Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Мнения

А
А

Тайны хасидского двора

Разобраться в различиях между ветвями хасидизма - задача небанальная. Тут идут в счет и длина пейсов, и частота исполнения супружеского долга.

Шауль Андрущак
04.07.2021
Фото: Walla! / Рони Кнафо

Попробуем в общих чертах уяснить, что представляют собой пять главных хасидских ветвей - или, как их еще называют, дворов - Израиля, пишет "Еврейский журнал".

Гур

Самый большой двор в Израиле: около 12 тысяч семей. Крупные общины гурских хасидов есть и в крупных городах - Иерусалиме, Хайфе, Бней-Браке, Петах-Тикве, Ашдоде, - и в небольших провинциальных: Араде, Хацор-Глилите и Кирьят-Гате.

История. Гура-Кальвария, откуда ведет начало двор, - это городок на берегу Вислы в 25 км от Варшавы. Династию основал в 1859 году р. Ицхак Меир Альтер, один из величайших раввинов Польши, хасид так называемого пшисхского течения. В польском городе Пшисха ставили во главу угла личное служение хасида, в отличие от Люблина, где больше ценилась верность главе общины. В "пшисхской» системе координат ребе был скорее наставником, чем сакральной фигурой, именно поэтому у гурских хасидов нет легенд о чудесах и знамениях, которые творили их лидеры.

В канун Второй мировой войны число гурских хасидов доходило до 100 тысяч человек. После Холокоста их стало значительно меньше, но к Гуру присоединились многочисленные хасиды из других дворов, лидеры которых погибли или по другим причинам не могли больше руководить последователями.

Лидер. С 1996 года течение возглавляет сын Пятого Гурского ребе, уроженец Лодзи 82-летний р. Яаков Арье Альтер. Вместе со своим окружением он фактически определяет редакционную политику старейшей и крупнейшей в Израиле ежедневной газеты "Амодиа», ориентированной на ультраортодоксалов.

Политика и общественная жизнь. Третий Гурский ребе Авраам Мордехай Альтер был одним из инициаторов создания и глав объединения ашкеназских ортодоксальных общин "Агудат Исраэль», которое сотрудничало с сионистскими структурами и имело влияние на ряд ультраортодоксальных сионистских партий, в первую очередь "Поалей Агудат Исраэль». На момент создания Государства Израиль гурский двор обладал надежной электоральной базой, политическим представительством и административным ресурсом. Это позволило создать обширную сеть социальных, медицинских и учебных заведений, в том числе для девушек, а также благотворительных фондов.

Обычно ультраортодоксы занимают должности замминистров, не желая публично солидаризироваться с сионистским нерелигиозным государством. Бывший министр здравоохранения Яаков Лицман, гурский хасид в первом поколении и приближенное лицо Гурского ребе, стал первым (и успешным!) ашкеназским ультраортодоксальным министром в израильском правительстве. Благодаря его усилиям больничные кассы стали оплачивать лечение зубов детям; улучшились условия содержания пациентов в психиатрических лечебницах; государственные больницы обязали открыть на своих территориях точки питания с низкими и фиксированными ценами.

Как опознать. Свои длинные, но незавитые пейсы большинство гурских хасидов в будни заправляют под сравнительно высокую и островерхую кипу. По субботам они носят сподики (шапки, более массивные, чем штраймлы), а пейсы распускают по плечам. Еще одна отличительная примета - брюки заправлены в носки, а не в чулки.

А еще… Гурская идеология предписывает по возможности воздерживаться от любых внешних проявлений эмоций. Молитвы гурских хасидов предельно коротки и тихи. Даже если в синагоге молятся несколько тысяч человек, за стеной может показаться, что в здании никого нет. Музыковеды утверждают, что в классических напевах гурских хасидов невозможно не заметить мощное влияние творчества Шопена и Мендельсона.

У гурских хасидов масса строгостей, связанных с разделением мужчин и женщин. Если вам доводилось слышать, например, про раздельные тротуары (правый для мужчин, левый для женщин), значит, речь шла о районе компактного проживания гурских хасидов. Именно они инициировали многолетнюю кампанию за то, чтобы на некоторых маршрутах общественного транспорта мужчины и женщины сидели в разных частях салона.

Брацлав

Брацлавский хасидизм пользуется в Израиле большой популярностью, хотя его последователей относительно немного (7 000 семей).

История. Ветвь основал р. Нахман из Брацлава, правнук основоположника хасидизма р. Исраэля Баал-Шем-Това. При этом р. Нахман прожил в Брацлаве всего семь лет, а похоронен в Умани. Самый известный обычай брацлавских хасидов - совершать паломничество на его могилу на Рош ха-Шана.

Во время Первой мировой и гражданской войны многие брацлавские евреи перебрались из России в Польшу. Там эта ветвь неожиданно обрела популярность, у нее появилась масса новых адептов. Два десятилетия расцвета и надежд закончились почти поголовной гибелью брацлавских хасидов Польши в Катастрофе. После Второй мировой войны от двора осталась только иерусалимская община в районе Меа Шеарим численностью около 70 семей.

Лидер. У брацлавских хасидов нет живого ребе (как и любого другого центрального руководства). Сегодня эта ветвь представляет из себя федерацию множества групп: часть возглавляема харизматичными лидерами, часть объединена вокруг неких идей или имени рабби Нахмана и паломничеств на его могилу в Умань. Отдельного упоминания заслуживают так называемые нахнахи - самая экзотическая и живописная группа: это последователи р. Исраэля Одессера, которые верят в магическую силу мантры "На-нах-нахма-Нахман-ме-Умань».

Политика и общественная жизнь. Вопреки современному имиджу брацлавского хасидизма, эта община была и остается крайне консервативной, антисионистской и закрытой. Достаточно сказать, что еще в 1980-е в синагоге категорически запрещалось давать уроки на иврите (только идиш!) и на протяжении нескольких лет туда не давали заходить новообращенным хасидам. Раввинскому суду Меа Шеарим пришлось вмешаться и напомнить ревнителям, что не пускать еврея в синагогу нельзя.

Как опознать. Одеваются брацлавцы по общей для большинства польских хасидов моде: закрытые черные сюртуки, круглые шляпы из тонкого фетра. Характерная черта - длинные, широкие и, как правило, неуложенные пейсы. Многие вплетают в кисти талитов лазоревые нити. Некоторые носят не черные полотняные ермолки, как почти у всех хасидов, а белые, сложной вязки, с неким подобием помпона (такие же у членов некоторых группировок иерусалимских радикальных ультраортодоксов).

А еще… Философия течения основана на вере в абсолютную непостижимость не только самого божественного начала, но и его проявлений. Кроме того, брацлавцы считают, что реальность условна, а человек обязан постоянно пребывать в состоянии радости и упования на Творца, ибо оно ведет к духовному росту. Из-за этого стремления к радости в некоторых группах вошло в моду устраивать на оживленных перекрестках перформансы с экстатическими танцами под очень громкую ритмичную музыку. Многие брацлавские хасиды занимаются творчеством: практически все хасидские музыканты, пишущие и исполняющие экспериментальную, авангардистскую музыку, - брацлавцы.

Также у брацлавских евреев принято уединяться на лоне природы, чтобы помолиться и, возможно, удостоиться религиозных переживаний и откровений. У последних поколений появилось обыкновение проводить в изучении Торы всю вторую половину ночи, поэтому многие брацлавские хасиды рано ложатся спать, а некоторые ведут ночной образ жизни.

ХАБАД

Перед каждыми выборами в Израиле политики и политологи задаются одним и тем же вопросом: как проголосуют любавические хасиды, они же "хабадники»? При этом, согласно статистике, в еврейском государстве всего около 4 000 семей любавических хасидов. Однако много тех, кто не попал в официальную статистику: любавический хасидизм предельно неформален, и на каждого хасида приходится несколько десятков семей, которые так или иначе прислушиваются к его мнению.

История. Учение ХАБАД, в основе которого лежит умение полностью контролировать эмоции и личная ответственность за всё происходящее с тобой, создал р. Шнеур-Залман из Ляд, основатель династии Любавических ребе. Сам он никогда не жил в Любавичах: туда перенес двор его сын, р. Дов-Бер. Долгое время параллельно Любавическому функционировало еще несколько дворов хабадского толка, но сегодня их последователей практически не осталось. Так что любавические хасиды и хабадники за редким исключением одно и то же.

Первые хасиды ХАБАДа начали пребывать в Святую Землю более 200 лет назад. Дольше века центром хабадского Израиля был Хеврон, но в 1929 году его община прекратила существование после чудовищного погрома. Сейчас столица ХАБАДа - основанный в 1949 году поселок Кфар-Хабад. Общины и районы компактного проживания есть в Иерусалиме, Лоде, Кирьят-Малахи, Цфате, Бейтаре и других городах.

Лидер. Последним Любавическим Ребе был р. Менахем-Мендл Шнеерсон, которого многие считали Машиахом (Мессией). Однако в 1994 году он скончался, а значит, по еврейскому закону Машиахом считаться не может. Смерть р. Менахема-Мендла привела двор к идеологическому расколу. Часть хасидов считает, что теперь остается ждать Машиаха, кем бы тот ни оказался, и делать всё возможное, чтобы приблизить его приход. Но "машихисты» продолжают верить в то, что Ребе всё же Машиах, и предлагают разные объяснения произошедшему в 1994 году. Впрочем, оба лагеря согласны, что достойных кандидатур на роль нового Ребе нет.

Политика и общественная жизнь. ХАБАД подчеркивает свою аполитичность и последовательно воздерживается от прямого участия в политической жизни Израиля. На практике же его видные представители всегда высказываются по вопросам, связанным с неприкосновенностью Торы, единством народа Израиля и безоговорочным правом евреев на Землю Израиля. В ХАБАДе это называют "заботой о благополучии миллионов евреев, да приумножится их число, проживающих в Святой Земле».

Как опознать. Рядового хабадника можно отличить по короткому пиджаку и шляпе из тонкого фетра с заломленной тульей и опущенным передним полем. В последние десятилетия большинство хабадников, которые не занимают представительские должности, носят рубахи навыпуск. Пейсы абсолютное большинство не отпускают - за этим стоят глубокие каббалистические соображения.

А еще… Хабадская культура долгой медитативной молитвы понемногу утрачивается. Зато прекрасно сохраняется традиция регулярных застолий, так называемых фарбренгенов, они же итваадуты: на них обсуждение идей хасидизма чередуется с хоровым пением. Слухи о количестве спиртного, выпиваемого участниками фарбренгенов, безбожно преувеличены: было дело в 1970-х, но Седьмой Любавический Ребе Менахем-Мендл Шнеерсон ввел очень строгие ограничения и по возрасту употребляющих, и по объему употребляемого.

ХАБАД, как и брацлавский хасидизм, активно пользуется СМИ, и в первую очередь интернетом, ведь учение ХАБАДа требует использовать все возможности для служения Творцу. Поэтому в Сети огромное количество хабадских сайтов на десятках языков.

Белз

Белзский двор - один из самых многочисленных и влиятельных в Израиле. В нем более 5 000 семей из Иерусалима, Хайфы, Бней-Брака, Тель-Авива, Ашдода, Бейт-Шемеша, Кирьят-Гата и Ноф ха-Галиля (бывший Нацрат-Илит).

История. Двор зародился в городе Белз недалеко от Львова. Основатель династии, р. Шалом Рокеах, которого называли "ар» ("правитель»), был учеником легендарного Люблинского провидца, учителя и наставника основателей важнейших династий хасидских ребе в Польше, Галиции, Волыни и Буковине.

Лидер. С 1966 года белзским равом остается р. Иссахар-Дов Рокеах, блестящий администратор, дипломат и смелый реформатор. Последнее в свое время стало полной неожиданностью и вызовом для двора, отличавшегося консерватизмом. Ребе пришлось столкнуться с жесткой оппозицией, вплоть до появления альтернативного претендента на звание главы течения. В итоге затяжной конфликт удалось разрешить.

Политика и общественная жизнь. Специфическая особенность белзского хасидизма - стремление быть самодостаточным: этот двор, как и очень далекий от него по другим параметрам любавический, чуть ли не единственный в Израиле, где есть автономные раввинские суды, структуры, сертифицирующие кошерность продуктов, издательства и СМИ (газета "Ба-махане а-хареди»).

Самой значительной и далеко идущей реформой белзского рава стал отход от радикальных антисионистских кругов и вхождение на правах автономии в партию "Агудат Исраэль», против которой предыдущие равы вели бескомпромиссную борьбу. Возможно, этому способствовало то, что нынешний белзский рав женат на дочери покойного Вижницкого ребе, возглавлявшего совет мудрецов Торы "Агудат Исраэль». В результате белзский хасидизм представлен в израильском парламенте.

Как опознать. Белзские хасиды носят нечто среднее между халатом и сюртуком ниже колена, а по субботам - кафтан из плотной черной ткани, расшитый черными же цветами и подпоясанный поясками-гартлами. Женатые мужчины надевают под него жилетку. Шляпы у них из плотного негнущегося фетра, с относительно узкими полями и высокой тульей с узкой лентой. По субботам и праздникам - разумеется, штраймлы. Брюки, как правило, в пол, но по субботам их сменяют сильно укороченные штаны с черными чулками (белые - по праздникам и на торжества типа свадьбы, обрезания или бар-мицвы). Пейсы отпускают довольно длинные, причем выходцы из Галиции их завивают, а из Венгрии - наматывают на уши. Еще белзского хасида можно узнать по очкам в пластиковой оправе: металлическая считается слишком современной.

А еще… От белзского хасида требуется б-гобоязненность, прилежание в изучении Торы и доверие ребе. Молятся белзцы быстро и сдержанно. Лидеры двора на протяжении трех поколений боролись с просветителями и вообще любыми новшествами, однако в последнее десятилетие появилась система женского среднего образования и современной околоакадемической педагогической подготовки кадров для учебных заведений. Замужним женщинам теперь негласно позволено покрывать голову не только платком, но и париком.

Читайте также

Вижница

Вижницкий (по названию города в Черниговской области) хасидизм - один из самых древних и входит в пятерку крупнейших в Израиле (более 5 000 семей). Больше всего последователей живет в Иерусалиме, Бней-Браке, Реховоте, Бейтаре, Ашдоде, Бейт-Шемеше, Эльаде и Афуле.

История. Основатель течения р. Яаков-Копл Хасид входил в ближний круг приближенных основателя всего хасидизма р. Исраэля Баал-Шем-Това. После Первой мировой войны двор сумел перебраться в Святую Землю. Переезд был завершен в 1944 году - в подмандатной Палестине к тому времени существовала значительная община вижницких хасидов, в основном занимавшихся сельским хозяйством и ремеслами. Центром вижницкого хасидизма в Израиле стал сначала Тель-Авив, а затем Бней-Брак.

Лидер. Общину возглавляет р. Исраэль Хагер Шестой, который если и попадает в выпуски новостей, то разве что в связи с "играми престолов» в его семье. В 2020 году ребе оказался одним из самых видных ультраортодоксальных духовных лидеров, призвавших не закрывать учебные заведения во время пандемии.

Политика и общественная жизнь. В Европе одной из характерных черт течения была демократичность: Вижницкие ребе много общались с остальными евреями и немало делали, чтобы облегчить их жизнь. Однако в Земле Израиля вижницкий двор пошел по пути изоляционизма.

Вижницкий хасидизм традиционно очень влиятелен в партии "Агудат Исраэль»: в любых ее предвыборных списках есть вижницкий хасид, который обычно становится депутатом (как правило, фракция "Агудат Исраэль» в Кнессете состоит из одного-двух гурских хасидов, одного белзского и/или вижницкого и одного представителя объединения мелких дворов). В отличие от коллег из других дворов, вижницкие депутаты всячески избегают контактов с прессой.

Вижницкие хасиды одного города стараются селиться несколькими относительно небольшими кластерами по 100-150 семей. У каждой городской общины есть своя синагога и учебные заведения для детей младшего и среднего возраста (кстати, в последнее время появилась тенденция переводить обучение на идиш). Значительные общины есть в США, Канаде, Великобритании и Бельгии.

Как опознать. Одежды вижницких хасидов похожи на одежды белзских: те же длинные халаты и шляпы из плотного фетра. Из заметных отличий - бантик на ленте шляпы у вижницких справа, а пейсы в среднем короче, чем у белзских, и туже завиты. По субботам вижницкие евреи надевают к коротким субботним штанам белые чулки. Нужно заметить, что при дворе борются за максимальную консервативность одежд, резко критикуя любые модные нововведения, будь то форма уголков лацканов кафтанов, ношение запонок или укладка меха на штраймлах.

А еще…Главные скрепы вижницких хасидов - сплоченность и максимальная вовлеченность каждого в общинную жизнь. Двор активно борется против использования гаджетов и интернета, но при этом имеет электронную рассылку внутренних новостей, от личных, вроде свадеб и похорон, до политических. Каждый хасид обязан хотя бы час в день изучать Тору, причем непременно в вижницкой синагоге или учебном зале.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке