Zahav.МненияZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Мнения

А
А

Когда мертвый герой лучше живого

В Иране категорически не хотят любой эскалации в эти дни. Не хотят настолько, что Джавад Зариф предупредил Дональда Трампа.

Икрам Нур
03.01.2021
Источник:Haqqin.az
Фото: Reuters

Ровно год назад Тегеран обещал за смерть этого человека, считавшегося воплощением иранского героизма в борьбе против США и Израиля, "месть, от которой содрогнутся враги Исламской республики". Сейчас обещают то же самое - и вновь все ограничится словесными угрозами.

На Ближнем Востоке в этот день вспоминают смерть Касема Сулеймани. В регионе, как обычно, весьма оживленно: Иран готовится к памятным мероприятиям, а американцы - к возможным атакам со стороны иранцев и их союзников.

В Ираке ожидаются многотысячные шествия, протестные антиамериканские акции, в Зелёной зоне Багдада, где расположены правительственные учреждения, дипмиссии и посольство США, всё оцеплено и блокировано антитеррористическими силами Ирака.

Компетентные ведомства США считают, что Иран за последние 48 часов повысил уровень боеготовности части морских сил. Об этом CNN заявил высокопоставленный источник в Пентагоне. По его словам, "разведданные свидетельствуют о том, что за последние 48 часов был повышен уровень боеготовности некоторых морских сил Ирана в районе Персидского залива". Ранее на этой неделе источник канала в военном ведомстве утверждал, что Тегеран "перебрасывает в Ирак баллистические ракеты малой дальности".

Хизбалла готовится устроить парады и демонстрации, а тем временем жители Палестины сорвали или испортили практически все пропагандистские баннеры с изображением Касема Сулеймани.

В самом же Иране категорически не хотят любой эскалации в эти дни. Не хотят настолько, что Джавад Зариф предупредил Дональда Трампа о возможных атаках на США со стороны Израиля: "Новые разведывательные данные из Ирака говорят о том, что израильские агенты-провокаторы планируют атаки против американцев, ставя уходящего Трампа в безвыходное положение с ложным поводом к войне. Остерегайтесь ловушки".

Для внутренней аудитории: "Мы отомстим за нашего дорогого генерала Сулеймани! Жестоко отомстим!!!" Для внешней: "Ничего мы не готовим и заранее предупреждаем, что ни к чему такому непричастны". К годовщине выпущено лего о Сулеймани и подарочный набор из девяти книг, подготовлены различные мероприятия - словом, смерть боевого генерала превратилось в элемент пропаганды. И - не более.

В определенной степени годовщина смерти легендарного командира спецслужбы Аль-Кудс стала моментальным снимком на смартфон всей иранской внешней политики: много шума и громких заявлений на грани фола, много лозунгов и прочего сотрясания воздуха - и крайняя осторожность в любых шагах на международной арене.

Читайте также

Внутренней аудитории, привыкшей к тому, что при покойном генерале Иран в горячих точках предпочитал наступать, преподносится объяснение: "Наша пассивность - временная, вот сейчас придет к власти Байден, соглашение будет восстановлено, санкции снимут - и уж тогда мы перейдем в наступление по всем фронтам".

Верит этим убаюкиваниям меньшинство. Поскольку экономика страны дышит, что называется, через раз, социально-политическая обстановка накалена, а в политических элитах сейчас главный вопрос - о переделе власти накануне предстоящих 18 июня 2021 года президентских выборов в стране.

Консерваторы считают, что уже их выиграли. Вот только у них еще нет общего кандидата. Да и появится ли он - тоже пока вопрос. Начало избирательной кампании запланировано на февраль - март 2021 года. И начнется она с подачи заявок кандидатов, которые затем будут утверждаться Советом стражей конституции Ирана. И здесь возможны самые неожиданные сюрпризы, предсказать которые пока не может никто.

С твердой уверенностью говорить пока можно только об одном - для активных наступательных действий на международной арене у Тегерана сейчас нет возможностей. Для этого необходима консолидация элит, а этот процесс начнется только через пару месяцев после президентских выборов, когда путем сложных переговоров все группировки иранского истеблишмента договорятся между собой и достигнут нового баланса сил - этой "священной коровы" политической системы страны.

После чего наступит период осмысления того, в какой системе международных координат Иран теперь находится, поскольку за период его внешнеполитической пассивности вокруг его границ сложилась новая ситуация. От Аравии и до Пакистана, от Закавказья и до Турции - все настолько изменилось, что, подозреваю, в Тегеране попросту нет ответов на новые вызовы, их еще предстоит достичь.

Естественно, после того как в нормальное русло вернется сама страна - в экономике и социальной сфере, с той же пандемией и падением доходов, называя вещи своими именами - обнищанием домохозяйств. Что тоже, само по себе, в одночасье произойти не может, тут более чем достаточно подводных камней, начиная с главного - готовности к восстановлению сделки с Ираном со стороны Байдена, которая далеко не так однозначна, как это видится в Тегеране и других столицах.

Поэтому память о Сулеймани и приобрела год спустя ритуальный, но ни к чему особо не обязывающий характер. Для иранских элит он важен как символ, но ни в коем случае не как пример для подражания. Герой компьютерных игр, сериалов, лего, но не носитель неких идеалов. Поскольку для следования этим идеалам у иранской элиты пока нет ни желания, ни возможностей.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке