Политические баталии последней пары лет и сопровождающая их бурная полемика в израильских СМИ и социальных сетях подталкивают к мысли, что основной конфликт, раздирающий изнутри израильское еврейское общество, это конфликт между светскими и религиозными. Однако это не так. Речь идет о конфликте между модернизированными евреями и евреями-фундаменталистами.
Для модернизированных характерно наличие широкого спектра отношения к религии - от убежденных атеистов, которые не собираются отказываться от своего еврейства, до пока сравнительно малочисленных модернизированных ультраортодоксов. Да, да, харедим. Это те из них, кто идет служить в армию и сочетает изучение Торы с работой. Не по-черному, не в виде халтур и подработок, а в виде полноценной профессиональной карьеры.
Именно усилиями модернизированных евреев и было создано современное Государство Израиль, ставшее одним из самых экономически и технологически развитых государств, обеспечивающих своим гражданам и постоянным резидентам высокий уровень социальной защиты. Учитывая, что это еврейское государство, а евреев, как показывает история, все норовят обидеть, весьма существенно и то, что модернизированные евреи создали армию и другие силовые структуры, с которыми приходится считаться ближним и дальним соседям.
Идеологией модернизированных евреев, создавших и развивающих Государство Израиль (отдают они себе в этом отчет или нет), был и есть сионизм, идеология еврейского национализма европейского типа, поставившего своей задачей национальное самоопределение еврейского народа на его исторической родине. А то ведь, как известно, есть и вполне себе модернизированные евреи-ассимиляторы, которые вообще не хотят быть евреями.
Еврейский религиозный фундаментализм не нуждается в еврейском национальном государстве. На идеологическом уровне не нуждается, перекладывая задачу создания, точнее, возрождения еврейского государства на Мессию, каковой должен воссоздать его сразу идеальным. Когда-нибудь потом.
Религиозный фундаментализм рассматривает евреев не как нацию европейского типа (пусть находящуюся в процессе формирования), а как религиозную общину. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом сторонники данной идеологии - кроме самых идейных, типа "Нетурей карта" и сатмарских хасидов, готовы использовать ресурсы созданного и поддерживаемого модернизированными евреями Государства Израиль в своих интересах, по возможности, не давая ему ничего.
Для оправдания подобной позиции используется талмудическая притча (трактат "Санхедрин"), согласно которой, если встретились два верблюда - один обремененный поклажей, а другой без поклажи, то тот, у которого нет поклажи, должен уступить дорогу. Подразумевается, что у евреев-фундаменталистов есть груз в виде многовековой еврейской традиции и заповедей, а у модернизированных (в первую очередь светских) евреев такого груза нет, и потому они должны уступить дорогу.
Читайте также
Парадоксальным образом модернизированные евреи склонны в своей массе принимать подобную трактовку этой притчи. Я не имею в виду расплодившихся в последнее время воинственных русскоязычных харедолюбов, часть из которых продолжает клеймить в социальных сетях "врагов иудаизма" даже после наступления шаббата. Проблема состоит в том, что едва ли не большинство модернизированных (в первую очередь светских) евреев забыли, что их верблюд тоже несет поклажу.
Как и всякое приличное национальное движение, сионизм подразумевает наличие национальной истории и национальной литературы. Ну и? Проверьте, что изучают ваши дети по еврейской литературе и истории Израиля (если они учатся в государственных или в государственно-религиозных школах). Вы увидите, что это нечто бессвязное.
Все, кто учился в русской школе, в идеале должны себе представлять, что в XVIII веке был Фонвизин, который написал "Недоросля". Потом были Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Островский, Толстой, Чехов, Маяковский. Я говорю о программе вполне себе совковой школы (которая, кстати, включала упоминание о том, что до Фонвизина было "Слово о полку Игореве"). А у нас?
Наши дети ничего не знают о Нафтали-Герце Вайзеле, ивритском (про идишских я вообще молчу) поэте, который жил во времена Фонвизина. Не знают они ничего и писавших после него Аврааме Мапу, Иегуде-Лейбе Гордоне, Менделе Мойхер-Сфориме и других.
В смысле национальной истории все, конечно, слышали о Бар-Кохбе. Но никто не помнит отца еврейского театра Авраама Гольдфадена, благодаря которому мы все о нем знаем. Это Гольдфаден, прочитавший о предводителе повстанцев в написанной по-немецки истории еврейского народа Генриха (Цви) Греца, написал на идише пьесу "Бар-Кохба". 80-е годы XIX века, когда появилась эта пьеса, были временем еврейского национального возрождения. Еврейскому национальному движению нужен был герой. Символ. Бар-Кохба вполне подошел для этой роли. Он жил во II веке н.э. А что было в нашей стране потом? Кто знает о восстании евреев против византийцев в 613-617 гг.? Кто знает об обороне Хайфы евреями против крестоносцев в 1100 году? А это был последний, 1000 лет спустя после разрушения Второго Храма, бой евреев в своей стране против иноземных захватчиков.
Так что модернизированные евреи (включая религиозных сионистов) сами виноваты. Они создали Государство Израиль. Они своим трудом, мужеством и талантом развивают его. Только они забыли о поклаже, которую несет их верблюд. Вот и получилось, что в роли ответственных за "еврейство" национального государства выступают фундаменталисты-ультраортодоксы. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.