1. Выборы - как видит их Авигдор Либерман
Без особого шума был положен конец акции по созданию на проспекте Ротшильда в Тель Авиве палаточного городка протеста против дороговизны жизни и высоких цен на покупку и аренду жилья. По-видимому, накануне предстоящих выборов не будет большого спроса на подобные акции, а жаль. Политические деятели не были приглашены на проспект Ротшильда в шатер протеста, да и в любом случае эта акция их не особо интересовала.
Но даже если бы дороговизна жилья стояла в самом центре политической повестки дня, было бы несправедливо возлагать вину за недочеты в этом вопросе на нынешнее правительство - ведь оно существует всего лишь год, а данная проблема - по крайней мере десятилетие. Если говорить о фактах, то именно нынешнее правительство впервые за минувшие три года начало предпринимать наиболее серьезные шаги, направленные на изменение тенденции повышения цен. В любом случае цены не понизились бы в течение лишь года, даже если бы министр строительства явился собственной персоной на строительную площадку, поднялся б на мостки и начал бы лично класть кирпичи.
Сейчас все затормозилось, и для экономики нет места накануне выборов. Министр финансов Авигдор Либерман считает, что для этого нет никаких оснований. В переговорах с учителями он занимает жесткую позицию. Либерман готов пойти им навстречу в вопросе заработной платы, но настаивает на структурных изменениях. Он не руководствуется желанием набирать очки за счет популизма, хотя это, как аукнется, так и может откликнуться в день выборов уменьшением количества голосов, поданных за его партию.
Министр финансов также предпочел прислушаться к рекомендациям своих советников и не уступать чрезмерным требованиям о повышении минимальной заработной платы. И наконец, он сражался до последнего, пытаясь разорвать навязанный оппозицией "линкайдж" (связь) между законами о строительстве метро и об увеличении финансирования партий на 25 миллионов шекелей.
Цена на горючее - это, по мнению Либермана, еще один камень преткновения в проблеме дороговизны жилья. В ночь на 1 июля бензин подорожал до 8.08 шекелей за литр. Однако министерство финансов понизит в очередной раз в августе на 50 агорот налог на горючее.
Делается ли это в рамках предвыборной экономики? Нет, подобный шаг предпринял и президент США Джо Байден в свете резкого подорожания горючего, что, кстати, в США ощущается существенно меньше, чем в Израиле. Но Байден тем не менее снизил налог на бензин. Кто напряжет свою память, припомнит, что и в период правления Биньямина Нетаниягу в сентябре 2012 года стоимость литра бензина также превысила 8 шекелей, однако была, как говорят, одна большая разница: минимальная заработная плата составляла тогда 4 100 шекелей, и было действительно весьма трудно заполнить бак своего автомобиля. Сейчас "минималка" - 5 300 шекелей - по-прежнему нелегко, но все же не так. Цена на горючее также не будет играть центральную роль в предвыборной кампании, хотя стоимость полного бака горючего уже достигает 300 шекелей.
А что с ценами на продукты питания, на овощи и фрукты, ведь и здесь произошло за последний год заметное подорожание? Однако, в этой проблеме уже наметились первые ростки ее разрешения. Реформа в области импорта, в частности, цен на изделия косметики и парфюмерии, планируемые изменения в законе о продуктах питания и уменьшение налогов - все этот приведет к дальнейшему понижению цен. Доступ на израильский рынок зарубежных торговых сетей таких, как, например, гигант розничной торговли французская компания Carrefour усилит положительное влияние конкуренции (в продаже шоколадных изделий это уже ощущается).
Кроме проблемы дороговизны жизни правительству предъявляют в качестве упрека и его якобы неэффективную политику в вопросах налогообложения. На первых этапах своего существования ряд налогов был действительно увеличен, но речь шла о так называемых налогах в целях сохранения здоровья таких, как налог на прохладительные напитки, которые в принципе вредны, или на пластиковую одноразовую посуду. Уровень же подоходного налога, налога на компании и НДС, составляющие основной каркас системы налогообложения, остался без изменений. Если бы была возможность принять бюджет на 2023 год, можно предположить, что в ряде параграфов налоговой сетки наблюдалось бы понижение.
Трудно, конечно, не придавать должного значения проблеме дороговизны жизни, наиболее болезненно сказывающейся на молодых парах и слабых слоях населения - ведь именно они принимают в первую очередь на себя удар. Однако, когда мы видим длинные очереди улетающих за границу в аэропорту им. Бен Гуриона, когда узнаем, сколько стоит уикэнд в гостиницах в Эйлате (доходит до 20 тысяч шекелей), столь же трудно вызвать сочувствие к означенной выше проблеме. Поэтому в отличие от 2015 года, когда дороговизна жизни и высокие цены на квартиры действительно играли центральную роль в предвыборной кампании, сегодня будет очень трудно "найти покупателей на этот товар". Острие предвыборной агитации Нетаниягу ("Абу Яира") в предстоящей предвыборной кампании будет направлено против левых и арабский партий, например РААМ, которых он будет отождествлять с террором и "Братьями-мусульманами". Это в его глазах выглядит, как наиболее удачный ход, чтобы найти путь к сердцу избирателей и выделить "Ликуд" среди других партий.
В этом, в частности, причина паники, которую вызвало у Нетаниягу высказывание Амсалема, который произнес вслух то, что думают и чувствуют в глубине души многие в "Ликуде": нет никакой причины, которая бы помешала включить РААМ в коалицию, если в ней уже будет 61 депутат Кнессета. Если они захотят, то - "ахлан ва-сахлан" (по-арабски "Милости просим").
Но Амсалем не учел одну важнейшую вещь: в нынешней предвыборной кампании правила игры меняются, и Абу Яир стал Абу-Али, только забыл рассказать об этом своим сторонникам.
2. Пакетная сделка сорвана
"Много схватил - да не поймал", так говорят о человеке, который хочет все больше и больше и в конечном счете остается ни с чем. И еще говорят: "Лучше одна птица в руке, чем две на дереве". И то и другое прекрасно описывают ситуацию, разворачивавшуюся вокруг пакетной сделки на протяжение последних двух месяцев и закончившуюся полным срывом этого соглашения.
Пакетная сделка должна была вступить в силу вначале 2022 года, когда коалиция перемен еще не была коалицией, свертывающей свое существование. На основании этой сделки минимальная заработная плата должна была быть повышена немедленно на 100 шекелей и доведена таким образом до 5 400 шекелей в месяц, а затем предполагались шаги, в ходе которых она достигла бы к 2025 году шести тысяч. Соглашение было окончательно сформулировано и подписано благодаря активным действиям министерства финансов. Но во время еды разыгрался аппетит. Появились дополнительные игроки с добрыми намерениями, но с плохими результатами. Вместо того, чтобы быстренько взять то, что можно было получить, они попытались выторговать некие дополнительные привилегии.
Во главе стрелявших из тяжелых орудий стояла депутат Кнессета от "Аводы" Наама Лазими. К ней со временем присоединились и другие, в частности, эфемерная, но действенная организация "Стоим вместе", которая проводила кампанию "Минимум 40", что означало требование повысить минимальную заработную плату до 40 шекелей в час. Все это привело к обострению позиций разных сторон. Так вместо того, чтобы принять пакетную сделку, предлагаемую правительством, дни которого были сочтены, они подтачивали ее устои со всех сторон.
На каком-то этапе представители оппозиции во главе с Ахмедом Тиби и Усамой Саади от "Объединенного списка" инициировали законопроект о дополнительном улучшении условий минимальной заработной платы, и, как ни странно, он прошел в предварительном чтении благодаря поддержке представителей коалиции. Председатель парламентской комиссии по труду и социальному благосостоянию Эфрат Райтен всеми силами пыталась продвинуть пакетную сделку. Она использовала свой опыт в деловом секторе в адвокатской конторе Гольдфарба, Леви, Ганигера, чтобы действовать в кулуарах. Но и это не помогло. Райтен собрала на минувшей неделе, в качестве последней попытки, свою комиссию. Чтобы обеспечить большинство, обращались за поддержкой обновленного предложения к авторам исходного Тиби и Саади. Те же переадресовали представителей Аводы к упомянутой организации "Стоим вместе".
Это предложение, впервые преданное гласности газетой "Маарив", предполагало повышение минимальной заработной платы на 250 шекелей: на 200 немедленно и еще на 50 в течение 2023 года. В министерстве финансов большинство, во главе с генеральным директором Рамом Белинковым, категорически возражало, хотя всего две недели назад они пришли вроде бы к принципиальному соглашению с Эфрат Райтен. Но решение о досрочных выборах спутало все карты. По их словам, принятие новых условий потребует увеличения бюджетных расходов на десятки миллиардов шекелей.
Представитель бюджетного отдела Ноа Шукрун не объяснила, от кого идут основные возражения: от министерства финансов или какого-либо другого правительственного учреждения. Депутаты Кнессета Абир Кара от "Ямины" и Шаран Гаскель от "Тиква Хадаша" в преддверии выборов тоже выступили против достижения компромисса.
Так пакетная сделка приказала долго жить, испустила дух и была бесславно похоронена. И, стало быть, вместо того, чтобы возрасти на 100 шекелей уже в апреле текущего года, "минималка" застряла на том же уровне - 47,5% от средней заработной платы в Израиле. С победой можно поздравить политиканов с их мелкими интересами, как от оппозиции, так и от коалиции. Проигравшие - опять как всегда слабые слои населения, которые остались как бы с носом, если так можно назвать минимальную зарплату в 5 300 шекелей.
3. Готовьтесь к повышению банковского процента
Биржа и рынок капитала закончили первое полугодие 2022 года с показателями, самыми худшими за все последние годы. На момент закрытия индекс биржи в Тель Авиве снизился на 6%, а индекс НАСДАК упал на 26%.
Наиболее серьезный ущерб потерпят владельцы так называемых "солидных вкладов" - пенсионных касс, фондов повышения квалификации. Такие "солидные фонды" закончили полугодие с отрицательным приростом в 6% и более, сократив таким образом вдвое прекрасные прибыли в 12,4%, полученные за год до этого в 2021. У тех, кто вкладывает в акции, доходы сократятся на 10% роста.
Как раз на последней неделе наблюдались некие признаки улучшения, но это, по-видимому, лишь отдельный всплеск. Превалирующий прогноз состоит в том, что биржа будет и далее страдать от колебаний. Опасения относительно замедления экономической активности и, следовательно, повышения банковского процента лишь укрепляются.
Главный вопрос в этом плане, по крайней мере касательно местного рынка - это предстоящее решение Банка Израиля относительно банковского процента, которое должно быть принято 4 июля. Все единодушны во мнении, что процент будет повышен, вопрос насколько - на 0,25% или на 0,5%.
Я из тех, кто полагает, что управляющий Банком профессор Амир Ярон предпочтет и на этот раз не отходить от свой консервативной позиции и повысит банковский процент на 0,5%, чтобы таким образом показать, что он бескомпромиссен в борьбе с инфляцией, которая, по его словам, наносит ущерб в первую очередь наемным работникам и ведет к повышению дороговизны жизни. Профессор Ярон и так услышал немало критики в свой адрес за то, что, как утверждается, слишком долго пассивно наблюдал за тем, как формируется рост инфляции.
Управляющий Банком Израиля, выступая в качестве экономического советника правительства, возражает против добавок к зарплате или каких-либо добавок на дороговизну. В то же время, как ответственный за монетарную политику, он использует такое оружие, как повышение банковского процента в борьбе с инфляцией. Однако ему приходится платить за это немалую цену. Он подвергается нападкам со стороны президента Объединения промышленников доктора Рона Томера, который был до сих пор известен своим благосклонным отношением к управляющему Банком. Повышение банковского процента на 0,5% повлечет за собой существенное повышения процента на ипотечный заем и еще более затруднит приобретение квартиры.
С другой стороны, высокий банковский процент - наиболее действенное лекарство от тяжелой хронической болезни, которую подхватил рынок жилья лет десять назад. Он охладит судорожный спрос, создаст более реальную замену "солидным вкладам", и возможно со временем приведет к снижению цен.
Торгующие на бирже не готовы пока предсказывать, как будет выглядеть рынок во второй половине 2022 года. Ко всем прогнозам аналитиков следует относиться с большой осторожностью. Не принимайте на веру никакие прогнозы, они зависят, как правило, от интересов, которыми руководствуется тот, кто их делает.
К общей неопределенности, существующей во всем мире, следует добавить пятые за последнее время выборы в Израиле, которые повышают эту неопределенность в нашей стране и обойдутся налогоплательщикам в 2,4 миллиарда шекелей.
4. Расстаться с кассой?
Депутат Кнессета Алекс Кушнир - первый представитель светского сектора, возглавляющий финансовую комиссию парламента после многих лет, когда этот пост традиционно считался достоянием религиозных партий. Депутат Кнессета Моше Гафни, исполнявший эти обязанности до Кушнира, спит и видит, как он возвращается на свой пост председателя, но Алекс Кушнир не уступает ему бразды правления в финансовой комиссии Кнессета.
"Если нынешняя коалиция вновь победит на выборах, я с большим удовольствием вернусь на этот пост, - говорит в ответ на мой вопрос Алекс Кушнир. - Я еще не исчерпал свои возможности. Есть еще много дел, которые я хотел бы осуществить. В министерском кресле я не заинтересован".
- Как бы Вы подытожили свое пребывание на посту председателя парламентской комиссии в единственный год вашей официальной должности в Кнессете?
- Это был год поистине революционных преобразований в экономике. Мы начинали с двузначного дефицита, а сегодня дефицит нулевой. Государство прожило его без локдаунов. Безработица на низком уровне, трудозанятость полная. Мы провели ряд реформ, например, решения о выплате 70% минимальной заработной платы престарелым, о повышении платы военнослужащим, о снижении налогов. Занимались коллективными договорами во многих отраслях.
- Но рядовой гражданин не чувствует всего этого, его волнует прежде всего повышение дороговизны жизни. Не далее как на минувшей неделе были подняты цены на молоко.
- Повышение заработной платы прекрасно ощущается практически мгновенно в разных отраслях: у административных и хозяйственных служащих, у социальных работников, пожарников, спасателей и у многих других. Мы увеличили доходы нетто семей, где родители работают. Речь идет о 610 тысячах семейных пар, получивших дополнительные льготные налоговые единицы. Мы удвоили надбавку работающим, наемным работникам и предпринимателям старше 23 лет, если у них есть дети, и тем, кому больше 55 лет, даже если у них нет детей. Во всем, что непосредственно касается дороговизны жизни, есть две противоположные тенденции. В мире свирепствует цунами инфляции и повышения цен на все товары. На инфляцию повлияла и война в Украине. И при этом мы сохраняем инфляцию на относительно низком уровне благодаря облегчению бремени налогов. Так, например, мы дважды снижали налог на бензин.
- Министр финансов, который является лидером Вашей партии, до 2022 года не уделял должного внимания проблеме дороговизны жизни. Не поздно ли что-либо делать сейчас, не ушел ли, как говорят, уже поезд.
- Нет, я с этим не согласен. Все реформы в области импорта и повышения конкуренции в сельском хозяйстве обсуждались еще летом 2021 года при утверждении государственного бюджета. Мы понимали, что экономика в Израиле слишком централизована и мешает нормальной конкуренции, что влечет за собой повышение цен. Невозможно было ни проводить лабораторные опыты, ни остановить инфляцию в мире. Но нам удалось резко уменьшить влияние волн инфляции во всем мире на дороговизну жизни в нашей стране путем реформ и увеличения доходов нетто.
Мы сделали за последний год, за один год столько, сколько Ликуд не сделал за десять лет. В 2009 году уровень дороговизны жизни в Израиле соответствовал среднему в Организации экономического сотрудничества и развития. В 2021 году, перед созданием нашего правительства, израильские показатели в этом плане уже на 37% превышали принятые в развитых странах. Это означает простую вещь: на протяжении 12 лет экономику никто не развивал. Была предоставлена чрезмерная власть монополиям и практически все решалось централизованным путем. За последний же год число реформ превысило все показатели в прошлом.
- Давайте поговорим о слоне в посудной лавке - о ценах на недвижимое имущество, которые вам не удалось понизить.
- Кризис в области недвижимости нигде в мире не удавалось преодолеть за один год. Резкое повышение цен производит шоковое впечатление со времен Кахлона. Та программа не удалась потому, что многие из обращавшихся не получали желаемого и возвращались на рынок. Молодые пары, даже из выигравших конкурс, но не получившие еще ключей, продолжали платить намного больше, чем им вроде было обещано, и происходило это из-за повышения цен, выросших за это время. Те, кто пытаются бороться с кризисом путем снижения спроса, допускают ошибку. Решение - в увеличении предложения. И мы закончили год с рекордным числом новых проектов, строительство которых уже началось, и рекордным числом законченных проектов, т.е. домов, поступивших на рынок. Кроме того, есть и другие положительные изменения на рынке жилья такие, как снижение регуляции в комиссии по строительству. Я могу пообещать, что к концу года цены понизятся. Уже сейчас заметно некое замедление темпов роста.
- Оказывалось ли на Вас какое-либо давление, например, со стороны строительных подрядчиков?
- Конечно, оказывалось. Но, к чести подрядчиков, необходимо отметить, что переговоры были строго профессиональными, а их требования в общем-то легитимными. А вот в вопросе повышения налога на прохладительные напитки давление было выходящим за всякие рамки. Представители компаний по производству этих напитков требовали, чтобы я встретился с генеральным директором "Кока-колы" и привели ко мне некого профессора, который претендовал на объективность, но, по сути, был ангажирован "Кока-колой".
Я совершенно не возражаю против лоббистов. Они могут присутствовать на заседании комиссии, могут высказывать свою точку зрения, но все должно происходить открыто, прозрачно. Согласно указанию Авигдора Либермана, я не встречался ни с кем из лоббистов. Министр не хотел давать им возможность оказывать на нас какое-либо давление.
- В чем смысл осуществлявшегося Вами перевода миллиардов шекелей с одной статьи бюджета на другую?
- Все переводы были утверждены на заседаниях комиссии на основании закона или решения правительства. Не было ничего противозаконного. Каждый перевод проходит через юридическое бюро Кнессета и осуществляется после утверждения на пленарном заседании. Все честно и открыто. Верно, что в законе о бюджете были соглашения, которые прошли через решение правительства, но, еще раз подчеркиваю: все упорядоченно и в соответствии с существующими положениями. Каждый шекель, перечисленный тому или иному министерству, так сказать, оприходовался контролером этого министерства, контролером министерства финансов и государственным контролером. Ни один шекель не проходил незамеченным.
Раньше финансовая комиссия на протяжении многих лет была как бы в контрах с министерством финансов, стремясь получить он них побольше. Она взымала как бы налог на утверждение того или иного предложения, брала своего рода "десятину". Во время моего председательства переговоры комиссии с министерством финансов были строго деловыми, каждый вопрос разбирался по существу, без вымогательств и угроз.
- Я слышал, что в Ваше время представители министерства финансов обладали немалым влиянием на членов комиссии, чего нее было при Гафни.
- Представители министерства финансов действительно чувствовали себя более комфортно, но не потому, что министр Либерман - лидер моей партии, а потому что переговоры были профессиональными и, как я сказал, без шантажа. Да, поговаривали, что теперь все, чего захочет министр финансов, будет приниматься в возглавляемой мной комиссии. Но это было не так - мы всегда искали решение, которое было бы действительно наилучшим.
- Как выглядело сотрудничество с оппозиционными фракциями?
- В большинстве случаев мы преуспели неплохо и в этом. Конечно, никто не забывал о своих партийных интересах, но в общем можно сказать, что сотрудничество было удовлетворительным. Правда порой к концу, если обстановка накалялась, представители оппозиции иногда выходили из себя. Например, для обсуждения закона об омикроне мы собирались десять раз, при том, что шесть заседаний по этому поводу были пустыми и служили лишь затягиванию времени. В противовес утверждениям некоторых оппозиция получила вполне достойное представительство.
Читайте также
- Но все же представители ультраортодоксальных партий утверждают, что подверглись дискриминации при распределении бюджетов.
- Нет, я не считаю, что тут была какая-то дискриминация, была попытка обеспечить необходимое равновесие. На протяжении многих лет они привыкли добиваться всего, пользуясь разветвленной системой ультраортодоксальных махеров, а мы положили этому конец. Мы утвердили им строго то, что полагается им по закону. В прошлом были всевозможные добавки на коалиционной основе на ешивы и прочие религиозные учебные заведения в размере миллиардов долларов, а мы это прикрыли. Конечно, они сердятся и я их понимаю.
- Как Вы думаете, Нетаниягу в последние дни действительно хотел создать другое правительство или просто хотел показать религиозным партиям, что попробовал все, что возможно?
- Я не намерен комментировать его действия. Человек готов сжечь всю страну лишь для того, чтобы вернуться в премьерское кресло. Так, например, он обусловил свою поддержку законопроекта о строительстве метро принятием закона об увеличении финансирования партий. Мы в НДИ категорически возражали против этого, поскольку речь идет об увеличении расходов на выборы, уже пятые за последнее время. Нет никаких оснований задерживать закон о строительстве метро. Миллионы граждан обречены стоять в пробках, если утверждение соответствующего закон задерживается только потому, что Нетаниягу желает вернуться в кресло премьера. Также обстояло дело с программой "Из формы на учебу". У Нетаниягу было сколько угодно времени, чтобы принять ее, но он этого не сделал, а когда ее выдвинули мы, пытался сначала торпедировать ее.
- Было действительно столь необходимо заканчивать существование этого кабинета министров или можно было продолжать его деятельность?
- Нельзя поддерживать существование правительства исключительно ради самого его существования. Коалиция должна проводить новые законы на пользу общества. А этого, к нашему глубочайшему сожалению, мы не могли делать. В результате мы опять остались без бюджета, который прочил многие полезнейшие перемены. По моему мнению, можно было сделать еще одну попытку сохранить правительство, но это решаю не я, а премьер-министр. Мне неизвестны все его мотивы, они, наверное, неизвестны никому, но я уважаю его решение.
Источник - Маарив