Как известно, 9-10 марта должен состояться официальный визит президента Израиля Ицхака Герцога в Турцию. Он станет первым визитом израильского гостя столь высокого ранга в Анкару за последние 15 лет. Ожидается, что эти переговоры ознаменуют нормализацию отношений между Анкарой и Иерусалимом, и, вполне вероятно, оба государства объявят о возвращении послов. По пути в Турцию запланированы также встречи израильского президента с руководством Греции и Кипра - чтобы заверить союзников в том, что улучшение отношений с Анкарой не скажется на нашем партнерстве с ними.
Радоваться ли нам предстоящему визиту? Если бы спросили меня, я бы сказал, что Израиль должен отказаться от приглашения Герцога к Эрдогану. Отношения между Израилем и Турцией начинались плохо. 29 ноября 1947 года она проголосовала против резолюции ООН о разделе Палестины, потом немного смирилась с созданием еврейского государства, но всякий раз, когда на него обрушивались арабы, поддерживала наших врагов. Турки с энтузиазмом голосовали за другую резолюцию ООН - "сионизм - это расизм" и с не меньшим энтузиазмом воспринимали любой кровавый навет на Израиль.
Правда, 1986-2000 годы ознаменовались чуть ли не бурным "романом" между двумя сторонами: совершались оружейные сделки, проходили совместные военные учения в воздухе и на море, прокладывались маршруты в Иран. Но при этом турки все равно не отказывались от признания "палестинского государства" и от любой возможности лишний раз оклеветать нас. А потом к власти пришел исламист Эрдоган, проявивший с самого начала ненависть к Израилю, и с тех пор отношения между странами постоянно трясло. Нашего посла неоднократно высылали из Анкары, а когда возвращали, то, в основном, для того, чтобы снова найти повод для его депортации.
Одновременно Турция приступила к официальной поддержке ХАМАСа, а когда так называемый "корабль мира" с террористами на борту, двигавшийся в сторону Газы, был задержан нашим военно-морским флотом и 9 террористов, оказавших вооруженное сопротивление, были убиты, она обвинила Израиль в нацизме. Тогдашний президент США Обама заставил Биньямина Нетаниягу извиниться за инцидент перед союзником по НАТО, в результате чего мы вынуждены были выплатить в качестве компенсации семьям уничтоженных террористов 21 миллион долларов.
Но и это не помогло. С одной стороны, турки выражали желание купить у нас средиземноморский газ, а с другой - угрожали повредить газовые вышки. Из-за событий у забора безопасности вдоль границы с Газой они вновь выслали нашего посла из Анкары и пообещали сопровождать своими боевыми кораблями очередной "конвой мира" в Газу. И при всем при этом Израиль воздерживался все эти годы от признания геноцида армян, учиненного турками в 1915 году, - чтобы не "навредить чувствительным отношениям".
А теперь самое главное: Эрдоган не только словесно выражал одобрение террористической деятельности ХАМАСа против Израиля - он предоставил ХАМАСу в своей стране базу для его "работы", обеспечил ему щедрое финансирование и политическую поддержку. Эрдоган перевел экстремистским исламским организациям десятки миллионов долларов на покупку недвижимости в Иерусалиме и размещение на ней турецких флагов. Этот дар "троянского коня" преследует дальние цели - субсидируемые организации должны в будущем, по замыслу турецкого "паши", поднять в Иерусалиме беспорядки и захватить Храмовую гору.
Но... в последнее время ситуация в Турции резко изменилась. Экономика страны рухнула, курс турецкой лиры упал до запредельной отметки, а двузначная инфляция вызывает постоянные протесты населения. Евросоюз в свои ряды Турцию не принимает, администрация США - как прежняя, так и нынешняя - относится к ней более чем прохладно. На этом фоне правительство Эрдогана желает улучшить отношения с нами, а также с Египтом, Эмиратами и Саудовской Аравией. Поэтому нам и прислали из Стамбула несколько "подсказок". Когда же там показалось, что мы не поняли, то арестовали чету израильтян Окнин, якобы снимавших "тайный" объект - известную всему миру по спутниковым снимкам резиденцию Эрдогана, а в качестве "особого жеста доброй воли", после звонка Герцога, отпустили. И мы, естественно, должны были испытывать за это "особую" благодарность. А потом позвонил "сам" Эрдоган и пригласил к себе в гости президента Герцога.
И вместо того, чтобы послать этого гада искать себе друзей в других краях (если они у него остались), Израиль радостно завилял хвостом и решил-таки послать президента в гости. Было бы, конечно, правильнее вежливо отказаться от приглашения - из-за загруженности расписаний, из-за "короны", да мало ли из-за чего еще! Хотя, на самом деле, только потому, что Эрдоган еще жив. Вот дайте нам знать, когда он умрет, и тогда мы сможем прибыть в гости - с соболезнованиями. Но... Израиль повел себя как избиваемая женщина, уверенная в том, что "если бьет, значит, любит", и на этот раз все будет в порядке.
Чего хочет Эрдоган, мы знаем. Много бизнес-связей и инвестиций для сохранения его рушащейся экономики, сделки по оружию, чтобы успешнее воевать с Сирией и курдами, природный газ и, конечно же, наше согласие на его присоединение к формирующемуся клубу ближневосточных стран, выступающих против усиления Ирана, которого Эрдоган также опасается. Египет и Эмираты умеют торговаться - они готовы взять с него вступительный взнос в этот клуб в качестве выдачи руководства "Братьев-мусульман", нашедшего себе убежище в Турции. Израиль тоже должен потребовать подобного взноса - прекращения всякой помощи ХАМАСу и изгнания его террористов из Турции.
Но и этого недостаточно. Потому что закрытие филиала ХАМАСа или обмен послами является изменчивой процедурой. Сегодня они закрываются, а завтра снова откроются. Сегодня наш посол прибыл в Анкару, а завтра нашелся очередной предлог для его высылки. На этот раз Израиль должен потребовать за нашу любовь более реальную цену. И - сначала деньги, а потом товар, чтобы не уподобляться той избитой женщине. Что я имею в виду?
Около двух месяцев назад министр иностранных дел Яир Лапид посетил Египет и в качестве "жеста доброй воли" привез в Каир 95 артефактов, вывезенных контрабандой из Страны пирамид и конфискованных в аэропорту им. Бен-Гуриона, а также обнаруженных у торговцев древностями в Иерусалиме. Израиль делает это не впервые. В 1974-1976 годах археолог Зеэв Машаль, ведя раскопки на Восточном Синае, нашел 3000-летнюю израильскую крепость времен древней монархии в Израиле. Там же были найдены каменные чаши и огромные урны, раскрашенные и покрытые надписями на иврите, которые очень важны для изучения еврейского алфавита и развития иудейской веры. Международные конвенции предусматривают, что археологические находки нельзя вывозить с "оккупированных территорий", и Израиль, наверное, единственная страна в мире, которая выполняет эти договоры. С подписанием мирного договора с Египтом мы вернули в Каир эти древние еврейские сокровища.
Читайте также
Египет обладает огромным богатством археологических памятников, начиная с древних периодов фараонов. Их музеи буквально взрываются экспонатами, и лишь доля процента всех чудесных находок представлена широкой публике - остальное пылится на складах. И все же египтяне не отказались от своего национального достояния, получив находки от израильских раскопок. Никто не знает, на какой склад их запихнули, потому что для Египта они не представляют никакого научного интереса. В то же время, несмотря на многолетние судебные процессы, британцы не хотят возвращать владельцам вывезенные ими сто и более лет назад сокровища из Греции, Египта, Индии, Израиля и других стран. То же самое можно сказать о Лувре и других крупных музеях Европы. А также о Стамбуле.
Есть немало исторических сокровищ, которые турки-османы награбили в Земле Израиля во времена своего правления. Среди наиболее известных - так называемая Морковная надпись, одна из самых древних надписей на иврите, обнаруженная на горизонтальных поверхностях скал у кургана Тель-Гезер. Надписи эти выгравировали женщины-рубщики Шилоаха в дни правления царя Иудеи Езекии, в 7 веке до нашей эры, а точнее, ровно 2724 года назад в рамках подготовки к ожидаемой осаде Иерусалима и вторжения в город ассирийского царя Синаххериба. Надписи были найдены арабами в 1880 году, когда страной правили турки. Во время ограбления кургана арабы оторвали таблички с надписью, вскоре турецкие власти конфисковали их, и с тех пор эта реликвия находится в музее Стамбула.
Как я уже отметил, международные конвенции предусматривают, чтобы турецкие власти вернули таблички стране, из которой они были вывезены. И если Израиль все-таки решил принять приглашение властей Турции, то было бы более чем уместно объявить, что президент Герцог прибудет в Анкару при условии, что на обратном пути в Израиль он будет везти в своем самолете ту самую Морковную надпись. Потому что она - наша.
Источник - Маарив
Перевод - Яков Зубарев