Согласно докладу Антидиффамационной лиги (ADL) об антисемитизме в Европе, опубликованному 18 февраля, Власти Польши, России, Венгрии и некоторые парламентарии из Лейбористской партии Великобритании использовали антисемитизм в политических целях, сообщает "The Jerusalem Post".
В Польше кандидат в президенты Рафал Тшасковский стал объектом "антисемитской риторики" этим летом во время выборов, на которых он проиграл действующему президенту Анджею Дуде из правой партии "Право и справедливость", говорится в докладе ADL под названием "Выбор антисемитизма: инструментализация и толерантность к антисемитизму в современной европейской политике".
В докладе отмечается, что лидер партии "Право и справедливость" Ярослав Качиньский в телеинтервью заявил, что у Тшасковского "нет польской души, польского сердца и польского ума", поскольку он якобы согласился рассмотреть требования о реституции еврейской собственности, утраченной во время или после Холокоста. Тшасковский не еврей. В отчете это замечание не было названо антисемитским.
На вопрос, считает ли ADL заявление Качиньского антисемитским, пресс-секретарь ADL заявил: "Его высказывания определенно воспроизводят давние антисемитские клише. Подобное сопоставление "поляков" и "евреев" сигнализирует о том, что евреи в Польше каким-то образом не являются настоящими поляками. Заявление г-на Качиньского подразумевает, что быть настоящим поляком - означает не принимать еврейских требований о реституции. И, в более широком смысле, быть поляком означает выступать против еврейских претензий". В докладе ADL действительно говорилось, что замечания Качиньского "стали источником беспокойства для многих" как в Польше, так и за рубежом.
Что касается Венгрии, то в докладе упоминается так называемая правительственная кампания по "демонизации Джорджа Сороса", миллиардера-еврея, родившегося в Венгрии и финансирующего мероприятия, которые противоречат политике правого премьер-министра Виктора Орбана. Одна из причин проведения кампании связана с вопросом о прибытии иммигрантов из стран Ближнего Востока и Африки в Европу, против чего Орбан выступает, а Сорос активно поддерживает. В 2017 году венгерское правительство запустило кампанию против Сороса на рекламных щитах, на которых был изображен улыбающийся бизнесмен и филантроп и написано "Не позволяй ему смеяться последним". Федерация еврейских общин "Mazsihisz" предупредила, что кампания рискует ободрить антисемитов, подчеркнув, что Орбан "не антисемит".
Федерация еврейских общин Венгрии EMIH оспорила заявление "Mazsihisz", охарактеризовав критику Сороса как политическую и законную. Но "решение Орбана критиковать американского еврея, а не чиновников Европейского Союза, обладающих властью над иммиграционной политикой ЕС, вызывает вопросы", - говорится в докладе ADL, и подчеркивается: "Самый убедительный ответ заключается в том, что кампания была основана на восприимчивости к антисемитским стереотипам в венгерском обществе".
Читайте также
Что касается России, то в отчете говорится, что страна при президенте Владимире Путине использовала антисемитизм, преувеличивая его масштабы на Украине, с которой Россия ведет территориальный спор с 2014 года. Некоторые еврейские организации на Украине, в том числе Украинский еврейский комитет, заявляют, что антисемитизм там резко вырос после конфликта 2014 года, наряду с феноменом чествования нацистских коллаборационистов, в том числе на парадах, участники которых одеты в униформу СС. Но "российские обвинения в том, что Украина является антисемитской страной, также привели к политизации дебатов об антисемитизме внутри украинской еврейской общины", - пишет ADL. "Некоторые лидеры заявили, что высказывание опасений по поводу антисемитизма на Украине является актом поддержки российской кампании дезинформации".
О лейбористской партии ADL писала, что время, когда ею руководил ультралевый Джереми Корбин, четырехлетний срок которого в качестве главы оппозиции закончился в прошлом году, "является ярчайшим примером того, как антисемитская риторика вокруг Израиля, сионизма и других форм антисемитизма была допущена внутри крупной политической партии, чтобы приспособиться к радикальному компоненту партии". По мере того как ряды партии пополнялись, "количество случаев антисемитской риторики и оскорблений со стороны этих новых членов неуклонно росло", и Корбин мало что делал, чтобы остановить это, пишет ADL.
Корбин отрицал обвинения в антисемитизме и предполагаемую неспособность наказать этих людей за то, что критикам казалось антисемитскими высказываниями ненависти, защищая работу комиссии по этике своей партии как беспристрастную и придерживающуюся самых высоких стандартов. Его преемник, центрист Кир Стармер, осудил Корбина и ненадолго исключил бывшего лидера из партии за то, что он преуменьшил значение проблемы антисемитизма в партии. Соединенное Королевство "представляет собой лучший пример потенциальных серьезных последствий антисемитизма в политике, даже при демократических режимах", - пишет ADL. "Антисемит стал лидером крупной партии и создал пространство доброжелательности для антисемитизма. Если бы он стал премьер-министром, британской еврейской общине был бы нанесен серьезный удар из-за беспрецедентной эмиграции, связанной с этим событием".