Кроме того, президент - пожалуй, единственный человек в Израиле, вынужденный сохранять объективность в нынешней политической ситуации, что чрезвычайно трудно, а то и невозможно.
Вероятно, поэтому он отложил консультации с представителями партий чуть ли не на последний день, хотя прежде начинал их сразу же в срок, установленный законом. Надо заметить, что здесь у Ривлина большой опыт - за одну каденцию ему пришлось пережить пять выборов.
На этот раз консультациям предшествовал скандал: получив результаты голосования, президент призвал политиков "избрать небанальные пути сотрудничества". В штабе "Ликуда" в этих словах увидели попытку вмешательства в политику. Верные сторонники Нетаниягу - спикер Кнессета Ярив Левин, министр энергетики Юваль Штайниц и министр внутренней безопасности Амир Охана - выпустили заявление, упрекающее Ривлина в том, что он старается повлиять на процесс создания коалиции.
Из канцелярии президента ответили, что решение будет зависеть от того, кто из кандидатов способен создать коалицию, которая получит доверие Кнессета. Слово "доверие" здесь может играть ключевую роль. Не случайно во время встречи с делегацией Ликуда Ривлин спросил, нет ли у них другого кандидата на пост премьер-министра, так как ему, вероятно, придется учитывать "этические факторы".
Имел ли в виду глава государства суд, который именно в эти дни начался над Нетаниягу? Намеревался ли он изначально оставить Биби без мандата на создание коалиции? Вправду ли Ривлин верил, что сформировать правительство сейчас невозможно, как он заявил в начале консультаций, или хотел таким образом надавить на депутатов и склонить их к принятию "небанальных" решений? В любом случае, ему достался нелегкий выбор.
Если говорить о политических убеждениях, то Реувен Ривлин - ликудовец старой закалки, в свое время выступавший против шароновского плана размежевания. Нет сомнений, что он не хотел бы собственными руками давать шанс левому лагерю. Но при этом у него давний конфликт с Нетаниягу. Биби и его команда сделали все, чтобы помешать избранию Ривлина на пост президента в 2014 году, и поддержали его кандидатуру в последний момент, когда выбора уже не оставалось. Сам глава государства считает, что Нетаниягу несет ответственность за многие беды Израиля и за превращение "Ликуда" в партию одного человека. Кроме того, Ривлин очень близок с Сааром, который еще в 2014 году руководил его избирательной кампанией.
Читайте также
Однако президент не может себе позволить проявлять свое отношение к кандидатам. В "Ликуде" давно ждут повода, чтобы обвинить его в пристрастности и таким образом дискредитировать его решение. Вслед за этим может встать вопрос о правомочности института президентства, который многие считают лишним и обременительным для бюджета.
Реувену Ривлину совсем не улыбается уйти со своего с поста с запятнанной репутацией и оказаться тем государственным деятелям, который приведет к уничтожению президентского поста или, по крайней мере, спровоцирует обсуждение этой темы. С другой стороны, он не хотел бы упреков в содействии безграничной и бесконечной власти Биби. Пятые выборы в сентябре - тоже плохой вариант, поскольку он означает, что президент оставит свой пост в разгар политического кризиса, к которому сам причастен.
Каденция Ривлина заканчивается в июле, и он мечтал бы войти в историю народным президентом, открывшим путь для диалога между различными прослойками и политическими течениями. Такую роль примирителя он брал на себя в разгар "короны", призывая общество доверять властям и соблюдать ограничения, не один раз извинившись за собственное нарушение карантина. Он сам обратился к правительству с просьбой понизить ему зарплату из-за кризиса.
Несмотря на то, что Нетаниягу постоянно обвинял Ривлина в подготовке заговора против него, тот исправно передавал ему мандат на формирование правительства, если Биби получал большинство рекомендаций от фракций Кнессета. Это происходило и в прошлом году, когда Нетаниягу уже были предъявлены обвинения.
Можно догадаться, что подобные шаги давались президенту нелегко, и не только из-за его личных отношений с Биби, но и из-за убеждения, что тот не достоин быть главой правительства. Ривлин, вероятно, больше всего боялся нынешней ситуации - когда придется брать на себя ответственность за "небанальное решение". В день выборов он обратился к народу Израиля с отчаянным призывом: "Я хочу услышать ваш голос, чтобы я понял, чего вы ждете от меня и что вы считаете правильным для государства Израиль". Но итоги голосования показали, что израильтяне сами не знают, чего они хотят. Президенту пришлось выбирать среди вариантов, ни один из которых по-настоящему не устраивает ни общество, ни его самого.