Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Ожидать ли новой арабской весны?

Миллионы человек участвуют в праздничных мероприятиях, и нынешний всплеск пандемии может привести к катастрофическим последствиям.

Вениамин Попов
23.07.2021
Фото: Getty Images

В Ближневосточном регионе усиливаются кризисные тенденции и намечается новая перегруппировка сил. Арабский мир сталкивается со множеством проблем. Положение усугубляется распространением коронавирусной инфекции.

В середине июля 2021 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) заявила, что всплеск пандемии в нескольких странах Ближнего Востока может иметь ужасные последствия, усугубляемые распространением штамма коронавируса "Дельта" и низкой доступностью вакцины. По данным ВОЗ, после снижения числа смертей в некоторых странах количество заболеваний значительно возросло, в том числе в Ливии, Иране, Ираке, Тунисе, Ливане и Марокко. В эти дни мусульмане отмечают Курбан-байрам. Миллионы человек участвуют в праздничных мероприятиях, и нынешний всплеск пандемии может привести к катастрофическим последствиям. Число зарегистрированных случаев заболеваний коронавирусом в регионе уже сейчас превысило 11,4 млн человек.

В нынешних условиях еще более востребованной является модернизация региона. По оценкам Всемирного банка, несмотря на значительный прогресс - уровень грамотности в арабском регионе поднялся с 43 в 1983 году до 79% в 2019-м, более 50 млн взрослых и сегодня неграмотны, что серьезно ограничивает их роль в качестве активных членов общества. Эти цифры усугубляются тем, что 6 млн детей вынуждены были бросить школу из-за конфликтов и бедности.

За последние 10 лет резко выросли цены на продовольствие. Это серьезно сказалось на ближневосточных государствах, которые и раньше испытывали проблемы с продовольственной безопасностью. Изменения климата привели к росту температур в регионе. В этом году пять стран присоединилось к "клубу 50° С" - государств, где становится невыносимо жарко.

Продовольственной безопасности региона угрожают конфликты, нестабильность, экономические потрясения, рост бедности, сокращение пахотных земель из-за опустынивания и быстрая урбанизация. Источники пресной воды быстро истощаются. По свидетельству Продовольственной сельскохозяйственной организации ООН, недоедает почти 10% населения.

Практически все арабские государства сталкиваются в том или ином виде с кризисными явлениями. В особенно сложном положении сегодня оказались Йемен, Ливан, Южный Судан. Далекой от стабильности остается ситуация в Ираке и Ливии.

Пандемия обострила многие экономические проблемы даже в зоне Персидского залива. В мае Оман был потрясен демонстрациями молодежи, протестующей против отсутствия работы. Уровень безработицы среди молодых людей, по данным Всемирного банка, здесь достигал 49%. Хрупкое финансовое состояние Омана - тревожный индикатор для других стран Персидского залива. Для Саудовского королевства создание рабочих мест для молодежи также остается острейшей проблемой. Половина населения страны - моложе 20 лет, и при этом почти 60% безработных - моложе 30. Только к концу десятилетия Саудовской Аравии придется создать 4,5 млн рабочих мест.

Конфликт между Эфиопией, с одной стороны, и Египтом и Суданом - с другой, из-за строительства плотины на Ниле принимает все более острые формы. Он показывает, насколько серьезной становится проблема обеспечения водой. В будущем споры из-за воды могут привести к новым разъединительным линиям: столкновения между Киргизией и Таджикистаном из-за источников воды показывают набирающую силу тенденцию в регионе.

Принципиально новыми моментами в общей ситуации на Ближнем Востоке является вывод американских войск из Афганистана и быстрое усиление позиций талибов в этой стране, а также возможность заключения сделки между США и Ираном относительно ядерной программы.

Большинство наблюдателей на Ближнем Востоке уверены в том, что в ближайшей перспективе будет достигнуто соглашение по иранской ядерной проблеме: переговоры между шестеркой государств и Тегераном в Вене продолжаются весьма энергично. Государства Персидского залива не могут не учитывать новые реальности, и, в частности, курс Вашингтона на достижение договоренностей с Ираном. В мае президент Ирака Бархам Салих подтвердил, что Саудовская Аравия и Иран провели двусторонние переговоры в Багдаде, стараясь ослабить напряженность. А уже в начале июля официальный представитель правительства Ирана сообщил о "хорошем прогрессе" на переговорах с Саудовским королевством.

Читайте также

Полуофициальная саудовская газета "Араб Ньюс" 14 июня этого года отмечала, что "ситуация и географическая близость диктуют, чтобы арабы и иранцы, особенно последние, сделали выбор в пользу сотрудничества и взаимопонимания и отказались от враждебной риторики". Учитывая постоянные критические стрелы саудовцев в адрес Тегерана, эта статья явно означает возможность начала нового этапа в отношениях стран Персидского залива.

В начале июня AFP сообщило, что Саудовская Аравия близка к достижению соглашения о нормализации дипломатических отношений с правительством президента Башара Асада. С первых дней сирийского конфликта Саудовская Аравия была ключевым игроком в поддержке сил, боровшихся за свержение Асада. Эр-Рияд снабжал их вооружением, оказывал финансовую помощь. Речь, по существу, идет о возвращении Сирии в арабскую семью. Саудовцы и ОАЭ хотят через сирийцев оказать давление на Иран с целью уменьшения наращивания стратегических военных ресурсов, прежде всего ракетного оружия.

В этом же русле лежат усилия по прекращению затянувшегося конфликта в Йемене. Как отмечала BBC, в 2015 году Саудовская Аравия начала военное вмешательство в гражданскую войну в Йемене, но никак не ожидала, что шесть лет спустя эта кампания будет продолжаться. Ее стоимость для саудовского бюджета уже оценивается в 100 млрд долл. Имеется вероятность того, что стороны конфликта заключат соглашение о разделе власти и важную роль в этом могут сыграть ОАЭ. Следует выделить новую роль Объединенных Арабских Эмиратов, которые выделяются своей активностью в инновационной политике. Это отражается и в усилении их влияния в региональной политике.

11-дневная военная конфронтация в Газе в мае этого года снова вернула палестинский вопрос в разряд приоритетных в мировой политике. В США и Западной Европе усилилась критика насильственных действий Израиля. В самом Израиле произошло "политическое землетрясение". Был отстранен Биньямин Нетаниягу, который занимал пост премьера в течение последних 12 лет, и было сформировано новое правительство. Тот факт, что впервые в новой коалиции участвуют представители арабской партии, говорит о том, что при наличии доброй воли арабы и евреи могут договориться о конструктивном сосуществовании.

Это событие укрепляет позиции тех оптимистов в регионе и за его пределами, которые настаивают на возможности реализации решений ООН о двух государствах в Палестине. В этой связи весьма примечательным является активизация роли Египта в достижении договоренностей между израильтянами и палестинцами, и, в частности, выделение 500 млн долл. на восстановление сектора Газы. Наблюдатели отмечают активизацию арабской политики Каира, что связано не только со стремлением Египта повысить свою роль в делах региона, но и желанием объединить ряды арабов в нарастающем конфликте с Эфиопией за воду Нила. Первый за многие годы визит президента Сиси в Ирак также является отражением вышеназванной тенденции. Все эти моменты говорят о том, что на Ближнем Востоке намечается серьезная перегруппировка сил, и вероятно, что этот процесс будет проходить в условиях появления новых конфликтных ситуаций.

Вениамин Попов - чрезвычайный и полномочный посол РФ, кандидат исторических наук.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке