Zahav.МненияZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+27+20
Иерусалим
+26+15

Мнения

А
А

Прогрессивизм, разнообразие… В чем заключается идеология Netflix?

Означает ли это, что заядлый любитель Netflix превратится в избирателя Александрии Окасио-Кортес, настоящей иконы среди левых?

13.04.2021 Обновлено: 13.04.2021
Источник:ИноСМИ.Ru
Фото: Getty Images / Bloomberg

Время баррикад ушло, и теперь пламя восстания несут вперед хэштеги. В Твиттере постоянно обличают, осуждают и призывают к бойкоту. В 2018 году американские консерваторы нанесли удар по Netflix с помощью #boycottNetflix. Тем самым они хотели выразить протест против поворота платформы в сторону "синих" (демократов), произошедшего за последние годы. Причинами стали выражение президентом компании Ридо Хастингсом симпатий в адрес Демократической партии и его критика Дональда Трампа, сбор директором по контенту Тедом Сарандосом средств для Барака Обамы в ходе его второй избирательной кампании, контракт на большую сумму с семьей Обамы для съемок материалов о ней, появление в совете директоров бывшей советницы прошлого президента США.

Правые консерваторы засыпали руководство Netflix вопросами в соцсетях и написали десятки тысяч возмущенных твитов в надежде на то, что пользователи начнут отменять подписку, но… все их усилия ни к чему не привели. Netflix продолжил головокружительный взлет и лишь обновил рекорд в 2020 году: 204 миллиона подписчиков по всему миру (+37 миллионов за год), оборот в 6,6 миллиарда долларов и 542 миллиона долларов прибыли.

Системный расизм, борьба с патриархатом и интерсекционный феминизм

В целом, создаваемый платформой контент вызывает раздражение консервативно настроенной части населения. Сериалы и фильмы, как ей кажется, со слащавой благожелательностью представляют модные среди части левых идеи вроде интерсекционного феминизма. Netflix пытается средствами кинорепертуара вносить свою лепту в борьбу против "системного расизма". Некоторая часть его контента явно норовит "разрушить патриархат" (то есть втоптать в грязь мужчин во имя якобы достижимых таким образом равных прав с ними у женщин). Это касается, например, продвигавшегося в начале февраля фильма "Бунтарка", истории о скромной 16-летней девушке, которая анонимно обличает сексизм в своей школе.

Что стоит за протестом против такого тренда? Или это — выходки ярых реакционеров, которым повсюду мерещатся "происки левых"? Или же мир в представлении Netflix действительно несет на себе отпечаток прогрессивизма? В любом случае, любители контента с открыто прогрессисткой тематикой явно получают за потраченные на подписку деньги желанный продукт, а вот о консерваторах этого не скажешь. Обращают на это внимание и СМИ.

Так, бельгийский женский журнал L'Officiel составил список "шести сериалов для просвещения/борьбы с системным расизмом". Buzzfeed отметил "16 сериалов Netflix, которые стоит посмотреть, когда вас тошнит от патриархата". A Konbini выделил "десять сериалов для понимания системного расизма" (идея о том, что расизм неразрывно связан с западным обществом). В числе последних, кстати, оказался сериал "Поза", который как нельзя лучше отражает доминирующую идеологию в левом крыле Демократической партии США. События разворачиваются в Нью-Йорке 1980-х годов и повествуют о множественной дискриминации, с которой сталкивались работницы секс-индустрии, транссексуалки и чернокожие секс-работницы. И вся-то их ошибка была в том, что они напрасно пытались интегрироваться в "гетеронормативное и цисгендерное общество", как утверждает Konbini. "Поза" говорит нам одну очень важную вещь: жизнь черных трансов имеет значение", — гласит заключение. После просмотра сериала алгоритм перенаправляет зрителя на похожий контент вроде документального фильма о "транс-идентичности" или сериала "Дорогие белые". Краткое содержание: афроамериканская студентка Саманта Уайт берет слово на университетском радио, чтобы осудить расистское поведение в вузе, где ее товарищи не чураются "блекфейса" (грим под черного), и вызывает тем самым злобу и ненависть белых. Критикам Netflix, наверное, можно ответить, что компания ломится в открытую дверь: подобное поведение и так давно уже все осуждают.

Идентичность — вопрос номер один для Запада

Что касается контента собственного производства Netflix, баланс между прогрессивизмом и "антипрогрессивизмом" определенно не выдержан и явно складывается в пользу первого с риском того, что все это может броситься в глаза. Разумеется, приведенные примеры не отражают весь каталог платформы. Если поискать, в Netflix можно найти фильмы, которые некоторые обвинили бы в продвижении традиционных идей. Например, "Американская ода" Рона Ховарда описывает судьбу забытых многими жителей периферии США. Что касается сериалов, стоит посмотреть израильские, которые снискали успех по всему миру. Залог их успеха в том, что они поднимают тему возвращения религии и вопрос идентичности, который сейчас очень остро стоит во всех западных обществах (Паскаль Брюкнер и Ален Финкелькраут регулярно отражают это в своих работах).

Вышедший в 2014 году "Мекими" представляет историю девушки левых взглядов из Тель-Авива, которая была блестящей телеведущей, но отказалась от телекамер, чтобы вести жизнь ортодоксальной иудейки вместе с любимым мужчиной. В 2020 году драма "Неортодоксальная" рассказала об эмансипации и бегстве в Берлин молодой ортодоксальной американской еврейки. Немалый успех снискал также "Штисель". Перипетии третьего сезона (скрытая беременность, фиктивный брак, несчастная любовь) достойны любовного романа, но сила сериала в том, что он представляет быт ультраортодоксальных иудеев.

Читайте также

Поляризация умов

Означает ли это, что заядлый любитель Netflix превратится в избирателя Бенуа Амона во Франции и примется в США расклеивать на стенах постеры Александрии Окасио-Кортес, депутата Конгресса от Демократической партии и настоящей иконы среди левых? Нет. Причина тому — машинное обучение, то есть алгоритм, который внимательно анализирует поведение пользователя. Алгоритм будет привлекать его внимание к тому или иному видео с помощью специально отобранных кадров и предлагает тем, кто не ищет прогрессистский контент, другие материалы, более подходящие их ценностям и взглядам на мир. Все это напоминает Фейсбук c его пузырем алгоритмов, из-за которого у вас может сложиться впечатление, что большинство людей в мире придерживаются того же мнения, что и вы. В результате каждый лишь укрепляется в вере в собственную правоту. В своей книге Жером Фурке справедливо отмечал "архипелагизацию" общества. Мы пришли к этому, и Netflix не остается в стороне.

Ронан Планшон (Ronan Planchon), Le Figaro (Франция)

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке