Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Мнения

А
А

Межэтническое насилие в Израиле: уроки Акко и Хайфы

Сейчас, когда обе стороны конфликта в секторе Газа, наконец, согласились на прекращение огня, на первый план должна выйти ситуация внутри Израиля.

23.05.2021
Источник:Детали
Акко. Фото: пресс-служба полиции

Правительству и обществу предстоит осмыслить многочисленные погромы и акты насилия в городах со смешанным населением и понять, что делать, чтобы предотвратить подобные вспышки в будущем.

Ответы на эти вопросы старается дать Оре Корен - доцент Университета Индианы в Блумингтоне, который специализируется на причинах и последствиях политического насилия, включая гражданские войны, жестокие беспорядки и массовые убийства. Его анализ опубликован в издании Foreign Policy.

Корен задается вопросом: почему в одних израильских городах со смешанным населением беспорядки разгорелись сильнее, чем в других? Почему проект сосуществования в некоторых частях страны кажется более успешным, чем в других?

Взять хотя бы Акко и Хайфу. Два расположенных недалеко друг от друга города стали свидетелями разного уровня насилия. Если Акко попал в телевизионные новости из-за масштабных погромов как со стороны арабов, так и правых еврейских группировок, то в Хайфе, хотя инциденты тоже случались, насилие было куда меньшим, несмотря на большую долю арабских граждан. Корен объясняет это социо-экономическими особенностями двух городов.

Из 48 тысяч жителей Акко около 15 тысяч - арабского происхождения. С тех пор, как 10 мая начались беспорядки, Акко пережил волну насилия со стороны как арабов, так и евреев. Экстремисты бросали камни и "коктейли Молотова"; участвовали в ожесточенных столкновениях и нападениях; поджигали культурные центры, полицейские участки, рестораны, автомобили, магазины и светофоры; даже пытались забить прохожего до смерти.

Хайфа - гораздо более крупный город и насчитывает около 280 тысяч жителей, из которых около 50 тысяч арабов. Хайфа тоже пережила насилие, в том числе забрасывание камнями, столкновения, поджоги и нападения на магазины. Но несмотря на попытки как израильских правых активистов, так и арабов из-за пределов города еще больше обострить ситуацию, массовые протесты в Хайфе были в основном ненасильственными, в том числе демонстрации против межэтнического насилия.

По сравнению с Хайфой, пишет Корен, Акко беднее и имеет более высокий уровень безработицы, что непропорционально сказывается на арабском населении. Здесь также менее развитая экономика, которая в значительной степени зависит от рабочих мест на фабриках и от рыболовства. Оба этих сектора в последние десятилетия пришли в упадок. Индустрия туризма, ранее являвшаяся основным источником доходов, также имела тенденцию к снижению, особенно во время коронавируса. Между тем, экономика Хайфы, в которой доминирует сектор услуг, смогла более эффективно отреагировать на эпидемию и ее последствия.

Читайте также

Демографически Акко более сегрегирован, чем Хайфа, - евреи и арабы здесь проживают в основном в разных кварталах. А групповая идентичность жителей Акко, как правило, больше связана с этнической принадлежностью, чем с другими факторами, такими как социально-экономический класс.

Частично это может быть связано с тем, что арабское население города более однородно и состоит в основном из мусульман. Напротив, арабское население Хайфы более разнообразно и состоит не только из мусульман, но и из арабов-христиан. В свою очередь, исторически важны и другие типы межсекторальной идентичности. Хайфа имеет сильную историю классовой идентичности, например, в этнически смешанных районах (где проживали портовые рабочие), которые из-за преобладания левых избирателей прозвали "красная Хайфа".

Отличаются и системы образования в этих городах. Власти Хайфы вложили значительные средства в образование, в том числе в арабоязычные школы. Католическая школа Назаретских монахинь входит в двадцатку лучших в Израиле. В городе также есть университет, в котором обучается много арабов из Хайфы и близлежащих деревень. Среди студентов Хайфского университета самое большое представительство арабов в Израиле. В университете есть специальная программа приема арабских студентов со смягченными языковыми требованиями.

Хотя проблемы с трудоустройством для выпускников, особенно арабов, остаются, система образования в городе открывает путь для повышения их мобильности. Для молодых арабов в Акко, которые не имеют такого же уровня начального и среднего образования, как их хайфские сверстники, шансы поступить в университеты ниже и, как следствие, их перспективы в будущем более ограничены.

В Хайфе далеко не мирно, и ситуация может быстро ухудшиться. Однако на данный момент кажется разумным предположить, что свою роль играют совершенно разные социально-экономические системы, существующие в этих городах. Таким образом, делает вывод Корен, обеспечение равных возможностей может быть ключом к более стабильным отношениям между евреями и арабами.

Эффективно перераспределяя ресурсы, обеспечивая пропорциональное политическое представительство в кнессете, улучшая доступ к образованию и трудоустройству, особенно в сферах, где арабы недостаточно представлены (например, высокие технологии) правительство и общество в Израиле могли бы в конечном итоге снизить вероятность насилия.

Исследования гражданского конфликта показывают важность всех этих факторов для мира. Способность Хайфы в значительной степени избежать насилия, которое мы видели в других смешанных городах, может служить уроком того, как начать работу по решению некоторых из этих проблем.

Но будет ли в Израиле правительство, которое, наконец, этим займется?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке