанавливаются одним смелым и стремительным шагом. Если и есть в Саудовской Аравии что-то более могущественное, чем королевский дом, так это ислам и традиции.

Королю Салману бин-Абдул-Азизу аль-Сауду - 87 лет, он последний из шести сыновей основателя королевства Абд аль-Азиза бин-Сауда и привержен "мирной" инициативе своих умерших братьев - предыдущих королей Фахда и Абдуллы, решивших, что признание Израиля может прийти только после разрешения израильско-палестинского конфликта.

Недалек тот день, когда поколение сменится, и фактический правитель королевства, наследный принц Мухаммед бин-Салман примет королевский сан. Он не скрывает своих амбиций привести страну и народ к другому положению на Ближнем Востоке, включая отношения с Израилем.

Многое сейчас зависит, в том числе, от американского президента. Ожидается, что визит Джо Байдена на Ближний Восток придаст особую весомость формирующейся региональной оборонной системе с участием Израиля и историческому сближению между еврейским государством и Саудовской Аравией (статья была написана незадолго до визита - прим. mnenia.zahav.ru).

Правда, Байден не скрывает отвращения по поводу убийства оппозиционного журналиста Джамаля Хашогги, произошедшее в октябре 2018 года в стамбульском консульстве королевства и инициированное, по предположению, наследным принцем. Но сегодня Америке нужен поток дешевой нефти, и желательно - до промежуточных выборов в ноябре, кроме того, Байден намерен добиться сближения Саудовской Аравии с Израилем. Если во время своего визита глава американской администрации сможет, наступив на горло собственной песне, выказать уважение наследному принцу, путь к такому сближению будет открыт. И на первом этапе даже тихое соглашение по региональной системе ПВО и открытие неба над Саудовской Аравией для израильских авиакомпаний станут важным этапом на этом пути и в целом в отношениях Израиля с окружающим арабским миром.

Источник - Маарив

Перевод - Яков Зубарев

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке